Сначала о секретности. Если из технологий производства и защиты инкассаторских автомобилей особой тайны не делают, то системы безопасности банки охраняют ревностно. Ведь это как рецепт уникального блюда или план военной операции: проболтался — проиграл. Поэтому мы не имеем права раскрывать название финансовой организации, в которую отправится служить партия новых ГАС-1984 «Тритон». Скажем лишь, что если живете в регионе с погаными дорогами, а то и без них, скоро именно такие спецмашины станут забирать выручку из магазинов по соседству, развозить зарплаты да пенсии.
Броневики на базе выносливых рамных пикапов придумали для тех мест, где обычным коммерческим фургонам даже с полным приводом тяжеловато: к примеру, Магадан, Якутия, да и весь Дальний Восток — типичная зона работы инкассаторской техники повышенной проходимости. Почему не переделывают внедорожники? Грузопассажирские модели дешевле, да и строить спецкузов на базе бортовой платформы проще. Основанная в 1997 году компания ГАС (не путать с нижегородским ГАЗом) накопила в этом деле солидный опыт. На заводе под Санкт-Петербургом обретали пулестойкость, в частности, Ford Ranger и Volkswagen Amarok. Но первый покинул российский рынок, второй серьезно подорожал. Пришлось искать альтернативу, поскольку капризный УАЗ по качеству и имиджу уже мало кого из заказчиков устраивает. Выбрали Isuzu D-Max — крепкий, относительно недорогой пикап от производителя известных в нашей стране грузовиков.
Чтобы собрать, надо разобрать
Конверсия начинается, когда в ворота цеха въезжает стандартный D-Max. Ровно в таком виде машину показывают в дилерских шоу-румах. Обычно для переделки берут самую доступную модификацию, но в случае с Isuzu пришлось закупить среднюю версию Air с двойной кабиной — сейчас за дорестайлинговый вариант просят 2 049 000 рублей. Причина — в строгом техническом регламенте на инкассаторские автомобили. По правилам водителю спецмашины всегда должен быть обеспечен хороший обзор, поэтому боковые зеркала обязаны иметь дистанционную регулировку (вдруг, злоумышленники задумают «случайно» их повернуть) и обогрев. А в базе D-Max такого не предлагает.
Дальше пикап раздевают почти полностью — до шасси с двигателем. Удаляют салон, стекла, снимают откидной борт и двери, срезают лишние кузовные детали вроде задней стенки и крыши. Крепления платформы усиливают и соединяют ее с кабиной, сверху приваривают каркас будущего отсека. Скрытую защиту отделения экипажа формируют панелями из российской броневой стали. Повод для гордости: испытания показали, наша продукция прочнее зарубежной. Листы заготавливают заранее по чертежам для конкретной модели автомобиля, поскольку сверлить и допиливать по месту нельзя: сохранение пулестойкости обеспечивает только сверхаккуратная лазерная раскройка. Со стороны технологический процесс со снопами искр и характерным ароматом сварки вокруг скелета машины с торчащими лапшой проводами выглядит варварским насилием над техникой. Но по факту как раз наоборот — конверсия согласована с Isuzu, поэтому на «Тритон» сохраняется заводская гарантия по агрегатной части. Причем зоны ответственности определены документально — специальным разделительным перечнем, клиенту не грозит «футбол» проблемы от дилера Isuzu к ГАСу и наоборот.
Когда стекло прочнее брони
Автомобильную начинку оставляют без изменений. 2,5-литровый турбодизель (163 л.с., 400 Н∙м), шестиступенчатая механика Aisin AY6, подключаемый полный привод с понижающей передачей и даже подвески остаются стандартными. Инженеры ГАС уверяют: запаса прочности серийной машины хватает и без усилений. Здесь поясним: инкассаторский броневик — не армейская техника и даже не VIP-шаттл, которым необходима стойкость к подрыву, обстрелу из серьезного стрелкового оружия и даже ядерному апокалипсису. Сейчас вообще дело идет к тому, что деньги станут оберегать исключительно химическими ловушками — распылителями специальной краски. Пытается преступник отнять ценности, а в ответ его и добычу автоматика маркирует несмываемым составом. Украл миллион, а кутить на него не можешь — ограбление теряет смысл. Поэтому ГАС-1984 рассчитан лишь на защиту экипажа от дерзких, но не слишком хорошо вооруженных налетчиков.
