Что такое «Ладога-Трофи»
Огромный внедорожный фестиваль, задуманный в далеком 1997 году патриархом питерского джиперского движения Юрием Овчинниковым сотоварищи по мотивам экспедиций в духе Camel Trophy. Молодежь уже и не вспомнит крутые фотки с желтыми «Ленд Роверами» — те экстремальные рейды давно стали историей. А «Ладога» живет, прирастая новой вездеходной техникой и свежими маршрутами.
В 2018 году на торжественный старт у Исаакиевского собора выкатили две сотни экипажей 18 (!) зачетных групп — от мотоциклов и квадриков до спортпрототипов-«котлет» и болотоходов. Всем предстояло за неделю проехать вокруг Ладожского озера против часовой стрелки, выполняя задачи различной сложности, причем зачастую на секундомер. Ничего подобного по масштабу в мире нет, поэтому «Ладога-Трофи» магнитом притягивает искателей приключений. Нам встретились джиперы из Казахстана и Белоруссии, Латвии, Эстонии и Литвы, Германии и Финляндии. Хотя россиянам из Краснодара или Камчатки добираться на гонку было едва ли проще.
Что за рыжий УАЗ?
Точнее, их было два. Журналист Михаил Рябинин и уазовский технический специалист Алексей Халиков составили экипаж машины поддержки — полностью серийного «Патриота» в экспедиционном исполнении.
А для внедорожных баталий построили чуть более подготовленный автомобиль со шноркелем, «броней» раздатки и коробки передач, дополнительными огнетушителями, выведенными наверх сапунами. Это в дополнение к заводской лебедке, задней блокировке, силовым порогам, защите рулевых тяг и багажнику на крыше. Но главное — шины: стандартные «атэшные» BF Goodrich заменили на грязевые покрышки Mud-Terrain T/A той же марки размерностью 31 дюйм. Это максимум, что встает на «Патриот» без лифта и доработки колесных арок.
Grand-Tourism Pro — квест и секундомер
Скопив денег на стартовый взнос (от 35 до 115 тысяч рублей в зависимости от класса автомобиля и срока уплаты), а также приняв за неизбежность перспективу неделю кормить собой лютых комаров в палаточных лагерях, надо выбрать подходящий для вашей машины зачет «Ладоги». Поскольку болота глубиной по крышу почти серийному «Патриоту» не по зубам, остановились на группе Grand-Tourism Pro — эдакой смеси внедорожного ориентирования и приключенческого квеста. Тем более, в этом классе впервые разыгрывались медали чемпионата Европы по спортивному автотуризму — почему бы не попробовать? Нас записали в 5-ю категорию «лебедочных» автомобилей со смешанным экипажем, поскольку компанию опытнейшему штурману Михаилу Александрову (с ним мы гоняли на осеннем трофи-рейде «Ладога Forest») составили фотограф Николай Кочеров и очаровательная представительница УАЗа Катя Калинская.
Вкратце программа каждого дня в Grand-Tourism Pro включает сбор обязательных навигационных точек на карте (за пропуск каждой — пенализация) с решением задачек вроде: «Сколько изоляторов на стене заброшенного дома?» или «Назовите номер дивизии на памятнике». Без этих цифр невозможно высчитать координаты шести «секретных» точек на скоростных участках, по результатам которых определяется победитель «Ладоги-Трофи». Перемещения контролируются пристегнутым к машине опломбированным судейским трек-логгером, «сливать» данные с него предписывалось ежесуточно.
День первый: из князи в грязи
Подиум у Исаакия стал последним местом, где наш УАЗ сверкнул ярко-оранжевой чистотой пока еще целого кузова. Дальше путь лежал прочь от городской цивилизации в сторону кровавого Невского пятачка и Синявинских высот, где в 1941-1944 годах шли упорные бои за прорыв блокады Ленинграда. Под гипнозом суровой энергетики напичканной железом и костями земли не замечаем, как асфальт разной степени убитости сменяется так называемым бонусом — участком повышенной сложности.
Сразу же начинается веселье — участники еще не вкатились, поэтому кто-то умудрился застрять в самом начале вязкой лесной колеи. Другие мнутся в нерешительности. Решаем объехать внедорожную «пробку» слева — ходом по кромке леса и... бесславно садимся на мосты в жиже. Накачанные грязевые «гудричи» не гребут даже по относительно простому покрытию — стравились до 1,5 атмосфер. И поняли — штатную лебедку «Спрут 9000 Спорт» лучше по возможности не трогать. Быстрой размотки нет, барабан вращается медленно, выносной пульт неудобно подключать, а стальной трос опасен, и работать штурману с ним сложнее, чем с кевларовым. Для туризма сойдет, для спорта — нет.
