Детали разработки рекомендаций по установке камер озвучил во время выставки «Дорога 2019» в Екатеринбурге первый замглавы Минтранса России Иннокентий Алафинов, отвечая на вопрос «Ъ», а также представитель института РосДОРНИИ (институт Минтранса, участвующий в разработке) во время одного из круглых столов.
Если камера стационарная, при этом измеряет среднюю скорость, то вместе с табличкой 8.23 «Фотовидеофиксация» будут ставиться также «специальные информационные щиты» (как они будут выглядеть, пока не ясно). Власти Польши такие указатели уже используют.
![](https://resizer.mail.ru/p/d491aa03-99dd-5347-b8ce-9724ae43765b/AQABn8A9q2SDqhJvGypr2dj_vmCUz84czlJcZL64rFoZJdZ7nTW9a5qsVmmtWnvjz1x9aY40t4RyBDR8Ss6TVMYOUpM.jpg)
Перед передвижными комплексами на треногах будут ставить щиты другого типа — с той же самой картинкой, что и на табличках 8.23, и информацией «о контролируемых условиях и режимах движения». Напомним, предупреждающие знаки в зоне действия «треногами» уже ставятся в Московской области.
Методика нацелена больше на использование стационарных камер, отметили в РосДОРНИИ: мобильные должны применяться в качестве «временной» меры.
Интерес представляют данные, которые получил РосДОРНИИ, исследуя практику использования камер в регионах. В 2019 году установили более 1,6 тыс. камер, почти уже 500 введено в эксплуатацию. Но лишь 25% камер планируется к установке в местах ДТП. «То есть их явно ставят не туда», — резюмировал представитель РосДОРНИИ. 41% новых камер обозначены на общедоступных картах в интернете. Таблички 8.23 установлены в 75% случаев. В 91% случае установка камер согласована с ГИБДД.
Документ, по словам Иннокентия Алафинова, вынесут на ближайший проектный комитет нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», к концу года рекомендации должны уйти в субъекты федерации. Чиновник подчеркнул, что власти «будут спрашивать за соблюдение методики». Впоследствии, отметил он, документ станет обязательным — это пропишут в законе, либо рекомендации получат статус нормативно-правового акта. «Любая общественная организация, открыв методичку, скажет: а почему у нас в регионе по-другому? — пояснил “Ъ” Иннокентий Алафинов.— Почему, уважаемый губернатор, из правильной и логичной цели, когда камера превращается в фискальный инструмент?».
Параллельно с разработкой методички в Госавтоинспекции, по сведениям «Ъ», думают над судьбой таблички 8.23 «Фотовидеофиксация».
![](https://resizer.mail.ru/p/81daa20b-08de-58b0-b9bd-84c5ec7af65e/AQABqd2aJoEbnzenZveGLWVA1EhwYMLWRmvp_z069pJa6idxDEiCtLNvJD0rfyj6nA0umAP_tb_pMVVN7_RMKZg8wEo.jpg)
Ее запрещено применять отдельно от других знаков (их вешают, как правило, на одном столбе с указателем ограничения скорости), потому в рекомендациях Минтранс склоняется к применению неких «информационных щитов», а не табличек. Пока в ГИБДД рассматривают две версии: либо допустить самостоятельное применение 8.23 или создать новый специальный знак. В любом случае, нужно будет вносить изменения в ГОСТ, это может занять 1−1,5 года.
В России нужно принимать отдельный государственный (по статусу выше, чем полицейский) административный регламент, который будет описывать весь жизненный цикл комплексов, включая правила установки, требования по соответствию ГОСТу, наличие «научно-обоснованной и аттестованной методики исследования материалов фотовидеофиксации», сохранность всех фотографий и организацию доступа граждан к ним, в том числе в онлайн-режиме, прокомментировал инициативу Минтранса эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.
![](https://resizer.mail.ru/p/9a505c04-337f-5096-b153-658b27eec4de/AQABzVyT7BforO3665fsn1T4HnG0rTfzflL9gnDK2xUnKgZqN8IyQ6jvn2e1l9z0r4S2wX-qZNwgk9sGlMjdj4Vk0P0.jpg)
«Важно прописать, что при выборе места установки камеры необходим аудит организации движения и скорости, чтобы исключить установку камеры в местах избыточных ограничений, провоцирующих формальные нарушения, не влекущие угрозы безопасности», — считает Шухман.
Спор о камерах
Применение камер стало одной из центральных тем выставки «Дорога 2019», семинаров и круглых столов, проходивших в Екатеринбурге всю эту неделю. Глава ГИБДД России Михаил Черников предложил использовать новый тип комплексов, встроенных в балку патрульных машин. Такие машины, возможно, появятся на дорогах уже в следующем году и будут мерять скорость других авто в потоке, прямо на ходу.
Активные споры в Екатеринбурге развернулись между Росавтодором и ГИБДД по поводу тысячи камер, установленных в 2019 году на федеральных дорогах. В Госавтоинспекции рассказали, что большая часть приборов не подключены и штрафы не выносят, в итоге водители массово нарушают ПДД. В пресс-службе Росавтодора эту информацию сначала отрицали, но вчера замначальника управления строительства и эксплуатации Росавтодора Антон Козлов на одном из круглых столов признался, что чуть более 460 комплексов еще в стадии подключения, однако с 1 декабря должны заработать.
По 166 комплексам есть «проблемы взаимодействия» с 5 регионами (в частности, не получается решить вопрос с 100 камерами в Дагестане и 49 в Краснодарском крае). Козлов заявил, что Росавтодор готов подключить и обслуживать комплексы в Дагестане за свой счет, но почтовые расходы по рассылке «писем счастья» брать на себя не будет. Власти Дагестана и региональное УГИБДД утверждают, что не могут этого сделать (хотя 100 млн руб. на это в бюджете выделено), так как регион не может тратить деньги из дорожных фондов на обслуживание чужого оборудования: это нецелевые расходы, следует из текста приказа Минтранса No 402. «
Как только мы из дорожного фонда Республики Дагестан берем деньги на эти цели, то сразу попадаем на прокурорскую проверку», — рассказал начальник УГИБДД по Дагестану Александр Шалагин. Антон Козлов из Росавтодора назвал это «неправильной трактовкой» документов. Похожая ситуация сложилась еще в ряде регионов.
Замглавы ГИБДД России Олег Понарьин заявил, что решение будет вырабатываться на отдельном совещании с Росавтодором и Минтрансом.