И это был не студенческий капустник. Таким вот забавным образом General Motors готовилась к запуску нового бренда, названного в честь вождя Понтиака — одной из самых ярких фигур движения индейского сопротивления, по значимости в заокеанском фольклоре вполне сопоставимой, скажем, с Чапаевым.
Идея рождения Pontiac принадлежала тогдашнему президенту GM Альфреду Слоуну, придумавшему так называемую концепцию брендов-сателлитов. Чтобы заполнить ценовые ниши между основными филиалами General Motors, каждый из них должен был получить младшего братика — фирму, выпускающую чуть более дешевые и простые автомобили. Так премиальный Cadillac обзавелся торговой маркой LaSalle, автомобили которой стоили дешевле, чем «кэдди», но все равно дороже любого Buick. У того, в свою очередь, появился бренд Marquette, а ступенькой ниже партнером Oldsmobile стал еще один новоизобретенный сателлит — Viking. Первым же из «младшеньких» был именно Pontiac — отпрыск ныне крепко-накрепко забытой фирмы Oakland, которая в иерархической лестнице GM стояла на ступеньку выше самого демократичного и массового Chevrolet.
![](https://resizer.mail.ru/p/9a2c55f5-37b0-5576-940c-961aa175f4ff/AQABym9b1auOk2IMxgLUOeC__tQu9yP5-R-lQgY8TlSUVX2sQiT2A0Ly_s06IC-B6Fh-Pn-irlzIuptIEVkSOnUOi0A.jpg)
Вообще-то говоря, бренды-сателлиты — не самая удачная идея Альфреда Слоуна. Так, Viking и Marquette загнулись практически сразу же, а производство с трудом дотянувшего до 40-х LaSalle не стали возобновлять после войны. И лишь к Pontiac судьба оказалась куда благосклоннее.
![](https://resizer.mail.ru/p/af956d5d-7ec8-59b8-ae4f-3ff224cdeb07/AQABpIiZF4zhcItlDsuf-PUyVVFtEsQXGBunnPQ91qQFIEOWOeGTcvwkl76z7JFR-xzZt125iSnrWBs37jiQher-lxM.jpg)
Публика на ура приняла первую же модель Pontiac 6-27, официально представленную 3 января 1926-го на автосалоне в Нью-Йорке. Всего через год с небольшим продажи нового бренда перевалили 100-тысячный рубеж, а к концу 1929-го число выпущенных Pontiac достигло полумиллиона. И тут как гром среди ясного неба грянула Великая депрессия. Продажи решительно рухнули, а в Детройте всерьез заговорили о ликвидации как Pontiac, так и Oakland, находившейся в еще более плачевном положении.
![](https://resizer.mail.ru/p/6780efd2-cf60-57d7-b96e-43056f2b415f/AQAB9XK2369JfAcxUQg_ReIfVATEl4OcLIIUPAzonRNaXHGdFQVknchPrx6QlIymsYqHCXqlasvR7l0EJcRNyZaJGGU.jpg)
Но за индейского вождя вступился Альфред Слоун. Кризис рано или поздно пройдет, считал он, а разбрасываться популярными марками не стоит. Решено было максимально технически унифицировать автомобили Pontiac и Chevrolet, а также объединить отделы продаж Pontiac, Oldsmobile и Buick. Отныне каждый из дилеров любого из этих брендов обязан был продавать и машины двух других марок. Ну а несчастный Oakland все же списали с баланса.
![](https://resizer.mail.ru/p/ffe502af-89c0-57cc-9d67-cfb30efd1639/AQABhGRCwOGHBhXS3SVHJkFFdal7zr0ldtTMGYCYbZe7ujgH7fIu5J2vuk5Hs7vzUrifn2Z7vxkNe8bQ6F2TxPVsuws.jpg)
Слоун не ошибся в расчетах. Pontiac начал оправдывать авансы еще задолго до окончания депрессии — к середине 30-х годов марка вновь набирала обороты. Из трех полупрестижных брендов GM машины от «индейского вождя» считались самыми недорогими и вполне качественными. Так, модель 8, представленная в январе 1933-го, стала одной из самых доступных на рынке 8-цилиндровых машин. А дебютировавший в 40-м Pontiac Torpedo и вовсе помог достичь рекордных продаж, сделавших марку самой популярной среди автомобилей так называемой средней ценовой категории.
