А юристы с инженерами давно запретили затемнять стекла в автомобиле. Некоторое послабление россиянам, правда, все же оставили. Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» указывает, что «светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%».
70% — это много или мало? Для тех, у кого во главе угла имидж, однозначно мало! На глаз затемненные в соответствии с требованиями регламента стекла едва заметны. Чтобы было понятно: даже обычное чистое автомобильное стекло задерживает около 10-15% света (то есть его светопропускание — 85-90%).
Штраф невелик, а номера не снимают
Тем не менее, это не мешает многим противникам «аквариумов» закатывать машину в черную пленку по кругу. Встречаются индивиды, которым и этого не хватает, и тогда стекла тонируют... в 2 слоя!
Поклонников брутального имиджа 500-рублевым штрафом не остановишь. Еще несколько лет назад сотрудники ГИБДД решали проблему довольно успешно, снимая с тонированной машины номера. Потом закон смягчили, что многие восприняли как команду к действию. Впрочем, стражи дорог не сидели сложа руки и нанесли контрудар.
За тонировку сажают, но не везде
По новой схеме водителю, в первый раз остановленному за чрезмерно темные стекла, вручается не только постановление о наложении штрафа, но и письменное требование об устранении нарушения законодательства. Документ выдают под личную роспись. Можно отказаться от автографа, но сути дела это не меняет.
Если после этого водителя остановят в следующий раз, и стекла по-прежнему будут затонированы, то вместо назначения очередного 500-рублевого штрафа его отправят в суд за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ. А вот здесь наказание символическим уже не назовешь.
Как оказалось, и пары дней за решеткой для многих вполне достаточно для «просветления» (в прямом и переносном смыслах слова). Справедливости ради, эта практика, хотя и вытекает из норм федерального законодательства, работает не во всей стране.
Как измеряют светопропускание?
Хотя превышение видно и невооруженным глазом, для наказания нужны конкретные цифры. Степень затемнения определяют люксометром. Он имеется на вооружении сотрудников ГИБДД. Модели разные, следовательно, и условия измерений тоже неодинаковые.
Самые древние люксометры были требовательны к условиям измерения (обязательны плюсовая температура, отсутствие открытого солнца и пр.), а современные гораздо более универсальны. Обязательное требование для всех одно: они должны быть внесены в госреестр средств измерения и иметь свидетельство о поверке. Документы должны быть у сотрудников ГИБДД.
Новых «обманок» не придумали
Вечный вопрос: можно ли обмануть инспектора, да еще и с прибором? Можно. Рецепты давно известны: от опускания стекол перед постом ДПС до весьма технологичных способов. Первый вариант всерьез не рассматриваем. Второй, основанный на использовании электрохромных стекол, как, например, крыша у концептуального Lincoln Continental, вполне рабочий. Нажали кнопку — стекла затемнились, еще раз нажали (например, когда остановил инспектор) — и они опять прозрачны.
Самый распространенный способ — шторки или съемная тонировка. Их можно быстро демонтировать, если остановит сотрудник полиции. К тому же стоит этот вариант копейки. Увы, эстетически они устраивают далеко не всех. Ну а главное, что инспекторы тоже не лыком шиты и знают, как оштрафовать хитреца, заслонившегося шторками.
Сами себе все портите
Что бы ни говорили любители темных стекол, большого практического смысла в тонировании нет. Да, меньше нагревается салон. Да, оставленные вещи меньше привлекают злоумышленников. Но стоит задуматься, почему не тонируют машины, например, в южноевропейских или арабских странах, где климат на порядок жарче, да и с преступностью дела не лучше?
При этом то, что вместе с задержанным светом ровно на столько же снижается видимость водителем окружающей обстановки — это аксиома. Аргументы типа «а мне все видно» всерьез не рассматриваются, ведь природу не обманешь. Так что в конечном счете из-за тонировки всегда страдает безопасность.
Алексей Лучников