Зато поняли возможности машины. И это знание вскоре пригодилось, второй бонус «Лесорубы» оказался посложнее: остатки старой чавкающей гати, гнилые бревна, болотина, залитая липкой грязью просека. Причем проехать пришлось в обе стороны — взять точку и вернуться назад на грунтовку. С давлением в колесах угадали идеально: УАЗ на второй пониженной с заблокированным задним мостом взял препятствие танковым напором.
Еще на подспущенных шинах ход «Патриота» стал сильно мягче. А до этого от тряски выскочил насос омывателя, бачок мигом опустел. Пришлось уплотнить посадку изолентой, на чем технические неприятности закончились. По приезду в лагерь лишь оптимизировали укладку, скинув в «техничку» с верхнего багажника лишние канистры с топливом и вторую запаску. «Боевой» УАЗ стал чуточку устойчивее.
День второй: чиним мост
На вечер намечен первый скоростной участок, но поволноваться пришлось уже с утра. Руль стало неприятно прикусывать. Останавливаемся, лезем под машину — вовремя. Ослабло и принялось задевать болтом за защиту крепление наконечника короткой рулевой тяги. Так что при покупке нового «Патриота» не пожалейте времени на протяжку шасси — так спокойнее.
Лес плотнее обнимает дорогу, грязь в колее прибывает. Когда до финиша очередного бонуса остается всего ничего, вдруг выскакиваем на солнечную поляну. Журчит речка, через которую когда-то был перекинут мост. Потом опоры смыло, превратив настил в нагромождение бревен. Часть экипажей решает взять водную преграду вброд, натоптав к нему подход через заросли. Но дно в том месте неровное, выезд неприятный. Решаем поберечь машину и... починить мост. Полчаса коллективной работы руками и бензопилой, просевший настил становится чуть ровнее, пробуем проехать. УАЗ идет первым: и потихоньку, подтянувшись на выходе лебедкой, оказывается на другом берегу.
Теперь «Патриот» выступает якорем для чужих крюков, помогая перебраться следующим участникам. Гонка гонкой, но трофи в том числе учит взаимовыручке. Вскоре положительная карма сработала. При переезде очередного бревна УАЗ заглох и отказался заводиться. Подкатившие петрозаводские джиперы в беде не оставили, взяли на буксир, дав шанс запустить мотор «с толкача». В лагере нашли причину поломки: от влаги и грязи заклинило втягивающее реле стартера. Пришлось переставить исправный агрегат с «технички».
Главное, успели на старт СУ. Идем по трассе без пенализации, все бонусы в зачете, поэтому легенду с формулами для расчета координат получаем в числе первых (каждый невзятый бонус — 6 минут ожидания вхолостую). Тактика у всех разная: одни сразу рвут с места наугад в надежде высчитать маршрут по пути, мы же решаем определиться с точками на месте, а потом уже уверенно их брать. Похоже, организаторы ошиблись — одна точка явно не бьется. Мудрый штурман Миша понимает, какую цифру в координатах надо поправить, и рыжий «Патриот» принялся метаться по лесу с невиданной для УАЗа скоростью. На финише мы первые из тех, кто приложил специальный электронный чип ко всем шести базовым станциям. Вот только другие участники принципиально не стали брать спорную точку. Похоже, грядет разбирательство.
День третий: суточный переезд
Cлучился так называемый Challenge: переезд лагеря, утомительные перегоны в сотни километров, десятки навигационных точек. Норматив — больше суток, до 11 утра следующего дня. С заданиями справились быстро и приехали на новое место еще засветло, не найдя серьезного бездорожья — мелкий брод не в счет. Скучновато, зато Карелия встретила «трехмерными» раллийными грейдерами, оторвались хоть по скольжениям и скорости (да-да, УАЗ тоже умеет мчать боком).
Запомнились два момента. Точка на броде, которую можно было взять с разных сторон. Мы угадали и справились в два счета. А экипажам, подъехавшим с другого берега, пришлось форсировать реку, разматывая лебедки. Еще наткнулись на хлипкий деревянный мостик, в котором живут змеи — ужи да гадюки. Нам же надо было там походить в поисках разгадки очередного квеста.
Продолжаем допиливать «Патриот». Переложили домкрат хай-джек, чтобы меньше цеплял за деревья. Подтянули крепления гремящего глушителя. Пробовали отключить ABS, мешающую на бездорожье. Но электрика УАЗа устроена так, что при изъятии предохранителя или снятии разъема с гидроблока отрубаются спидометр и задняя блокировка. Примем к сведению.