![](https://resizer.mail.ru/p/52a0b5ef-88aa-5f7c-a84e-17fb5f768c1e/AQABrvrw31dF6VGQVjCspDrvxmzXww1ECe0qNHzvg2g7zdz-k14g41vPpEwqBtb2b7ngZ3HMdKJMrSCn6nsKmLgmPJc.jpg)
Уверенный рост Pontiac оборвала Вторая мировая, когда всем вдруг стало не до легковых автомобилей. Но после кратковременного, хотя и бурного роста продаж в первые послевоенные годы для Pontiac наступили трудные дни. В двух словах проблемы марки можно было сформулировать как кризис индивидуальности. Модели 50-х годов слишком уж походили на своих родственников из других филиалов General Motors. При этом лишившиеся собственного лица автомобили Pontiac стоили дороже Chevrolet, но заметно уступали в роскоши и лоске Oldsmobile и Buick. За маркой прочно закрепился имидж ординарного и скучного транспортного средства для пенсионеров. Продажи вошли в пике, и в один момент показалось даже, что судьба индейца вновь повисла на волоске...
По счастью в 1956 году директорское кресло Pontiac занял Симон Кнудсен. Энергичный сын экс-президента General Motors Билла Кнудсена переманил из Oldsmobile респектабельного конструктора и менеджера Пита Истеса, а также молодого инженера Packard Джона ДеЛориана. Эта троица сотворила настоящее чудо. Сделав ставку на мощные моторы, подчеркнуто агрессивный дизайн и всегдашние привлекательные цены, Кнудсен, Истес и Делориан буквально за несколько лет превратили пенсионерский бренд в самую горячую и молодежную марку Америки. А Pontiac GTO стал настоящей иконой своего времени и первенцем нового сегмента «маскл-каров» — сверхмощных автомобилей. В рекордном для марки 1968-м продали 940 тысяч машин (для сравнения, в 1955-м — всего около 217 тысяч). Причем самое любопытное, что заряженных сверхмощных версий в тот год выпустили больше, чем обычных гражданских моделей Pontiac.
![](https://resizer.mail.ru/p/b7832d5c-4c52-5f32-a293-cf8d5c6068c1/AQAB32PEnp_edwxRScf8m1cSChhSCCdfA4t8aQQ8o4gBJ2zF5HhZAqXFhPBir182GVWtFaJkxNZ4a2r5GQH_YhbGnMM.jpg)
К сожалению, 60-е так навсегда и остались самым ударным десятилетием «индейца». 70-е принесли с собой не только нефтяной кризис, но и радикально подорожавшие страховки на маскл-кары. Два этих фактора благополучно уничтожили рынок сверхмощных машин. В 80-х марку вновь накрыл кризис самооценки. Время от времени компании удавались любопытные новинки, но гораздо больше было проходных моделей. Того хуже, шильдик Pontiac все чаще клеили на слегка перелицованные Chevrolet, Opel и даже Daewoo...
![](https://resizer.mail.ru/p/0e1d9d29-5ec6-5b81-9fcc-c64ceed0a3a8/AQABrEWLyQvQQDTgyUEb-gM6D390CpMbsIeFpUKiedSLDnkQD-0JyyHSJ6AEJebsq985u0cllQwmwkWqnq6-Y_CMuv4.jpg)
Вновь найти себя на стремительно менявшемся рынке Pontiac так и не смог. На то есть множество причин. Усилилась конкуренция со стороны европейских и японских брендов, а руководство GM вместо того, чтобы сконцентрироваться на развитии уже существующих марок, вдруг стало придумывать новые. Кто знает, если бы деньги, ушедшие на запуск провалившихся Geo, Saturn и Hummer, потратили на ребрендинг и обновление модельного ряда филиалов из старой «джи-эмовской» гвардии, то, глядишь, и не оплакивали бы сейчас безвременно ушедшие Oldsmobile и Pontiac.
