Новичок на ралли: как выжить за рулём гоночной «Гранты»

Недосып, борьба с самим собой, страх, скорость, рёв мотора и пролетающие мимо деревья – вот чем редактору «Авто Mail.ru» Вадиму Гагарину запомнился финал Кубка России по ралли
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Эта история должна была сложиться совсем по-другому. На этапе Российской серии кольцевых гонок (РСКГ), где я участвовал на «боевом» хэтчбеке Lada Granta класса «S1600», меня вдруг пригласили проехать в раллийном монокубке на схожей по технике «Гранте» R1. Абсолютное отсутствие опыта езды по грунту и гравию не сильно смущало — программа подготовки к «Ралли Санкт-Петербург 2019» предусматривала полноценный тестовый день. Тем более, я и не собирался тягаться с лидерами своего зачёта — задачей было знакомство с машиной и дисциплиной. Но что-то пошло не так...

Начиналось всё гладко — я продрался по разбитой грунтовке на универсале Lada Vesta SW Cross, сел в раллийную «Гранту» и начал ездить по тестовому участку, стараясь потихоньку ускоряться — прежде я никогда не гонял ни по такому покрытию, ни на этих шинах. В монокубке Lada Rally Cup в этом сезоне использовались отечественные покрышки Мастер-Спорт, но со следующего года спортсмены переходят на японские Yokohama Advan A035 размерности 175/65 R14.

Ещё тогда удивило, что лёгкая Granta R1 (минимальная масса без экипажа — 980 кг) уверенно держится на скользком и коварном покрытии, но, чтобы хоть как-то «вкатиться», нескольких проездов по короткому лесному отрезку мне не хватило. Главное отличие ралли от кольца — отсутствие возможности нарезать круги по конкретной трассе. Не можешь запомнить — слушай штурмана! А в наушниках ты слышишь то, что сам продиктовал ему ранее.

Чтобы ознакомиться уже с гоночными спецучастками, даётся всего два прохождения — причём скоростной режим определяется знаками и ПДД, а шины должны быть исключительно с доступом на дороги общего пользования. Вот и как понять, на какой скорости нужно проезжать каждый конкретный поворот, да ещё и на совсем другом автомобиле? Ответ один — только гонять, гонять и гонять, аккумулируя ценный опыт по крупицам.

Lada, которая обгоняет иномарки

А соперники в Lada Rally Cup такие, что порой заезжают в... десятку абсолютного зачёта, обгоняя не только почти всех (а иногда — и всех) конкурентов на переднем приводе, но и часть экипажей на гоночной технике с четырьмя ведущими колёсами. И это — Granta самой младшей категории 1400Н (или R1 при старте в Чемпионате России)!

Правда, под капотом тут двигатель объёмом 1,6 литра, но форсированный до 150 л.с. Это не предел, многие гонщики на своих машинах на свой страх и риск уменьшают ресурс мотора и поднимают мощность почти до 170 «лошадок», тщательно подбирая компоненты поршневой группы и работая с программой управления. Коробка передач — пятиступенчатая механика с возможностью выбора главной пары, передаточные числа изменены, стоит дисковый дифференциал повышенного трения.

6фотографий
Разумеется, в салоне установлен каркас безопасности, гоночные сиденья и руль, специальное переговорное устройство, которое подключается к наушникам в шлеме (иначе ничего не слышно). Все стёкла, кроме лобового, сделаны из лёгкого поликарбоната. Фото: Вадим Гагарин

Подвеска в базовом варианте идёт со стойками Lada Sport, за доплату установят амортизаторы питерской фирмы Spectrum, но никто не запрещает и детали от именитой конторы Ohlins. В общем, как это всегда и бывает в гонках, в рамках регламента допускаются любые эксперименты. Но этой машине всё равно далеко до иномарок классов 1600Н и 2000Н с моторами мощностью за 200 «лошадей» или «Гранты» категории R3/2000Н, где используется 195-сильный двигатель 1.7. А борются с ними они регулярно!

Финал — да не там!