День четвертый: «Мегадрайв»
Пришла не очень приятная весть. Организаторы решили из-за своей ошибки снять спорный СУ-1, записав всем финишировавшим 20 бонусных баллов. Борьба, по сути, начинается с чистого листа.
Решаем наверстать на дополнительном скоростном участке — слаломе в лесу. Четко продумали траекторию, тактику, облегчили машину, выкинув барахло вплоть до тряпок, помчали первыми, чтобы не ехать по разрытому. Но... я забыл вытащить предохранитель ABS. В итоге «Патриот» отказался тормозить на мхе, пришлось сбросить темп. А шли мы (с учетом расчетной скорости) на прямой передаче в раздатке. В итоге один подъем взять с первого раза не смогли. На наше счастье, ДСУ идет с коэффициентом 0,2, то есть много не потеряем.
Настроение поднял бонусный маршрут дня. Частично он проходил по «Мегадрайву» — культовому спецучастку «Ладоги», где пешеходы передвигаются быстрее машин. Это триал по камням на пределе геометрии УАЗа, ползание по адовым косогорам и рулежка по лесу со сложенными зеркалами — настолько узко было. Иными словами, экшн нон-стоп с перерывом на еще одно легендарное ладожское место — водопады «Белые мосты». Раньше сюда загоняли спортивные внедорожники, а теперь по традиции в потоке падающей воды купаются джиперы.
УАЗ плотнее затягивается грязью и боевыми шрамами. Особенно туго нелифтованному «Патриоту» пришлось на триале, где бревном чуть не порвали трос «ручника». Здесь же самоустранилась ABS (похоже, поврежден провод одного из датчиков), при этом блокировка и спидометр работают. Этого мы и ждали, чинить не будем.
День пятый: затор на скале
Утром на обязательном брифинге узнали промежуточные результаты. Пока мы 15-е (из полсотни машин) в классе GT Pro и четвертые в зачете чемпионата Европы.
Маршрут дня запомнился тем, что обязательная к взятию навигационная точка оказалась сложнее бонусных. Дорога на скалу Импилахти — джиперский коктейль из грязюки и триала по камням да уклонам. Внезапно препятствием стали даже сами участники. По одной колее одни пытались взять точку, другие — выбраться на дорогу. Пришлось разъезжаться по лесу, используя не самые оптимальные траектории.
После такой развлекухи бонус «Шиномонтаж», где организаторы некогда разули два колеса «боевого» «Дефендера», не впечатлил. Кроме разве что небольшого участка вязкой колеи. Там пришлось разок помочь «Патриоту» лебедкой.
Вечером нас ждал второй скоростной участок, на который мы возлагали большие надежды. Увы, мечтать не вредно. Второпях неправильно посчитали координаты двух точек, собрав в результате немало приключений: напролом шли через лес, штурмовали пни и канавы, а в довершение попали на пройденный накануне бонусный офф-роудный отрезок «Привет от бельгийцев», где болотина нас изрядно замедлила. Пришлось нагонять, носиться по лесу на грани фола. Но в итоге все точки нашли, уложившись в контрольное время. Предварительный итог — 11 место в GT-Pro, поднимаемся на третье место в чемпионате Европы.
УАЗ в порядке, разве что замятый на триале кронштейн силового порога стал неприятно стучать о кузов.
День шестой: мало, но жестко
Переезд в третий (и последний) лагерь на пляже Ладожского озера. Порядка 400 км намотали по грунтовкам и асфальту, не встретив особых проблем. Зато утро выдалось бодрым. Короткий, но злой бонусный отрезок заставил размотать лебедку даже тех монстров, кто еще не успел этого сделать.
Через болотину надо было подойти к глубокой канаве с бревнами и липкой жижей, взять ее в лоб, подняться на холм, петляя среди деревьев и помесить грязь в еще одной болотине. Развлеклись сами, помогли друзьям-соперникам вытащить Land Rover. Дальше началось веселье другого рода — культовые раллийные дороги Карелии, включая знаменитый доп Лумиваара, по которому мы когда-то гоняли на VW Polo в Кубке России.
В лагере пришлось поработать кувалдой. Барахтаясь в канавах, загнули защиту рулевых тяг — при повороте баранки болт наконечника снова стал задевать за кронштейн. Пришлось снимать и рихтовать. Похоже, УАЗу надо подумать над усилением хлипкой брони, ведь от по-настоящему серьезных ударов мы ее берегли.
День седьмой: каменоломня
Предпоследний день должен был окончательно добить слабых техникой и духом. Но погода внесла коррективы — самый теплый за последние годы май подсушил непроходимые еще буквально пару недель назад канавы да болотца. И все равно этот отрезок выдался самым тяжелым в плане бездорожья.
