Прообразом современного трамвая стала конка — рельсовый транспорт на конной тяге. Она появилась в начале XIX века в американском городе Балтиморе. К середине столетия конно-железные дороги появились в разных частях света.
Создание трамвая
Во второй половине столетия ученые задумались о создании городского транспорта на электрической тяге. Независимо друг от друга над этим работали русский ученый Пироцкий, американец Дафт и немец Сименс. Впервые испытали электрический трамвай в 1880 году в Санкт-Петербурге. А вскоре он настолько широко распространился, что стал основным видом городского транспорта.
![](https://resizer.mail.ru/p/4d290d29-afee-571d-b0a1-5c82c4feea63/AQABaTt3h6AtI_paG9niCKxjm3stS059FoQcuTpNDVTBO7W0dF2qtW4vC_Xbh5Fn_RWFrzT7MDv09EzxYQvDHWriqEI.jpg)
Время с начала XX века и до середины 1930-х можно назвать золотым веком трамваев: системы легкорельсового транспорта создавались по всему миру, вагоны совершенствовались, пассажиропоток рос. Но вскоре после Второй мировой войны популярность трамвая пошла на спад.
Причиной этого стала растущая конкуренция с другими видами транспорта: автобус, троллейбус, метрополитен постепенно развивались, становясь быстрее и надежнее, чем легкорельсовые вагоны. К тому же, во многих европейских городах трамвайные системы оказались разрушены в результате боевых действий.
![](https://resizer.mail.ru/p/830ba63d-69e0-549f-8e9f-5b1d678edd05/AQABV5aniBHq4Q6qHoHrKxbkCyU7T7yG091nZusAavwdKcFFF_-DbLaj9DjMMWm5O7YKnYePWS6-hFqWZOForJfrt2I.jpg)
Упадок трамвая
К началу 1960-х личный транспорт стал символом богатства, прогресса и процветания, и правительства многих стран взяли курс на всеобщую автомобилизацию. Тем временем, существующие трамвайные сети старели и изнашивались, и вместо того, чтобы ремонтировать и модернизировать, их постепенно уничтожали.
В попытках предоставить машинам больше пространства в городах убирали трамвайные рельсы, расширяли дороги, строили многоуровневые развязки и эстакады. Жить в таких городах без личного автомобиля становилось неудобно — и люди массово покупали машины. Последствия такой автомобилизации населения стали плачевными: пробки, шум, ухудшение экологической ситуации, недостаток парковочных мест.
Возрождение трамвая
В какой-то момент правительства разных стран одно за другим стали пересматривать транспортную политику. И в конце 1970-х годов начался трамвайный ренессанс — в городах Канады, Франции, Голландии и других стран открылись новые трамвайные системы с современными вагонами.
Постепенно жители мегаполисов отметили благотворное влияние легкорельсового транспорта на городскую среду. Количество автомобилей в населенных пунктах начало снижаться, появились пешеходные улицы и новые общественные пространства. Там, где раньше располагались автопарковки и автодороги, возникли красивые набережные, скверы и парки.
![](https://resizer.mail.ru/p/9dd0b040-a4ac-5042-ad2f-76824053f6ad/AQABAJPNm4sGrxXsW1tnmKgl1UGHegn_cDlObZCJgHScrJ804QOBQ2PmPJbG3pTnLPpO36jULqGMyRb5foF929YQpHg.jpg)
Чем хорош легкорельсовый транспорт
Почему же в борьбе с автомобилизацией городов урбанисты часто обращаются к современному легкорельсовому транспорту? Оказывается, трамваи могут похвастаться рядом преимуществ по сравнению с автобусами, троллейбусами и метрополитеном.
- Современные многосекционные трамваи вмещают больше пассажиров, чем автобусы и троллейбусы. Еще вместимость легкорельсового транспорта можно менять в течение дня: подцеплять дополнительные вагоны в часы пик и отцеплять в другое время.
- Если трамвайные пути изолированы от автомобильной дороги, интервал движения можно снизить до 40 секунд — а значит, еще больше пассажиров смогут уехать за короткий промежуток времени.
- При этом строительство и обслуживание трамвайной линии обходится в десятки раз дешевле, чем метро.
