В обозримом будущем в российских законах появятся нормы, касающиеся электросамокатов. Об этом сообщил начальник центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин. Будет создана и особая группа транспорта: «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Вопрос с урегулированием статуса сигвеев, моноколес и других экзотических средств передвижения возник не на пустом месте — к самокатчикам накопились претензии со стороны пешеходов. В проблеме разбирались «Известия».
Столкновения и перебранки
Электросамокаты с каждым годом становятся всё более популярным средством передвижения, особенно в крупных городах. Этот бюджетный и экологичный способ перемещения стал настоящим решением транспортной проблемы, практически альтернативой автомобилям; во всяком случае весной, летом и осенью. Но есть и негативная сторона — в случае легкомысленного поведения ездока такая техника реально угрожает безопасности на дорогах и тротуарах.
«Мы еще в 2016 году обратили внимание ГИБДД на участившиеся случаи травмирования пешеходов владельцами электромеханических транспортных средств (ЭТС). На что получили ответ, что их владельцы приравнены к пешеходам. В конце прошлого года мы получили статистику — десятки человек имеют тяжелые травмы и два погибших. На сегодняшний день число жертв увеличилось до четырех человек», — рассказал «Известиям» сопредседатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.
«Мосгордума, куда мы обращались по поводу проблемы, отреагировала на сигнал. Весной во время совещания представители парковых хозяйств подтвердили, что проблема существует», — рассказывает Соколов.
Чуть помедленнее
«Некоторые самокаты способны развить скорость до 40, а электромопеды — и до 60 км/ч. Такие устройства уже были замечены на МКАД. Устройства такого рода могут подпадать под категорию мопедов в ПДД — их мощность от 250 Вт до 4 кВт, два колеса... Но, к сожалению, ГИБДД отказалась приравнивать их к таковым», — говорит лидер «Союза пешеходов».
Организация предложила свою градацию ЭТС — электросамокаты мощностью более 250 Вт приравнять к мопедам, устройства меньшей мощности — к велосипедам, а к третьей категории отнести детские электросамокаты, скорость которых от 6 до 10 км/ч. Только им следует оставить право передвигаться по тротуару.
Наезды на пешеходов, катание в пьяном виде — всё это сегодня проходит безнаказанно для владельцев электросамокатов. Поэтому «Союз пешеходов» предлагает приравнять гражданскую ответственность владельцев СИМ к ответственности автомобилистов. Разумеется, никаких номеров и техосмотров быть не должно, да и права не предполагаются.
Ожесточенная дискуссия развернулась на специализированных форумах для любителей электромеханики. Однако по соседству с комментариями типа «ну всё, накатались» есть и взвешенные мнения.
«В принципе я не против, если введут ограничение на тротуаре, главное, чтоб при движении в правом крайнем ряду не ограничили скорость. Не тащиться же там те же 20 км/ч, мешая всем, ну и очень надеюсь, что права или ограничения по мощности для электротранспорта вводить не додумаются, по мне, движения по правой полосе и ограничений скорости на тротуаре более чем достаточно», — пишет пользователь из Дедовска, скрывающийся под ником vitas155.
Проблемы не только у нас
Между тем проблема электросамокатов — глобальная. Если в России только начинают вводить правовую базу для СИМ, то ряд европейских стран уже принял законы, регулирующие поведение самокатчиков на дорогах, а в ближайшее время ЕС введет общие для всех членов содружества нормы по этому поводу.
«Такие транспортные средства, как гироскутеры, сигвеи, моноколеса, в ряде стран ЕС будут скоро запрещены к использованию на тротуарах по той простой причине, что они не могут обеспечить экстренного торможения и резко сменить курс — в противном случае водитель падает и травмируется», — рассказывает Соколов.
Оказалось, что действия полиции были правомерными, а запрет был введен во избежание конфликтных ситуаций с туристами. В Каталонии 90-летнюю жительницу Барселоны насмерть сбила парочка молодых людей, несшихся на электросамокате со скоростью 30 км/ч. Их действия были квалифицированы как причинение смерти по неосторожности.
Пожалуй, страной-антирекордсменом по количеству несчастий с участием СИМ можно считать Сингапур. Только официально в городе-государстве зарегистрировано 20 тыс. пользователей ЭТС, и это без учета тысяч прокатных устройств. Владельцы обязаны устанавливать на любое СИМ ограничитель скорости до 25 км/ч. Помимо этого существует жесткая система штрафов. Кроме того, пару лет назад в Сингапуре создали специальную полицию, которая следит за самокатчиками.
Громкий скандал случился в прошлом году в Сан-Франциско, там одновременно свои проекты запустили сразу три сервиса по аренде самокатов Bird, Spin, Lime. Город с населением менее 900 тыс. человек был буквально завален двухколесными средствами, что привело к массовому использованию устройств на тротуарах. Властям поступило 1800 жалоб от граждан, после чего было решено очистить город от самокатов под угрозой штрафа в $100 за штуку. Проект продолжился, но в умеренных объемах.
Мир на доске с колесами
Однако тренд на микромобильность продолжает доминировать в современной урбанистике. По оценкам Forbes, только в Европе рынок проката составил на начало 2019 года €150 млн (учет ведется вместе с велосипедами). В России бизнес также развивается, по крайней мере в крупных городах. По данным mos.ru, в прошлом году москвичи совершили 180 000 поездок на прокатных электросамокатах — в столице работают 64 станции проката.
Иван Петров