День в истории: самый первый «Москвич»

Первый легковой автомобиль марки «Москвич» собран 4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей, который с 1968 года назывался Автомобильным заводом имени Ленинского комсомола — АЗЛК
Фишер Илья

Первая модель завода называлась «Москвич-400». Сегодня ходит много легенд об истории появления этого автомобиля. Одна из них гласит, что «Москвич-400» представлял собой почти точную копию немецкого автомобиля Opel Kadett K38. Якобы, сразу после победы в июле 1945 года, из советской зоны оккупации Германии по приказу Сталина были вывезены в Москву оборудование и документация бранденбургского автозавода Opel, на базе которых и был изготовлен «Москвич-400».

Четырехместная «легковушка» развивала максимальную скорость 90 км/ч, а мощность ее 4-тактного двигателя объемом 1074 см3 составляла 23 л.с. Автомобиль, оказавшийся весьма адекватным в непростых условиях эксплуатации, имел крепкий несущий цельнометаллический кузов и высокую ремонтопригодность.

И мы вполне готовы поверить в версию полного заимствования автомобиля в условиях послевоенной разрухи. Победа досталась невероятной ценой, и глупо было бы не воспользоваться ею для обеспечения мирной послевоенной жизни в СССР. А «Москвич» действительно представлял собой почти точную копию модели Kadett K38. Однако история его появления в СССР на самом деле выглядит не слишком складно.

Ряд источников утверждает, что выбор этой модификации был осуществлен лично Иосифом Сталиным, которого модель заинтересовала еще до войны. Он же собственной властью установил запрет на внесение каких-либо изменений в конструкцию до ее постановки в производство. Существует даже Постановление ГКО No 9905 от 26 августа 1945 года «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде». Но не все так очевидно.

Взять хотя бы тот факт, что завод Opel в Руссельхайме остался в американской зоне оккупации, а не в советской, откуда можно было вывезти все что угодно. К тому же после победы выяснилось, что от завода почти ничего не осталось.

А что говорят классики? Например, летописец советского автомобилестроения Лев Михайлович Шугуров в своей книге «Автомобили России и СССР» утверждает, что техническая документация на немецкий автомобиль отсутствовала практически полностью, и ее пришлось восстанавливать уже по готовым образцам и отдельно сохранившимся элементам технологической оснастки. В первую очередь для изготовления дверей — наиболее сложного в производстве элемента кузова.

Вторят ему и воспоминания ряда заводчан, заставших подготовку к выпуску первого «Москвича». Так, Александр Федорович Андронов — главный конструктор АЗЛК с 1949 и до середины 1970-х годов — подтверждает, что в лаборатории главного конструктора готовили чертежи самостоятельно, а производственную оснастку поставляли ГАЗ, ЗИС и другие советские предприятия.

Словом, сходство «Москвич-400» с «Опелем» отрицать глупо, но факт его банального копирования на уровне технической документации и оснастки не подтверждается. Производственный алгоритм пришлось разрабатывать едва ли не с чистого листа, поскольку именно Kadett K38 как нельзя лучше отвечал требованиям советской малолитражки.

Известно, что часть документации и оснастки для производства по заказу советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоящих из откомандированных советских и вольнонаемных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро, была воссоздана заново.

Над кузовом под руководством советского инженера Дыбова в Шварценберге работали 83 немецких специалиста. Над воссозданием двигателя под руководством профессора МАМИ Сороко-Новицкого в Берлине трудились 180 специалистов. А «Википедия» подсказывает, что варианты с деревянными кузовами «фургон» и «универсал» разрабатывались в КБ бывших заводов фирмы Auto Union в Хемнице, Чопау и Цвиккау, до войны выпускавших деревянные кузова для автомобилей DKW.

Штампы и пресс-формы для будущей модели на основе полученной из Германии документации были изготовлены на ЗИСе. Там же впоследствии наладили выпуск кузовных деталей и сварку кузовов. Словом, сходство «Москвича» и «Кадета» никем не оспаривается, но машина, в итоге, была спроектирована заново, а выпускалась на новой производственной оснастке.

Читайте также:

Контент недоступен