ПДД и самокаты: что должны знать водители и пешеходы

Аварий с индивидуальным электротранспортом становится все больше, а кто передвигается на всевозможных гироскутерах и моноколесах, про ПДД и не слышали. Пока власти только обсуждают введение специальных законов, но и сейчас соблюдать есть что
Алексей Лучников

Бойтесь самокатов

За последние годы структура трафика, особенно в крупных городах, заметно изменилась. Каршеринг, такси, общественный транспорт — все это появилось и развивается достаточно динамично. Еще один признак пересмотра взглядов на современную мобильность — всевозможные гаджеты на колесах.

Самокаты, моноколеса, электробайки медленно, но верно отвоевывают себе пространство. Они недороги, легки, компактны, но при этом умеют быстро ездить, не требуя от владельца каких-либо специальных умений и физической подготовки. По мере того, как пользование личным автомобилем в городе становится все большей роскошью, за устойчивость тренда на распространение индивидуального электротранспорта в ближайшие годы можно не беспокоиться. Это неплохо, ведь позволит разгрузить дороги.

Другая сторона медали — травматизм с участием новой категории участников дорожного движения. Только на улично-дорожной сети за последние 2,5 года произошло 140 аварий с участием людей на индивидуальных средствах передвижения. В них погибли 4 человека и 130 получили ранения.

Читайте также
ДТП на каршеринговом автомобиле. Что делать?
Самое неприятное, что может произойти при использовании каршерингового автомобиля, — это ДТП. Рассказываем, что делать в таких случаях

Не забываем, что несчастные случаи в парках и дворах в официальную статистику ГИБДД не попадают, а потому остаются без учета. Пока эти цифры не выглядят устрашающими, но чтобы проблем не было в будущем, побеспокоиться надо уже сейчас. Пока же к появлению гаджетов на колесах не готова ни городская инфраструктура, ни другие участники движения. Как выжить в этих условиях самому и не создать проблем другим?

Совет всем: опасайтесь людей на электрогаджетах. В силу своих конструктивных особенностей (малого размера и количества колес, необходимости человеку при движении стоять), а также отсутствия у многих пользователей достаточного опыта езды, довольно высока вероятность потерять управление со всеми вытекающими последствиями. А если это электросамокат, который после несложного апгрейда умеет разгоняться до 80 км/ч, вопрос без преувеличения встает о жизни и смерти.

ПДД не успевают

С точки зрения ГИБДД, люди на электрогаджетах, с какой бы скоростью они ни ехали, это пешеходы. Исключения составляют двух- и трехколесные электробайки с мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки более 250 Вт. По Правилам дорожного движения, они считаются мопедами, а значит, для управления ими нужно водительское удостоверение, как минимум, категории «М». Им не только можно, но и нужно ездить по проезжей части дорог, соблюдать требования знаков, светофоров и ряд других ограничений, о которых можно почитать в ПДД (раздел 24). Садиться за руль пьяным, как вы понимаете, тоже нельзя — на 1,5-2 года лишат прав, причем не только категории «М», а до кучи и всех остальных имеющихся. Ну и про 30-тысячный штраф, который прилагается к лишению, не надо забывать.

Читайте также
10 автомобилей, которые раскупают даже в кризис (фото)
Продажи новых автомобилей на российском рынке продолжают падать, свидетельствуют данные АЕБ за сентябрь. Однако есть и те, кто чувствует себя лучше рынка! Авто Mail.ru собрал 10 моделей, продажи которых умудряются расти, пока все падают

Остальным же пользователям современных средств передвижения стоит посоветовать вести себя как пешеходам, соблюдая все относящиеся к ним правила. Ваша среда обитания — тротуары и пешеходные дорожки. Переходить или, если хотите, переезжать дорогу надо по «зебре» или подземным и надземным переходам. Да, двигаться по тротуару не всегда удобно, ведь приходится преодолевать многочисленные пересечения с примыкающими дорогами, въездами во дворы.

Качество пешеходной инфраструктуры порой тоже оставляет желать лучшего. Увы, но использовать основное преимущество электротранспорта — ехать быстро — не получается. Тем не менее, это единственный шанс сохранить жизнь и здоровье. Удержать равновесие, передвигаясь на малюсеньких колесиках, на проезжей части с ее дефектами, термопластиковой разметкой, люками колодцев и решетками ливневки, как мы уже выяснили, очень непросто. Прибавьте к этому низкую заметность в транспортном потоке и отсутствие какой бы то ни было защиты, а затем делайте выводы.

Штрафы для пешеходов

Но и на тротуаре есть свои нюансы. Быстро ехать нельзя, хотя ограничений скорости для безлошадных, как вы знаете, не предусмотрено. Собьете пешехода и он получит вред здоровью — будете отвечать рублем, причем немалым. Хорошо, если все ограничится только лекарствами. А если он потеряет трудоспособность и на иждивении у него дети или пожилые родители, обеспечение всем им достойной жизни ляжет на ваши плечи. Таков закон!

Пересекаете на электрогаджете проезжую часть — тоже не забудьте про правила движения. Ну и здравый смысл и инстинкт самосохранения включить не помешает. Ваше главное отличие от обычного пешехода — возможность двигаться с более высокой скоростью, зачастую настолько высокой, что подъезжающей к «зебре» водитель может быть просто не в состоянии спрогнозировать ваше внезапное появление у него на пути. Не забывайте, что для пешеходов-нарушителей в Административном кодексе даже есть своя статья, по которой могут предупредить или оштрафовать на 500 рублей. Но главное тут совсем другое: пусть даже по ПДД вы будете трижды правы (хотя не факт, учитывая, что приоритет пешехода на переходе не безусловный), здоровье, а то и жизнь вам никто не вернет.

Алексей Лучников