Пять главных скандалов в истории мировой автоиндустрии

Автомобильная история знает немало скандалов: они приводили не только к отставкам, но и к большим — да нет, просто гигантским — финансовым потерям

Список автомобильных компаний, которые по тем или иным причинам ушли в историю, на самом деле гораздо длиннее, чем мы с вами только можем представить. Многие проекты постепенно угасали из-за банального падения спроса, экономических потрясений или смены собственников: кому-то удавалось побороться за жизнь и продлить свое существование на долгие годы перед окончательным забвением, а были и те, что закрывались чуть ли не «одним днем». Но богатая история мировой автоиндустрии помнит случаи, когда совершенные на каком-то этапе ошибки обходились именитым фирмам слишком уж дорого.

Подушки-убийцы

Японская компания Takata была основана еще в 1933 году, а к началу нового столетия она была одним из крупнейших в мире производителей систем безопасности и комплектующих для автомобилей. Но гигант рухнул, причем очень быстро — выяснилось, что подушки безопасности этой компании срабатывают «неправильно». Пиропатроны, которые и надувают подушку, взрывались гораздо сильнее, чем им положено, в результате куски металлического корпуса разлетались по салону и наносили людям серьезные травмы.

Некоторых даже убивали! Скандал разгорался постепенно. Первые сигналы поступили еще в начале 2000-х, но руководство Takata решило... ничего не делать. Хотя взрывы продолжались, и люди получали травмы.

content image for: 69715

Власти США в итоге начали большое расследование. И в ноябре 2015 года после многомесячного разбирательства было вынесено сенсационное решение — Takata виновна в том, что выпускала опасные подушки безопасности. Компания получила штраф от властей США и огромное количество исков от пострадавших и автопроизводителей — последним был нанесен огромный ущерб, ведь всего отзыву подлежали 37 млн (!) автомобилей по всему миру.

Ориентировочный убыток от этого скандала составляет от 10 до 50 млрд долларов! В 2017 году Takata заявила о банкротстве, после чего фирма досталась американскому производителю запчастей Key Safety Systems (KSS). Причем последний взял себе весь бизнес за исключением «подушечного».

Дизельгейт

Пятницу 18 сентября 2015 года в концерне Volkswagen наверняка до сих пор называют не иначе как «черная пятница». Именно в тот день в США объявили, что немецкие автомобили с дизельными двигателями имеют специальные программы, которые позволяют во время сертификационных тестов занижать уровень вредных выбросов в атмосферу. Речь шла о самом крупном мошенничестве в истории автопрома! Уже в понедельник акции VW обвалились со 162 долларов до 102. И было ощущение, что это только начало.

slide image for gallery: 20525 | Skoda Octavia RS TDI 4×4
Источник: Юрий Урюков

Но скандал не привел к банкротству Volkswagen, однако практически все руководство концерна было вынуждено уйти в отставку. Один из менеджеров американского подразделения Volkswagen Оливер Шмидт был даже приговорен в США к семи годам тюрьмы!

Порядка 11 млн Volkswagen, Audi, Porsche пришлось отозвать для ремонта, а общие затраты концерна из-за дизельного скандала достигли нескольких десятков миллиардов долларов — только в США компания потратила 25 млрд.

Опасен на любой скорости (на самом деле нет)

В конце 1950-х годов американская компания Chevrolet решила начать выпуск компактной модели Corvair, которая бы предназначалась молодым и небогатым покупателям. Corvair позиционировался как самая смелая и продвинутая модель на рынке, а журнал MotorTrend даже назвал ее «Автомобилем года»!

Однако в 1965 году юрист Ральф Нейдер опубликовал книгу «Опасен на любой скорости». В ней он раскритиковал Corvair по всем фронтам. И в первую очередь за его управляемость. Причем не сказать, что она была заметно хуже, чем у конкурентов (все заднеприводные малыши того времени имели на высокой скорости проблемы в поворотах). Мало того, в 1964 году Corvair вообще получил обновленную заднюю подвеску, которая сделала управляемость машины заметно лучше.

content image for: 69715

Наверняка, книга бы эта осталась незамеченной для большинства жителей США. Но в GM стали совершать странные поступки. Они наняли частных детективов, начали прослушивать телефон Нейдера и даже подкупили проституток, чтобы скомпрометировать автора книжки.

Все это, разумеется, стало известно прессе. И скандал получил совершенно другой оборот — про Corvair стали говорить на каждом углу. Мало того, Ральф Нейдер подал в суд на GM обвинив фирму во вторжении в личную жизнь и даже выиграл 425 тысяч долларов. Огромную сумму по меркам 1960-х.

Кто виноват: шина или автомобиль?

Компания Ford и производитель шин Firestone дружили 100 лет. Однако в 2000 году американские власти обратили внимание на странную статистику — уж слишком часто внедорожники Ford Explorer попадали в «непонятные» аварии на высокой скорости.

content image for: 69715

Расследование показало — ДТП происходят из-за покрышек Firestone Wilderness AT. На высокой скорости у шины мог отделиться протектор и колесо просто-напросто разваливалось! Считается, что из-за шин погибло как минимум 250 человек, еще около 3000 получили травмы. Репутации Ford был нанесен огромный удар, ведь многие водители не хотели слышать о том, что причиной ДТП были колеса. Они винили во всем именно автомобиль.

Мало того, руководство Firestone заявило, что не будет нести в одиночку ответственность — мол Ford тоже виноват, так как именно он выбрал такие колеса для установки на автомобили, дабы устранить врожденные дефекты модели. Расследование показало, что так оно и было.

Считается, что Ford (помимо ущерба репутации) потерял из-за скандала как минимум 3 млрд долларов.

Залипает или нет?

Многие из нас с детства выучили, что «Toyota — это надежно». Но «педальный» скандал нанес серьезный удар по имиджу марки. А смысл был вот в чем — в начале 2000-х владельцы Toyota стали жаловаться, что их машины... разгонялись сами по себе.

Тойотовцы забеспокоились. И сначала заявили, что во всем виноваты коврики, которые блокировали педаль газа, когда она нажата. Потом виновником признали зубчатую передачу между педалью и датчиком ее положения. Хотя при этом другие эксперты уверяли, что с педалью на самом деле все в порядке, а машины попадали в аварии из-за самих водителей, которые... просто путали педаль газа и тормоза.

content image for: 69715

Как бы то ни было, но в «Тойоте» решили не совершать ошибок своих конкурентов. Они быстро взяли всю вину на себя, выплатили огромные компенсации и провели самые масштабные отзывы в своей истории. Более 9 млн машин!