Большое автопутешествие: как не нарваться на штрафы

Как ориентироваться в поездке, как себя вести в дороге и не попасть на деньги
Дмитрий Ласьков

Навигация и карты

Планирование пути удобнее всего делать в онлайн-картах, и наиболее полный функционал для этого предоставляет сервис «Мои карты» от Google — там можно рисовать маршрут, добавлять точки интереса и работать со слоями. Но есть и досадные ограничения: сервис не считает расстояния, не позволяет игнорировать закрытие «сезонных» дорог (тех же горных перевалов — это неудобно при планировании летней поездки зимними вечерами, например) и в целом имеет громоздкий и не слишком интуитивный интерфейс.

Можно использовать мощное мобильное приложение Maps.me — оно позволяет работать с закладками (в том числе импортировать-экспортировать их, чтобы делиться точками маршрута с друзьями) и строить маршруты — и всё это без подключения к интернету, если скачать карты заранее. Но это исключительно мобильное решение.

Когда всё готово, распечатайте карту с ключевыми точками — и перемещайтесь по ним в поездке с помощью любого удобного навигатора. Практика показывает, что комбинации двух вышеперечисленных сервисов достаточно, чтобы комфортно ориентироваться в ходе поездки, находить рестораны, парковки, заправки и магазины. Кстати, недавно мы проводили опрос читателей о том, какой навигатор они предпочитают, — и вот его любопытные результаты.

Камеры, штрафы, полиция и ПДД

Перед поездкой обязательно изучите дорожные правила в той стране, куда направляетесь. Если стран несколько — составьте табличку и держите её под рукой, иначе обязательно запутаетесь где за городом можно 80, а где 90. Ведь о наших «бесплатных плюс 20» нужно забыть — в большинстве стран даже за 2-3 км/ч превышение будет выписан штраф. А если неймётся доехать быстрее, то лучше ориентироваться на темп местных водителей. Ещё варианты — мобильные приложения вроде «Стрелки» (в России и Белоруссии работает корректно) или Waze (больше подходит для дорог Европы).

А вот радар-детекторы в некоторых странах запрещены даже к перевозке, не то что к использованию. Обращайте внимание и на моргание фар встречных водителей — о патрулях и засадах «у них», как и у нас, принято предупреждать. Если же хочется превысить ради адреналина, то езжайте в Германию (пока там ещё остались безлимитные автобаны) или в горы, где формально есть ограничение скорости 80-90, но фактически всё упирается только в инстинкт самосохранения — полиции и камер там не бывает. А вот в европейских городках камер хватает, но обычно они обозначены либо знаком, либо видны издалека благодаря яркому корпусу. Хотя если автомобиль на российских номерах, то велика вероятность, что штраф так и уйдёт в никуда. Но мы вам этого не говорили и вообще ничего такого не гарантируем.

Парковки

Там, где парковки бесплатные, стоит заботиться только о сохранности имущества. Машина с «чужими» номерами может привлекать внимание злоумышленников хоть в Тбилиси, хоть в Париже — везде найдутся желающие поживиться добром путешественников, которые везут с собой наличные, фотокамеры и прочие ценности. Поэтому не оставляйте ничего провоцирующего в салоне, всегда натягивайте шторку багажника и старайтесь ставить машину под камеры видеонаблюдения или на охраняемые парковки.

Сложнее там, где за парковку нужно платить — это большинство европейских городов. Постичь уличные правила, не будучи местным, ох как непросто. Можно или нет парковаться на том или ином месте может зависеть от: дня недели; времени; цвета и формы разметки; срока парковки; наличия пропуска или специальной таблички; наличия у вас специального парковочного диска и кучи других деталей. Поэтому если есть сомнения, то стоит спросить совета у местных водителей — они помогут перевести непонятные таблички и подскажут, куда проще поставить автомобиль и как оплатить паркинг.

Но самый простой способ — городские наземные и подземные платные парковки с доступом по талону через шлагбаум или со специальными паркоматами. В последнем случае надо оплатить необходимое время парковки, получить талончик и положить его под лобовое стекло. Для оплаты лучше иметь запас мелочи (она пригодится также на платных дорогах), хотя сейчас уже почти везде можно расплатиться банковской картой. У отелей и гостевых домов обычно бывает своя парковка (платная — только в дорогих заведениях в центре городов), но часто с нюансами по расположению на ней автомобилей — лучше уточнить их у сотрудников на стойке регистрации.

Рации

Если вы отправляетесь в путешествие несколькими автомобилями, то нужно подумать о том, как между собой общаться в дороге. Обязательно купите недорогие рации (до 2000 рублей за штуку), которые позволят общаться между собой весь день. Только не забывайте заряжать их каждый вечер, чтобы не остаться без связи на утро. Вопрос пользования рацией за рулём спорный (могут вменить правонарушение по аналогии с мобильным телефоном), поэтому полицию лучше не искушать — постарайтесь делать это незаметно. В дороге рацию удобнее всего либо вешать на противосолнечный козырёк, либо ставить в подстаканник. Для удобства можно придумать каждому автомобилю позывной.

Так как радиус действия раций ограничен несколькими километрами, нужно иметь дублирующий канал коммуникации. Создайте чат участников поездки в удобном мобильном мессенджере — например, WhatsApp или Telegram. Чтобы в случае чего найтись максимально быстро, можно использовать в чате функцию трансляции геопозиции в режиме онлайн. Само собой, для пользования мессенджерами у всех должен быть мобильный интернет — универсальных сим-карт для путешествий сейчас хватает.

Для комфортного передвижения несколькими автомобилями существуют правила поведения в колонне. Так, самый опытный едет впереди — на нём маршрут, скоростной режим, все знаки, предупреждения об опасностях, поиск заправок и другие дорожные решения. Второй опытный и быстрый едет замыкающим и следит, чтобы никто не отстал и колонна не растянулась. С этой же целью лидирующий экипаж обязан оценивать, насколько все могут проехать на зелёный сигнал светофора, смотреть в зеркала и интересоваться ситуацией по рации. Для облегчения обгонов (особенно на горных дорогах) можно сообщать позади идущим машинам о ситуации на «встречке». Только со всей точностью и ответственностью, потому что другие экипажи будут полагаться на эту информацию вслепую. Наконец, при перестроениях в плотном потоке сигнал первой подаёт головная машина, а манёвр начинает замыкающая — тогда в колонну не вклинятся посторонние.

Границы и документы

Мы уже рассказывали подробно о том, как выехать за границу на автомобиле, поэтому сейчас повторим только краткие тезисы. Необходимы свидетельство о регистрации на автомобиль, «гринкарта» (заграничное ОСАГО) и загранпаспорт. В других странах будьте готовы столкнуться с платными дорогами (системы оплаты существуют разные) и немного отличными от наших ПДД. Для путешествия за границу укомплектуйте автомобиль необходимым набором аксессуаров вроде светоотражающих жилетов и других необходимых вещей.

А если сломался?

Мы также выпустили недавно подробный материал о том, что делать если автомобиль не может продолжать движение своим ходом. Прочитайте его на всякий случай, а коротко порядок действий выглядит так. Оцените масштаб повреждений и возможность оперативного ремонта неподалёку. Оцените, как далеко без дальнейшего вреда для агрегатов автомобиль может уехать своим ходом. Взвесьте, что вам дороже — время, деньги или цель поездки. По итогам принимайте решение — двигаться на эвакуаторе (лайфхак: попутный автовоз — дешевле) домой, до ближайшей мастерской или на свой страх и риск продолжать путь на повреждённом автомобиле.