Занимающий целую стену 11-метровый дисплей с разрешением 4К буквально засасывает в себя зрителя качеством гигантской картинки. На нём крутится презентация компании Jaguar Land Rover (далее — JLR) о новых ценностях ближайшего автомобильного будущего. Нельзя просто делать новые автомобили, которые будут немного лучше старых. Нужно чувствовать тренды, подстраиваться и создавать их.
Осознанность как новая модель потребления
Уже сегодня на потребление товаров и услуг огромное влияние оказывает шеринг-экономика, эко-мода и доступность информации. Поэтому в JLR считают, что роскошь из традиционной и неуёмной станет прогрессивной и экологичной (переработанные материалы перестанут быть зазорными даже в премиуме); красота станет функциональной, а не существующий во имя себя самой; инновации — осознанными (каждая технология должна решать реальную задачу); а динамика машин — электрической.
На смену разговорам об удовольствии от вождения придут рассуждения об удобстве. Автомобиль будет сам делать всё, что касается езды, а пассажирам предлагается сосредоточиться на своих делах — работе, общении, отдыхе. Фраза «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» вывернется наизнанку. Потому что транспорт станет общим, а машина в собственности перейдёт в разряд вещей, подобным личной лошади или собственному дельтаплану. Для генерации новых идей и продуктов нужно подходящее место — и поэтому JLR создали самую крутую студию автодизайна.
Самый современный дизайн-центр в мире
Новая студия разработки в английском Гейдоне построена для того, чтобы продвинуться в миссии «Зеро». Под ней в Jaguar Land Rover подразумевают переход к нулевым выбросам, нулевой аварийности и нулевой перегрузке дорожной сети. Здание входит в десятку самых экологичных нежилых строений Великобритании — тут всюду солнечные панели, максимальное использование естественного света, естественная вентиляция, стеклянно-деревянная крыша и другие зелёные технологии.
На площади эквивалентной 480 футбольным полям 13000 дизайнеров и инженеров из разных стран сочиняют автомобильное будущее. В JLR утверждают, что это самая прогрессивная дизайн-студия в мире: в числе оборудования есть 30 уникальных роботов для сверхточной резки глиняных макетов, технологии виртуальной реальности для разработки и оценки интерьера и эргономики, тот самый 11-метровый дисплей с разрешением 4К и прочие хайтек-штуки.
Глиняное королевство
Потребитель любит глазами, поэтому главное — как автомобиль выглядит. Неудивительно, что самое засекреченное место, где запретили снимать, — так называемое глиняное королевство. Это модельные зоны, где команды дизайнеров (около 25 человек в Jaguar) работают над глиняными макетами кузова и салона будущих автомобилей: греют фенами, режут, гладят шпателями и обтягивают плёнкой, чтобы посмотреть в цвете. Когда не хватает солнечного света, проникающего сквозь смотрящую строго на север стеклянную стену, макет выкатывают на просторный плац внутреннего двора.
Для вдохновения рядом с зонами резки макетов стоят старые Ягуары, а также концепты марки из прошлого. В воплощённом в металле наследии марки всегда можно подсмотреть удачный элемент или деталь, которая будет связывать футуристичную новинку с пращурами и однозначно определять автомобиль как Jaguar. Этому придаётся особое значение, и в дизайне кузова и интерьера каждой новой машины зашифровывается масса тонких отсылок к предшественникам.
Я застал в работе четырёхдверный и явно электрический (выдаёт компоновка) GT-концепт. В конце презентации показали анимационный ролик с этой машиной. Похожа на концепт С-X75, но с ещё более сдвинутой вперёд кабиной, с гигантским дисплеем от двери до двери (вспоминается тот 11-метровый экран в студии), передней панелью салона из «мраморного» карбона и убирающимся в неё рулём. Это полноценный шоукар высокой степени готовности и, скорее всего, предвестник XJ. Правда, пока без силовой установки и даже с бутафорским шасси.
Технологии для цели Зеро
Дизайн-центр Jaguar Land Rover не всё делает самостоятельно — многие инновационные решения разрабатывают небольшие стартапы, крупные технологические компании или университеты. Например, в сотрудничестве с университетом Кембриджа придуман и вовсю тестируется трёхмерный голографический проекционный дисплей, который рисует водителю на настоящей местности дополненную реальность — указатели, предупреждения, уведомления. Пассажирам технология предлагает воспроизведение трёхмерных фильмов прямо в пространстве салона.
А отданные в тест-парк стартапа Waymo электрокары I-Pace позволяют накапливать данные о сценариях и проблемах беспилотного вождения. Аналогичную задачу решают обычные I-Pace, использующиеся в Мюнхенском такси. Кстати, в конструкции электрокроссовера использованы детали из переработанного домашнего пластика — с помощью химической компании BASF создан такой усилитель переднего бампера.
Вместе с университетом Глазго, компания JLR придумала и тестирует (уверяет, что на 80% успешно) терморуль, который нагревом правой или левой части (в соответствии с данными навигации) подсказывает водителю направление будущего поворота и тем экономит его запас концентрации. А основанная на распознавании лиц и показаниях датчиков биометрия призвана фиксировать усталость и корректировать настройки всех систем в салоне. Дальнейшее развитие идеи состоит в тонкой подстройке параметров движения, чтобы исключить укачивание пассажиров — это будет особенно актуально в грядущем полностью автономном транспорте.