Тестовый Isuzu забронировали по классу Бр2/Бр3 по ГОСТ Р 50963-96. Формально это говорит о гарантированной стойкости «тела» машины к обстрелу 9-мм пистолетом Сердюкова, а стекол — к выстрелам из 9-мм пистолета Ярыгина, причем пулей с упрочненным сердечником. При этом разработчики говорят, что ТТ и 7,62-мм автомат Калашникова защита тоже выдержит. Топливный бак прикрыт бронекоробом, но пол кабины остается штатным (если заказчик не пожелает иного), равно как моторный отсек, в котором защитную рубашку получает только аккумулятор. Подорвать такой броневик можно, а вот спалить не получится — подкапотное пространство страхует система пожаротушения. Подобные доработки тянут на полтонны, однако после хирургического удаления части кузовного железа D-Max худеет на 300 кг. Так что пулестойкий автомобиль сопоставим по массе с гражданским груженым пикапом, и даже запас по грузоподъемности остается.
За вами следят. Всегда
Кардинальные отличия начинаются внутри машины, куда посторонних не пускают. Деньги и ценности инкассаторы складывают в уютный отсек, аккуратно обшитый карпетом. Конфигурацию определяет заказчик — нужны ли держатели для кейсов, кассет банкомата или специальных контейнеров, а, может, достаточно пустого объема без полок. Долго находиться здесь в любом случае невозможно — истошный писк зуммера дрелью сверлит мозг. Это сигнал об открытой задней двери, напоминающей рубежами охраны и массивностью створку банковского сейфа. Даже если вскрыть механический замок, каким-то чудом выломать толстенный ригель с электромеханическим приводом, попасть внутрь не выйдет. Потому что есть еще один запор, который управляется кнопкой с места водителя. Тоже своего рода страховка, ведь человеку за рулем запрещено покидать броневик. Документы гаишнику, к примеру, предписано показывать через стекло, общаясь с инспектором посредством переговорного устройства «улица-салон». А случись нападение, этот инкассатор обязан немедленно вывезти ценный груз из-под угрозы. Даже если придется оставить коллег отстреливаться от грабителей.
«Тритон», впрочем, тоже неплохо подготовлен к обороне, причем почти круговой — бойницы нет только в ветровом стекле. А так под огнем легко держать все стороны вплоть до грузового отделения — в сдвижную дверь перегородки салон-хранилище также встроили бронестекло с амбразурой. В кабине оставили только три кресла, поэтому места бойцам в бронежилетах и с автоматами хватает. Причем у инкассатора среднего роста получится полностью выпрямиться — так высоко подняли потолок. Любопытно, что пока экипаж следит за окружающей обстановкой, банк мониторит действия перевозчиков. Ведь по статистике чуть ли не 9 из 10 хищений происходит по предварительному сговору. Поэтому по периметру машины и внутри кабины разбросали восемь камер-регистраторов — картинки выводятся на монитор передней панели, сохраняются в памяти, а также уходят онлайн в систему безопасности организации вместе с записанным звуком.
Домофон и красная лампа
Толщина бронелистов уровня Бр2 — 2,6 мм, пулестойких стекол — 18-30 мм. Вроде бы немного, но дверь получается увесистой, потому и петли усилены. Тянуть приходится с изрядным усердием, в проем створку заправляет опорный ролик, прокатывающийся по подпятнику на пороге кузова. За рулем инкассаторского «Тритона» интересные ощущения. Глобально похоже на гражданский D-Max: «командирская» посадка, регулировка руля только по высоте, характерный кругляш пульта климатической установки, длинный рычаг механики и шайба управления полным приводом — все это оставили прежним. Но даже если не оборачиваться назад, где салон переделан полностью, характерные детали выдают особое назначение автомобиля.