10 лучших автомобилей в истории Pontiac по версии Авто Mail.Ru
6-27 (1927)
![](https://resizer.mail.ru/p/1a81b36d-d5fa-512f-84ab-bf632630b851/AQAB1Tyu8d93Csk49DgVKnSWwhYGz0R_Wq9ApYsIlc_eLuUj_En-MeGrJeAeL5pwubo_59qPjsYgi52elh-ON_qWoJU.jpg)
С точки зрения техники, самый первый Pontiac — модель 6-27 (6 цилиндров, 1927-й модельный год) ничем особенным не выделялась среди многочисленных конкурентов. По сути, эту машину можно назвать одним из ранних примеров политики корпоративного бэдж-инжиниринга, принятой в General Motors. Построенная на шасси Chevrolet Superior, 6-27 отличалась чуть более крупным кузовом и 3,1-литровым 6-цилиндровым мотором, тогда как «шеви» обходился лишь «четверкой». Зато при базовой стоимости в $825 Pontiac был одним из самых дешевых 6-цилиндровых моделей на рынке США и даже рекламировался как «Вождь 6-цилиндровых». Вкусная цена и сравнительно мощный двигатель (40 «лошадей» — вполне приличная цифра для того времени) сделали свое дело. Несмотря на ординарную внешность, покупатели очень благосклонно приняли новую модель и до конца 1926-го приобрели почти 50 тысяч машин. Таким образом, 6-27 заняла 13-ю строчку в списке самых продаваемых автомобилей в США за тот год, а также позволила Pontiac установить рекорд популярности для фирмы-дебютанта, ранее принадлежавший компании Chrysler
Torpedo (1940)
![](https://resizer.mail.ru/p/3d18eb87-52c0-5acf-a877-7bdd70ce9079/AQABdeUxyQNX-M9jAU9GAYnEQxKN4sHVFexBNORVaMvpmtcC1_UAAljjxGLm0juLxHZ8sK64sar3GbzSMgF2QXiCJWE.jpg)
В наследство от скоропостижно скончавшегося Oakland Pontiac в 1931-м получил V-образный 8-цилиндровый мотор. Но уже год спустя его заменила более современная рядная 3,6-литровая «восьмерка» мощностью 77 л.с. Новая модель с говорящим названием Economy Eight отличалась не только доступной ценой, но и элегантными кузовами, которые поставляла фирма Fisher. Однако по-настоящему красивый Pontiac пришлось ждать аж до 1940-го года, когда на рынке дебютировал Torpedo. Построенная на базе «джи-эмовской» платформы С-body элегантная модель, в разработке которой принимал участие легендарный дизайнер Харли Эрл, выглядела куда изящнее и современней родственных Oldsmobile 90 и Buick Special. Неудивительно, что в последний предвоенный год продажи Pontiac достигли рекордных 330 тысяч! После войны Torpedo с минимальными изменениями вновь встала на конвейер и продержалась в каталогах фирмы до 1949-го, когда ей на смену пришел новый Chieftain, вошедший в историю как «последний скучный Pontiac»
Bonneville (1957)
![](https://resizer.mail.ru/p/26f5a945-19af-52f7-a126-d4085bd9aeea/AQABvgZHWQsmw7w1WEgv7bBE3bAZ3yCMkZku9e8LjEaCfhmHCvgWUKFMb4soaR_cEgMWio6QrJnUG5bVipPN8WoHYf0.jpg)
Вообще-то, Bonneville — самая долгоиграющая модель в гамме Pontiac. Впервые название соляного озера в Юте, где проводятся гонки и рекордные заезды, появилось на моделях 1957 года и продержалось до середины нулевых годов 21-го века. Другое дело, что с истинной любовью фанаты марки вспоминают лишь «старичков», а в особенности самый первый Bonneville. По сути, это была не самостоятельная модель, а лишь специальная серия кабриолета Starchief, оснащенная первым в истории марки двигателем с системой впрыска топлива и нагруженная опциями по самые не балуй. Упакованный выше крыши Bonneville стоил около $5300, то есть дороже, чем даже Cadillac! Всего выпустили 630 экземпляров, и неудивительно, что сегодня модель 57-го года — самый лакомый и ценный Pontiac в кругах коллекционеров. Важнее, что оригинальный Bonneville стал провозвестником новой эры в истории марки, раз и навсегда порвав с пенсионерским имиджем Pontiac. Вкатившись в 60-е на довоенном, по сути, багаже, затем «индеец» врубил высшую передачу, став для Америки синонимом понятия «маскл-кар»
GTO (1964)
![](https://resizer.mail.ru/p/bf865cf4-c575-5c2c-821f-83d280046001/AQABvnoZ7q3xqBu72LmTRRekdVIPIzfuV6lUtLKsm07M212eWT0NL9_rJfCWOMthuyGyC-cudx-PjYeCYKbnCsjSx_U.jpg)