«Моя» машина была в обычном 150-сильном варианте и на подвеске Spectrum — нет смысла ввязываться в гонку вооружений, не имея стартов на грунте. Да и прежде я ездил в ралли лишь единожды в 2012 году — тогда ещё в рамках Renault Logan Cup. Потом принимал участие только в зимних любительских соревнованиях. Так что моей главной задачей была работа со стенограммой и постепенное ускорение на спецучастках. Справиться с первой мне помогала штурман Екатерина Григорьева, накопившая неплохой опыт за несколько лет выступлений.

Но буквально за пару часов до торжественного старта на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге пришло шокирующее известие — ралли отменено! Формально причина была в конфликте местной автомобильной федерации и МВД, которые не смогли согласовать план безопасности мероприятия. Как было на самом деле — уже и не важно, потому что перед руководством Lada Rally Cup встала очень непростая задача. Нужно было перенести финал, но на какой этап? И как быть тем людям, которые со среды находились в Ленинградской области, тренировались и готовили технику?

7
Сервисный парк финала в Пскове был компактно расположен в самом центре города, а доступ к нему был у всех желающих: зрители охотно ходили там и фотографировались с машинами и гонщиками. Фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов

Местный официальный дилер «Интей-Лада» во главе с Алексеем Румянцевым, который организует и успешно проводит эту серию уже три года, принял соломоново решение — перенести гонку на финал Кубка России, ралли «Псков Ганзейский 2019», причём покрывая часть затрат участников. Несколько экипажей всё же отсеялось, ибо ехать предстояло... всего через несколько дней после этапа в Санкт-Петербурге.

С большим трудом удалось приехать на псковскую землю и нам — тесты я пропустил из-за командировки, половину ночи мы ехали из аэропорта Пулково в Псков, а уже в 8 утра рыжая Lada Vesta SW Cross устремила свой капот в сторону спецучастков. Ознакомление! Что ж, два часа сна — это лучше, чем его полное отсутствие, но главная проблема оказалась не в этом. Тут совсем другие дороги! Очень быстрые, разнообразные, а суммарная дистанция СУ была внушительной — почти 92 километра.

6фотографий
Зрительский участок также проходил в центре города и собрал неожиданно много зрителей, несмотря на достаточно поздний час! Приятно, что было много детей и молодёжи, которые активно обсуждали летающие раллийные машины. Фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов

Ситуацию с недосыпом несколько осложнил вечерний зрительский «суперспешал», который закончился поздно. Проходил он по асфальту — я решил поберечь коробку передач (самое слабое место машины) и нигде не использовал первую ступень, что привело к проигрышу нескольких секунд относительно лидеров Lada Rally Cup. Но тогда меня это не смутило, основная борьба намечалась на следующий день.

Холодный душ в жарком кокпите

Однако никакой борьбы не получилось, первый же «настоящий» СУ длиной 18,76 км для меня стал по сути тестами, которые я пропустил — на финиш я приехал с фантастическим проигрышем в 85 секунд от показавшего лучшее среди «Грант» время экипажа Павла Козлова и Юрия Куликова. После этого я обосновался на последнем (и десятом) месте в зачёте 1400Н — планы посоревноваться хотя бы где-то в середине провалились с треском.

Не вышло раскатиться и на СУ3 — из-за многочисленных вылетов с трассы он прошёл в дорожном режиме (без хронометража). А на СУ4 нам пришлось остановиться незадолго до финиша — Honda Civic Игоря Новикова и Александра Басманова угодила в серьёзную аварию, возле неё была табличка SOS. Получив указания от штурмана другого экипажа, мы помчались к судьям, чтобы вызвать «Скорую помощь». Потом нам компенсировали потерянное время, но псковская гонка наглядно продемонстрировала, что может произойти, если ты не имеешь тут такого опыта, но пытаешься гнать на всю катушку.

Я старался гнать от себя эти мысли, финишировать в дереве или в кювете мне совсем не хотелось. К счастью, машина тут только помогает — Granta стабильна, поведение её остаётся предсказуемым. Да и вообще — классно едет! Но требуется переломить сознание, поверить в автомобиль. Одни ощущения, когда ты едешь 120 км/ч, и совсем другие, когда тебе нужно вообще забыть о четвёртой передаче на большей части дистанции. Пятая, только пятая и как можно меньше отпускать газ!