Чтобы запустить мотор, мало повернуть ключ в замке. Прежде надо нырнуть под руль и нажать выключатель «массы», вырубающий при необходимости электрику. Обзор по сторонам ограничен черными лючками бойниц и пулеуловителями: бронированной окантовкой дверных проемов — она не дает поражающим элементам просочиться сквозь щели. Вперед смотреть проще, хотя по краям бронестекло дает искажения. Пусть не такие сильные, как в защищенном по высшему классу «Крузаке», но сноровка в оценке обстановки все равно нужна. Зато обогрев есть — не запотеет. Зеркало заднего вида заменили корпусом камер — наглядный аргумент, заставляющий не болтать скверно о начальстве или того хуже планировать предательство. Справа от козырька комбинации приборов расположили похожий на бытовой домофон пульт связи с улицей и тревожную красную лампу. Она вспыхивает, если открыта хоть одна дверь. Напомним, водитель всегда дежурит в машине, поэтому попасть внутрь коллеги могут только по обоюдному согласию — один снаружи тянет ручку, другой одновременно внутри нажимает кнопку. И лишь тогда замок разблокируется. Пульт сработан грубовато, без подсветки, да и вообще новые элементы отделки подчеркнуто утилитарны: торчат повсюду головки винтов, правая рука вместо мягкого подлокотника находит крепления для «калашей». Обстановка говорит яснее должностной инструкции — ты здесь на службе. И езда это ощущение укрепляет.
Денежный экспресс без привязки к асфальту
Вчера сотрудники завода ГАС ходили в футболках, а к нашему приезду Санкт-Петербург накрыло неистовой метелью вперемешку с дождем. Грунтовки размокли, на асфальте — скользкая жижа, в воздухе — снежно-грязевая взвесь. Не иначе, «Тритон» призвал с небес условия, для которых и создавался. Забыл, правда, что из цеха выехал на якобы всесезонке Bridgestone Dueler H/T 255/65 R17, больше напоминающей сугубо летние покрышки. Поэтому на старте приходится аккуратничать с газом и сцеплением либо врубать полный привод (к слову, передние колеса разрешено подключать на скорости до 100 км/ч) — иначе пробуксовка. Зато с тягой проблем нет: турбодизель выдает максимальные 400 Н∙м уже с 1400 об/мин, увесистый броневик трогается чуть ли не с холостых. Это удобно в отличие от компоновки педального узла. Похоже, броня слегка «выдавила» внутрь салона обшивку, и теперь левую ногу поставить некуда — приходится держать на весу, тратя на это силы.
А ведь их надо экономить, поскольку в движении ГАС-1984 и правда похож на груженый пикап. Усилие на руле отнюдь не детское: чем меньше скорость, тем сложнее поворачивать. И к стабильности на траектории есть вопросы: броневик не любит резких перестроений, изрядно кренится, грузно покачивается на волнах, переваливаясь с боку на бок — на скользкие шины подобную «мягкотелость» уже не спишешь. При этом «Тритон» отнюдь не тихоня — благодаря бодрому мотору легко выходит за 100 км/ч, суеты городского потока тоже не боится. Просто водителю сложнее — приходится работать с упреждением, особенно на трассе с сильным боковым ветром. Высокий 2,5-метровый кузов парусом ловит воздух, внезапно и резко швыряя машину в сторону. Зато штатные тормоза порадовали хваткой: замедление линейное, по педали чувствуешь — запас еще есть.
ГАС-1984 оказался неожиданно шумным. Обычно в бронированных автомобилях едешь, словно в звукоизолированной капсуле. «Тритон» же передает в салон рокот дизеля и гул шин, нервирует резонирующим дребезгом со стороны задней перегородки и свистом ветра над головой — в районе выпирающего пластикового лба. Но «городские» недочеты ничто по сравнению с тем, как круто пулестойкий фургон мчит по разбитой грунтовке. Сложно поверить, однако факт — плавность хода сравнима с ралли-рейдовыми прототипами вроде бешеной «Тойоты»! Причем броневик поливает по жутким на вид ухабам не абы как, а очень правильно — не спрыгивая с курса, иногда лишь отрываясь от земли, чтобы через мгновение мягко на нее вернуться. Ускоряешься еще, а подвески отрабатывают по-прежнему деликатно — ни одна монетка в кузове не шелохнется. Типичные для рамных пикапов колебания и подергивания тяжелого неразрезного заднего моста едва заметны. Прибавьте к этому изначально неплохие вездеходные способности (клиренс — 225 мм), и получится умелый инкассаторский транспорт для глухих мест. Только вот шины лучше подобрать позлее.