История самого известного Pontiac началась в 1960-м с дебюта нового «компакта» Tempest. Построенная на передовой по тем временам платформе Y-body, машина отличалась расположенной сзади коробкой передач и задней независимой подвеской на качающихся рычагах. Журнал Car and driver назвал Tempest автомобилем года, но настоящая крутотень завертелась в 64-м, когда главный инженер фирмы Джон Делориан в качестве опции предложил для обновленного Tempest Le Mans комплектацию GTO c 6,4-литровой V-образной «восьмеркой» мощностью 348 л.с. Неслучайно в название модели вынесли итальянскую аббревиатуру Gran Tourismo Omologato — «Сертифицированный для участия в гонках». Огромный, длиной почти в 5,5 м, Pontiac выдавал совершенно сумасшедшую динамику. Тестеры журнала Motor trend намерили разгон до сотни всего за 6,6 с, а четверть мили GTO пролетал за 14,8 секунды! Культовый статус ждал и второе поколение модели, дебютировавшее в 68-м. Характерный дизайн передней части Endura с убирающимися фарами поражал воображение, а главное, ни у одного автомобиля «джи-эмовских» марок не было ничего подобного. Мощность самой навороченной версии The Judge («Судья») поднялась до 370 л.с., а разгон до сотни снизился до 5,7 с
Firebird (1967)
![](https://resizer.mail.ru/p/9add2c8e-e834-569a-b0b8-ebd816f1cb9b/AQAB0EMad1K_bJqMPM3IIVMZVpXaABEi90sboG-_0xP5eEYrDgRHbrSM_Cw5SbLpDtHWOmhN8ktPLbvS8QvIYGTl_Ys.jpg)
Конечно, к «жар-птице» можно относиться просто как банальной вариации на тему Chevrolet Camaro первого поколения. В принципе, тут не будет ошибки. Ведь Firebird и Camaro почти идентичны с технической точки зрения, да и внешне здорово смахивают друг на друга. Pontiac не мог угнаться за объемами продаж Chevrolet в абсолютном зачете, однако по части популярности заряженных версий «жар-птица» выигрывала, что называется, в одни ворота. Да и сама машина была великолепна. Под элегантными обводами обтекаемого кузова с фирменной «понтиаковской» сдвоенной решеткой радиатора мог в зависимости от версии скрываться даже 6,4-литровый V8 от GTO! Неудивительно, что, скажем, в 1968 году Firebird 400 слыл самым быстрым среди всех американских «пони-каров». Сотню с места супер-«жар-птица» делала за 4,8 с, тогда как самый-самый из семейства Mustang довольствовался более скромными пятью с половиной секундами
Trans Am (1973)
![](https://resizer.mail.ru/p/4addc7fb-65df-5b70-9150-a4c58e2fb1ed/AQABCH7hNAY8ftDddreoxO4QXRzLVgeDkN35uW5sh9qPLTHwP9nChnb89S7CNbfctPbPM3ShjQe6EeMknNOnp8NIRnc.jpg)
Начало 70-х — грустное для поклонников «маскл-каров» время. Лобби страховых компаний добилось значительного повышения стоимости полисов для мощных автомобилей, и энтузиазм покупателей стал сходить на нет. Ну а разразившийся следом топливный кризис, казалось, вбил в гроб маскл- и пони-каров последний гвоздь. Но в Pontiac до последнего не верили в закат легендарной эпохи. Представленный в 1973-м Firebird Trans Am Super Duty 455 по паспорту развивал не такие уж фантастические 310 л.с. (а в следующем году мощность упала до 290 л.с.), на самом же деле, в Pontiac банально занижали мощность. Реально Trans Am располагал табуном под 400 «лошадок», что позволяло проходить четверть мили за 13 с небольшим секунд! Кстати, Firebird Trans Am вошел в историю и по другой причине. Именно на капоте этой машины впервые появилась знаменитая «золотая птица». Рисунок, который на десятилетия станет символом мощных и стремительных Pontiac, выполнил художник Джон Скинелла. Правда, в простонародье птичку на капоте Trans Am без церемоний прозвали «курицей»
Fiero (1984)
![](https://resizer.mail.ru/p/b8a05234-f19b-57b6-a8cd-b955a61131dd/AQABZvkq5vCzeJpxC7YDkMXvVtlnKgtyrPhRc8m7ZvQ4wPESGpoFzPPCNnvmULtkkBO_NmrKPs16HUJ4ig2B1eomQjo.jpg)
С таким же успехом этот малоизвестный в наших краях автомобиль можно занести и в десятку самых неудачных моделей Pontiac. На долю этой машины выпало множество испытаний. Скажем, ее дважды хотели убить еще в зародыше. Боссы GM в начале 80-х посчитали, что двухместное купе в условиях кризиса — явное излишество, хотя работы по созданию Fiero к тому времени шли полным ходом. Руководству Pontiac удалось отстоять машину, но в рамках сильно ограниченного бюджета пришлось экономить. Так, эффектный Fiero с продвинутым пластиковым кузовом и спортивной среднемоторной компоновкой получил подвеску от дешевой модели Chevrolet Citation и тяжелый, маломощный 4-цилиндровый мотор. Тем не менее в 80-х в Штатах не было более яркого внешне и столь же интересного по части управляемости спорткара бюджетного уровня. Со временем на Fiero появился и более подобающий мотор V6 и специально разработанная подвеска, но исправив все недостатки необычного и яркого купе, в GM решили... прекратить производство
