Вупперталь-Schwebebahn: «поезд, висящий в воздухе»
Если ширина дорог не позволяет проложить трамвайный путь, а геологические условия — пустить метро, остается использовать воздушное пространство. Наверное, так размышляли немецкие инженеры, построившие в 1901 г для жителей Вупперталя (Германия) подвесной монорельс. 10 км «воздушный поезд» мчится на высоте 12 м вдоль реки.
Еще 3,3 км он едет над городскими улицами на высоте 8 м. Поезд длиной 24 м, в котором 48 сидячих и 130 стоячих мест, развивает скорость до 60 км/ч и курсирует между 20 станциями. Вуппертальцы гордятся, что их монорельс — старейший и уникальный вид общественного транспорта.
За все время эксплуатации подвесного монорельса произошло только одно смертельное ДТП, он считается надежнейшим в мире транспортным средством. Ежедневно до 82 тыс. жителей и гостей города выбирают Schwebebahn для поездок. За год количество пассажиров, воспользовавшихся монорельсом, превышает 25 млн человек.
Shanghai Maglev Train: поезд, летящий над рельсами
С 2004 г. между станцией метро Лунъян Лу и международным аэропортом Пудун в Шанхае курсирует маглев. Это пока единственный в мире сверхскоростной коммерческий поезд с магнитной левитацией. Расстояние в 30,5 км преодолевается за 7,5-8 минут вместо 40 минут на метро.
Скорость движения на отдельных участках составляет до 431 км/ч! Несмотря на такую скорость, движение остается плавным и бесшумным. Подсчитано: для перевозки одного пассажира маглев использует в 3 раза меньше энергии, чем автомобиль, и в 5 раз меньше в сравнении с самолетом.
Personal Rapid Transport: «умное» такси
Лондонский аэропорт Хитроу (Великобритания) занимает первое место в Европе по пассажиропотоку. Потому пассажиры испытывали трудности, стремясь вовремя попасть к 5 терминалам, стоянке общественного транспорта или парковке. Но в 2011 году на помощь пассажирам пришел Personal Rapid Transport: первый в мире электромобиль-такси, управляемый без человека.
Такой альтернативный вид транспорта назвали «ULTra». «Умное такси» способно развивать скорость 40 км/ч, двигаясь по специальным дорожкам. Салон вмещает 4 человека с багажом. Маршрут движения выбирается пассажирами на сенсорном экране, оплата только пластиковой картой, а компьютерная и лазерная навигация следят за безопасностью движения. К терминалу «ULTra» подается через каждые полминуты.
«Кармелит»: метро и фуникулер
Подземный фуникулер в Хайфе (Израиль) — рекордсмен в Книге Гиннесса: самая короткая в мире и старейшая на Ближнем Востоке самостоятельная система метро. Протяженность однопутной линии всего 2 км, проходящих через 6 станций, а перепад высоты между нижней и верхней точкой — 30 м.
Как в обычном метро, эксплуатируются кондиционированные вагоны на железнодорожных колесах. Но два 2-вагонных состава на спуск и подъем приводятся в движение при помощи тяговых тросов, как в фуникулере.
Во время остановки на станции для открытия дверей на выход/вход необходимо нажать специальную кнопку в центре вагона. Полы вагонов (как и платформ) в виде ступенек и изменяют угол наклона на разных участках. Кроме прочего, «Кармелит» — самый бесшумный метрополитен мира.
«Направляемый» троллейбус
Официальное название единственного в мире вида общественного транспорта, соединившего в себе троллейбус с направляющим рельсом и просто троллейбус, — «трамвай на шинах». Курсирует во французском городе Нанси с 2000 года. Маршрут в 11,1 км с 28 остановками необычный трамвай преодолевает за 40 минут. Средняя скорость движения транспорта 16,5 км/ч, а максимальная — 70 км/ч.
Транспортное средство компании Bombardier, рассчитано на 200 мест, включая 55 сидячих. Трамвай на шинах состоит из трех секций. Под первой секцией прикреплены 2 оси, а под второй и третьей — по одной оси.
В центре каждой оси специальное направляющее колесо для движения на участках с рельсом. Безрельсовый маршрут в 2,1 км транспорт проезжает как троллейбус или автобус, поскольку предусмотрен вспомогательный дизельный двигатель.
Mid-Levels: «уличный конвейер»
Гонконгский 800-метровый уличный эскалатор Mid-Levels введен в эксплуатацию в 1993 году, заняв первое место по длине среди действующих эскалаторов в мире. С его пуском горожанам стало проще преодолевать неровности рельефа: перепад высоты между нижней и верхней точкой эскалатора составляет 130 метров.
Вход на эскалатор свободный и возможен на каждой из 14 улиц, которые он пересекает. Поездка на эскалаторе занимает 20 минут. Альтернатива — городской автотранспорт, но в нем проезд платный и занимает 40-90 минут. Mid-Levels — это 20 эскалаторов, 3 траволатора, комплекс лестниц и площадок, которые ежедневно перевозят более 55 тыс. пассажиров.
Санта Жушта: действующий национальный памятник
Построенный в 1902 городской лифт Elevador de Santa Justa по-прежнему исправно поднимает жителей и гостей Лиссабона с улицы Rua do Ouro на улицу Rua do Carmo почти вертикально на высоту 32 м за 5 минут.
Существует расписание движения лифта, которое отличается в выходные и будние дни, цена билета также варьируется в пределах 1,5 — 5,5 €. Владельцы транспортной карты пользуются льготным проездом.
Вапоретто: повелитель каналов
С 1881г водный автобус или вапоретто — наиболее востребованный и дешевый из других видов общественного транспорта в Венеции (Италия). По сути, это приземистое судно с крытой палубой. Вапоретто, как и автобусы, движутся согласно расписаниям по нескольким маршрутам (скорость движения по каналам законодательно ограничена до 8 км/ч).
Cable car: гибрид трамвая, фуникулера и канатной дороги
Канатный трамвай Сан-Франциско перевозит пассажиров с 1873 г. Движение вагонов обусловлено сцеплением зубчатого колеса с канатом, как и у фуникулера. Но канат сан-францисского транспортного средства проходит под землей и приводится в действие двигателем на подстанции, а не в подвижном составе. Потому легко преодолевает даже крутые подъемы
Во время движения сable car развивает скорость до 15,3 км/час. Пассажиров привлекает также разрешение ехать на подножках, оснащенных специальными поручнями. Три линии канатного трамвая проходят через 69 кварталов города и ежедневно перевозят до 20 тыс. пассажиров и более 7 млн за год. Аналога канатного трамвая из Сан-Франциско нет ни в одном городе мира.
P.S. В 17 веке ученый Блез Паскаль и герцог де Роанне решили организовать движение омнибуса улицами Парижа по установленному маршруту для удобства горожан. Поэтому 18 марта 1662 года считается днем рождения общественного транспорта.