- Электротранспорт экологичен — он не загрязняет город продуктами сгорания топлива.
- При грамотном обслуживании трамваи могут служить значительно дольше, чем автобусы или троллейбусы. Например, в Милане до сих пор выходят на линии вагоны 1930-х годов выпуска.
![](https://resizer.mail.ru/p/48874384-7b73-5d75-932a-7f2d94c3e21b/AQABFdbZZLEmcObbrqgDHO8OdOSmCeRcWl3T6vUt7Bnh_FhwJfjd4eXqQgzXlRQ47-ZV0wXTzkYvaDKXyiYzwi27EXI.jpg)
Какие они, современные трамваи?
Современные трамваи совсем не похожи на транспорт начала и середины XX века. Отличаются они не только дизайном, но и следующими характеристиками.
Быстрее ездят
Во многих городах строят отдельные линии скоростного трамвая — обычно они соединяют город с аэропортом или отдаленными районами. Их часто позиционируют как отдельный современный вид транспорта. Но на самом деле, «обычные» и «скоростные» трамваи лишь незначительно отличаются друг от друга.
![](https://resizer.mail.ru/p/809e840b-dcce-5e0e-81c8-3ec198737285/AQABdTTgjWovJmPwVa4IvunVFQOxow2nZ09RaX-YUKng9kVMjfR9VJ_W0j7BoxUxDYu0Izm8BHhlqmyZdVn4GSfQ5xA.jpg)
Скоростными называют те трамвайные линии, маршрутная скорость которых превышает 24 км/ч с учетом всех остановок. Заставить наземный рельсовый транспорт ехать быстрее можно следующими способами:
- Положить хорошие рельсы — именно от качества полотна зависит скорость движения вагона;
- Изолировать пути от автомобильной дороги и пешеходов — например, расположить их под землей или на эстакаде;
- Увеличить длину перегонов — чем реже транспорт останавливается, тем выше его скорость.
В этом и заключаются основные отличия скоростных трамваев.
Меньше стоят на остановках
Еще один способ увеличить среднюю скорость движения трамвая — сократить время остановки. Для этого нужно сделать так, чтобы пассажиры могли быстрее садиться в вагоны или покидать их.
В конце XX века европейские конструкторы начали переходить на низкопольные трамваи. Входы в вагон у таких моделей расположены на уровне земли, что позволяет избавиться от ступенек. Так что, чтобы попасть внутрь трамвая, достаточно сделать один шаг. Низкопольный общественный транспорт удобен для всех пассажиров — в том числе для пожилых, маломобильных или родителей с колясками.
![](https://resizer.mail.ru/p/3eecf713-986d-57a3-9794-9ab929a9229a/AQAB9tg5nMhb1XAGn1ZcvYvQmq_nSccJgpQHY4pgtJvJ5N9hjZVueAkzCsyjD0FUzzeJJJugizk2aw84XLWeCs5cSYc.jpg)
Вмещают больше пассажиров
С увеличением численности населения городов растет и количество пассажиров общественного транспорта. Сегодня привычные нам двухосные вагоны уже не обеспечивают необходимую вместимость во многих крупных населенных пунктах.
Эту проблему можно решить разными способами — например, сцепив несколько вагонов в своего рода поезд. Такая конструкция имеет свои недостатки: транспорт хуже разгоняется и немного теряет в маневренности. Кроме того, в начале и середине XX века в некоторых городах появились двухэтажные трамваи — однако, сегодня они практически не встречаются.
![](https://resizer.mail.ru/p/c293bb9d-908a-5d95-8e49-b48dbf2df173/AQABxcG1E4yxHChDPMAiSozvKaydD-vnVWDv2uvJBH0knChnECfa2lzrtZa8oYJW9WhDOSnLb2-u6HGSMpcxBeNHNxI.jpg)
Самое популярное решение — сочлененный трамвай, состоящий из нескольких секций. Такой транспорт легче вписывается в крутые повороты, а за счет сквозного прохода пассажиры и кондуктор могут свободно перемещаться по всему салону.
Спустя 150 лет после изобретения трамвай все еще считают перспективным видом городского общественного транспорта. А вы часто ездите на трамвае?