Полдня проковырявшись в лесу, попадаем на бонус «ЛЭП» — часть еще одного культового ладожского СУ «Каменоломня». Группа GT Pro идет здесь впервые. Причем идет буквально, потому что дороги как таковой нет — путь прокладываешь по огромным валунам, карабкаясь по ним же вверх и падая вниз. Иногда кажется, «Патриот» навсегда застрянет в булыжниках — настолько тесно временами было.
Вдруг УАЗ отказывается поворачивать направо! Без видимых причин выгнуло дугой короткую рулевую тягу. К счастью, неподалеку оказывается «Гелик» латышского экипажа. Через блок цепляем к нему лебедку, крюком за тягу, пробуем выправить. Вроде получилось, но сразу же ее вновь складывает, как бумажную. Делать нечего, домкратим «Патриот», демонтируем изделие и рихтуем вручную о ближайший камень. Получилось так ровно, что в лагерь примчали без потери скорости. Но на всякий случай переставили целую тягу с «технички», ведь впереди — второй ДСУ, ночное ориентирование.
Из средств навигации на этом спецучастке — глаза и легенда, которую выдают в минуту старта. В ней шаг за шагом указаны перекрестки, ориентиры, дистанции и самое важное — точное время, когда экипаж должен прибыть в каждую указанную точку. Допустимая погрешность — не более пяти секунд, прочие опоздания и опережения судьи пенализируют. Причем контроль внезапный, чтобы у участников не было соблазна, например, промчать трассу, а потом отстояться перед финишем в ожидании своей минуты.
Средняя скорость вроде смешная — 10-20 км/ч, но напряжение экипажа колоссальное. Это в Питере белые ночи, а в лесу темнота. За каждым кустом мерещатся судьи, кривые тропинки еле видно — не знаю, что бы мы делали без дополнительного светодиодного света, который накануне старта помогла оперативно достать компания РИФ. Жутко трясет, при этом концентрацию на секундомере и одометре терять нельзя: позиции в легенде иногда идут с шагом метров 50-60. Промахнулся — считай заблудился и проиграл. Один раз так проскочили поворот, но чутье и опыт помогли Мише Александрову тут же выйти назад на верный курс.
Откатали отлично. Получили мизерную пенализацию в пару секунд и заняли четвертое место на ДСУ. Есть шанс подняться вверх в общей турнирной таблице.
День восьмой: есть финиш!
«Ладога-Трофи» в категории GT Pro завершалась третьим скоростным участком. Интрига закручена до предела. Окончательных результатов после ночного ДСУ пока нет, поэтому лидеры приняли бескомпромиссную тактику — пан или пропал. Все дрались за победу.
У нас снова вышел небольшой затык с подсчетом координат, пришлось перепроверять одну точку. Поэтому к первой позиции подкатываем позади трех или четырех машин. Штурманы рассыпались по лесу в поисках электронной метки, к которой надо приложить опломбированный чип. «Точка слева, 100 метров!», — командует Миша, и мы ломимся через кусты и елки. Успели первыми.
К слову, организаторы расставляют точки с выдумкой — в стороне от дорог, да еще с подковырками. Вот, например, по карте видим: к следующей точке по кратчайшей траектории ведет тропинка через топкую грязевую лужу. Пройти на лебедке — дело 5 минут. Но Миша принимает правильное решение мчать в объезд. То была ловушка — у самой точки, как признались потом судьи, нас бы ждало опасное ковровое болото.
А вот в другой раз срезка удалась. По карте короткая дорога утыкается в речушку. Моста нет. Пройдем ли вброд? Рискуем и проскакиваем обмелевшую до состояния ручья преграду даже не тормозя. Спешили все, не жалея машин. Петрозаводский «крузак» доковылял к финишу на вытекших гоночных амортизаторах, Land Rover Discovery едва не погубил перегрев. Жертва окупилась — эти экипажи заняли первые два места. Мы приехали пятыми, после пары быстрых «геликов» из Латвии. Но один из них прошляпил точку, так что мы 4-е!
В общем, «Ладогу» оранжевый УАЗ завершил с оранжевым настроением. Почти стандартный автомобиль покрылся пылью, царапинами и вмятинами, но выдержал недельный марафон. А еще с первого раза забрался на восьмое место в абсолютном зачете GT Pro и на второе в чемпионате Европы!
Дальше цепочку событий помню смутно. Душ из шампанского, огромный прощальный костер на берегу Ладоги, песни и пляски... Зато точно знаю — сюда стоит обязательно вернуться: бросить вызов себе, природе и, чем черт не шутит, побороться за победу.
P.S. Благодарим компанию Finntrail за предоставленную внедорожную экипировку