Такого опыта у меня нет — кто знает, что случится в быстрой дуге или после трамплина? А вдруг неправильно записал поворот или расстояние? Да, страшно, тут много перегибов и слепых поворотов. И это, конечно, вынуждает правую ногу предательски подниматься с педали. Скорости высокие, поэтому даже секундная слабина приводит к большой потере времени. Но с каждым километром я старался давить в себе эту неуверенность, попутно привыкая к поведению машины и «держаку». Каким же было моё удивление, когда на повторном прохождении этого СУ я снял с собственного результата 36 секунд! А вроде делал почти всё то же самое...

Из-за сбоя камеры у нас не получилось записать свои онборды, поэтому прилагаем видеозапись из машины Максима Белюкова и Константина Александрова, которые показали лучшее время в зачёте 1400Н на СУ5

Проблема была в том, что вместе со мной ускорялись и соперники, поэтому, несмотря на все усилия, я к ним так и не приблизился. Неуверенность была не только в том, справлюсь ли я с машиной на близких к максимальным скоростях — не доверял я и своей стенограмме, в которой было немало неточностей. Тут уже недостаточно записать просто крутизну — я быстро понял, что нужно обозначать и длину поворота, и ширину покрытия, участки тут чередуются: широкая секция в поле может смениться узкой дорожкой в лесу (да ещё и влажной, потому что находится в тени). Конечно, Катя мне помогала не записывать уж откровенную ересь, но всё это сбивало с темпа и вынуждало сбрасывать драгоценную скорость.

Но, несмотря на все обстоятельства и сложную гонку, мы добрались до финиша, причём смогли избежать поломок и никуда не «убраться». И даже не последними! А в зачёте Lada Rally Cup наш экипаж и вовсе оказался на шестом месте после сходов соперников, не хватило 13 секунд до экипажа Максима Белюкова и Константина Александрова, которые столкнулись с проблемами на финальном СУ и вынуждены были толкать машину.

Инструмент не только для начинающих

Вообще, Lada Rally Cup — это классная серия для новичков. Во-первых, сама машина стоит сравнительно недорого — готовый к старту хэтчбек обойдётся в 1,3 миллиона рублей. Во-вторых, дешевле запчастей на раллийную машину попросту не найти. Но для того, чтобы попробовать свои силы, не обязательно её покупать — команда предлагает «Гранты» в аренду, причём по нескольким разным программам.

По минималке — это 100 тысяч за этап, куда уже включён стартовый взнос и гоночные комбинезоны для пилота и штурмана, а «всё включено» за 230 тысяч — это и перевозка машины, и её обслуживание, и регламентные работы после финиша. Кроме того, даётся скидка 10% при оплате за весь сезон и включён ралли-спринт 11 апреля 2020 года. Причём механики относятся к своим обязанностям добросовестно и подбадривают свои экипажи. Атмосфера весьма доброжелательная!

17
Официальный дилер «Интей-Лада», который является организатором Lada Rally Cup, на каждый этап привозит не только механиков и гоночные автомобили тех экипажей, которые у них обслуживаются, но и делают специальные фан-зоны, где размещаются зрители. Фото: Денис Кузнецов и Максим Морозов

Но главное, что здесь высокий уровень конкуренции — новичкам сразу станет понятно, куда расти. На финале в Пскове было четыре экипажа, состоящих из КМС и МС по автоспорту, а победитель гонки в абсолюте Дмитрий Воронов (тут он выступал на полноприводном Mitsubishi Lancer Evolution) в прежние годы просто уничтожал на «Гранте» весь монопривод. Кстати, он же поедет за заводскую команду Lada Sport Rosneft на «Гранте» класса R3 в чемпионате страны в 2020 году. Так что желающим узнать, что такое настоящее ралли, я настоятельно рекомендую ознакомиться с условиями Lada Rally Cup. А сам постараюсь проехать хотя бы ещё один этап — надо же понять, будет ли какой-то прогресс после первого старта!