Trans Sport (1990)
![](https://resizer.mail.ru/p/b9bae9c3-7b86-5d8c-aeba-371ffc19a027/AQABAmDdKdl5a3TXPKmeRNY_AmxolhI-zsiuES72uXZaVmzWh3OmGWrsmEp8bpd_EDby-aSlow5EiE0ppOoIJ9OLgak.jpg)
Считается, что современный минивэн — детище Ли Яккоки и Chrysler. В таком случае General Motors можно поздравить с лаврами создателей первого в мире красивого минивэна. Троица однообъемников — Chevrolet Lumina, Oldsmobile Silhouette и Pontiac Trans Sport, дебютировавшая в 1990-м, просто покорила футуристическим дизайном, столь нехарактерным и даже неожиданным на фоне консервативных моделей концерна. Особенно хорош был Trans Sport, явно выигрывавший у соплатформенных родственников в вопросах эстетики. Скорее, помесь гоночной машины и космического челнока, Pontiac, как и Fiero, имел пластиковые кузовные панели, а также сдвижную боковую дверь с электроприводом и практичный семиместный салон. При этом 170-сильная 3,8-литровая «шестерка» обеспечивала весьма приличную для минивэна динамику. Как ни странно, но, несмотря на хорошую прессу и вполне убедительные результаты продаж, троице «джи-эмовских» минивэнов удалось реально подвинуть «крайслеровский» Voyager — второе поколение модели получило консервативный и малопривлекательный экстерьер
Solstice (2004)
![](https://resizer.mail.ru/p/c17e11ae-bcbe-5441-b8fe-d5e248c617d4/AQABPEl4IzqMhv_0Z4rLK7q4rdoG2hZUS49LWKXmdzYewIrG23mZQLWShA7hrBlzuZ69YrweQcOifODf7dv8wBr2aUM.jpg)
Этот автомобиль заслуживает уважения даже за одну только смелость. Ведь Pontiac Solstice (от англ. «солнцестояние»), равно как Saturn Sky и Opel GT, были построены на совершенно новой платформе «Каппа». Что в этом удивительного? Да, хотя бы то, что в самый разгар, пожалуй, крупнейшего в истории General Motors кризиса (который, к слову, компания так и не смогла пережить) миллионы долларов угрохали на создание шасси для нишевого спорткара. У Solstice, казалось, было все для того, чтобы стать успешным: и привлекательная внешность, и достойная управляемость, и доступный ценник. Правда, в первый год выпуска машине явно не хватало достойного звания истинного спорткара двигателя. Несмотря на это, продажи все равно превосходили прогнозы, которые, впрочем, изначально были довольно скромными. В 2009 модельном году появился и заряженный 260-сильный мотор, и давно обещанная версия с кузовом купе. Но на судьбу марки локальный успех «Солнцестояния», увы, повлиять уже не смог
G8 GXP (2009)
![](https://resizer.mail.ru/p/8cafa2fd-f402-5210-91b3-495d3ac96473/AQABf4HVLQYkSGvYD-nFwtM1IVRGyo8rzcTIb0CAtaG6ePlyNfjd0jGeoxd9NV-kmcnlZJ8RxybJGl7irajI7MaO0D4.jpg)
Какая боль! Случилось так, что последнюю модель в истории Pontiac собирали... в Австралии. Ведь G8 — по сути, перелицованная версия седана Holden Commodore. В последние годы банальный бэдж-инжиниринг стал для дряхлеющей марки привычной практикой. Удивительно другое. Совершенно неожиданно Pontiac G8 GXP оказался достоин славы легендарного GTO куда в большей степени, чем все истинно американские модели бренда за последние 30 лет. Топовая версия с 6,2-литровым V8 мощностью 415 л.с. разгоняла 4-дверный седан до сотни за 4,5 с, а откалиброванная на трассе в Нюрбурге подвеска еще и великолепно держала дорогу. Такое, знаете ли, не снилось даже GTO The Judge! Покупатель получал умопомрачительно быстрый, как на прямой, так и в виражах, спортседан по цене в два раза дешевле, чем сопоставимый по габаритам и ездовым характеристикам BMW M5. Что ж, спасибо австралийцам из Holden за то, что самый последний серийный Pontiac оказался достойным славы своих лучших предков, память о которых, безусловно, навсегда сохранится в сердцах истинных ценителей автомобильной классики