В ПДД вносят изменения, которые коснутся многих россиян

Для электросамокатов и сегвеев вводят знаки и запреты, появляются зеленая и синяя разметки

Минтранс предлагает ввести в ПДД новый термин средства индивидуальной мобильности (СИМ). Под него попадут электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды. Пользователю СИМ моложе семи лет разрешат ездить по тротуару и пешеходным дорожкам. Если электросамокатом управляет лицо старше 14 лет, то ему разрешат выезжать на край проезжей части при условии, что машины двигаются не быстрее 60 км/ч, а СИМ оборудован тормозом, светоотражателями и фонарем. Вводятся новые дорожные знаки: для обозначения зон, где запрещено пользоваться СИМ, и для обозначения мест зарядки электромобилей.

Появляется также новая разметка, в том числе синего цвета для обозначения платных парковочных мест.

Предложения по изменению ПДД размещены Минтрансом на regulation.gov.ru. Документ разрабатывался при участии ГИБДД.

Вводится новый термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К таким средствам будут относиться «устройства, предназначенные для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека»: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды и инвалидные коляски под понятие СИМ не попадут. Дети возрастом до семи лет, использующие для передвижения СИМ, будут приравнены к пешеходам.

Правила движения для владельцев СИМ изложены Минтрансом в текстовом и графическом виде. Основные ограничения, судя по всему, будут привязаны к возрасту пользователя устройства.

Если электросамокатом или другим СИМ пользуется ребенок младше семи лет, то передвигаться можно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам. Если электросамокатом или другим СИМ пользуется подросток возрастом от 7 до 14 лет, ему можно ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов). Если электросамокатом или СИМ пользуется лицо старше 14 лет, то оно должно двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон. Если такой возможности нет, то можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Если и этой возможности нет, то можно выехать на обочину.

content image for: 75063

Допускается выезжать на правый край проезжей части дорог, но только на дорогах со скоростным лимитом 60 км/ч и при условии, что СИМ оборудован электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом. Для выезда на проезжую часть у электросамоката должны быть световозвращатели — белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, а также фара белого цвета спереди, которую нужно включать или выключать в сумерках или в темноте. Выезжать на проезжую часть на гироскутере и моноколесе будет запрещено.

Во всех случаях совмещенного движения СИМ с пешеходами максимальная скорость движения велосипедистов и лиц, использующих СИМ, не может превышать 20 км/ч.

Такой же лимит будет действовать при пользовании СИМ в жилых зонах и во дворах. В случаях «совмещенного движения» велосипедистов и пользователей СИМ с пешеходами у последних будет преимущество.

content image for: 75063

Разговоры о введении регулирования для владельцев электросамокатов ведутся уже несколько лет на фоне прироста числа пользователей такой техники и популярности сервисов по их прокату. В сети активно обсуждаются видеоролики, как граждане на самокатах едут наравне с машинами со скоростью 50-70 км/ч. «Устройства индивидуальной мобильности могут развивать скорости выше 35-80 км/час, что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами», — считают в Минтрансе. Текущая редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, максимальное наказание для которых — 1,5 тыс. руб. за нарушение ПДД в состоянии опьянения. В начале октября «Ъ» рассказывал про разработку поправок, но согласованной версии документа на тот момент не было.

content image for: 75063

Глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов назвал предложенное Минтрансом решение «разочарованием».

«Ничего не поменяется, все продолжат ездить по тротуарам, как и сейчас, снова будут жертвы столкновений с электросамокатами, — говорит он. — Велодорожек даже в Москве мало, в остальных городах их почти нет. Это не регулирование, это подтверждение статус-кво. Тем более что ответственности за нарушение этих правил пока нет».

Тем временем в ПДД вносятся и другие изменения

. В частности, запрещается стоянка автомобилей на направляющих островках и островках безопасности. «Для ликвидации хаотичной парковки и обеспечения видимости в подобных местах приходится размещать малые архитектурные формы или бетонные блоки, ухудшающие не только внешний облик города, но и снижающие безопасность движения, особенно в ночное время и в зимний период, — поясняют в Минтрансе. — Внесение изменений в ПДД улучшит видимость транспортных средств и обеспечит повышение безопасности движения на пересечениях и пешеходных переходах».

С 1 июня 2021 года предлагается разрешить электромобилям и транспортным средствам, работающим на газу, въезжать в зоны, где запрещен проезд транспорта с низким экологическим классом. Знаки, обозначающие такие территории, были введены еще в 2017 году, но до сих пор ни одним регионом не применялись. Поправка предложена Минтрансом «в целях решения задач, определенных поручением президента» от 2 мая 2018 года по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

Табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» Минтранс предложил применять самостоятельно. Сейчас допускается ее использование только с другими дорожными знаками. С этой идеей ранее выступала ГИБДД, «Ъ» рассказывал об этом.

Для информирования водителей о местах зарядки электромобилей вводится новый знак (табличка) 8.26 «Зарядка электромобилей».
content image for: 75063

Вводятся новые цвета постоянной разметки: белая, желтая, красная, синяя, черная, зеленая. Синей разметкой, судя по материалам Минтранса, можно будет обозначать платные парковочные места (бесплатные — белой). Уточняется, что водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на круговом перекрестке, только при пересечении равнозначных дорог.

Сроки вступления в силу данных изменений пока не определены. Общественное обсуждение поправок закончится в конце ноября.

Иван Буранов

Читайте также:

Контент недоступен