Наступает зима, а значит снег, озёра и спринты по выходным! Кому что. В правильном месте да в хорошую погоду даже осторожные девушки и пугливые «тошноты» пробуют раздать угла на площадке, а настоящие энтузиасты не вылезают с соревнований на загородных треках. А главное — покатушки зимой обходятся намного дешевле, чем летом, и не так требовательны к технике.
Мы отобрали варианты стоимостью от 100 тысяч до миллиона, а главными критериями стали уровень «фана», надёжность, а также пригодность для повседневной езды. Последнее — особенно важно, так как далеко не все могут позволить себе отдельный автомобиль для развлечений. В каждой категории мы выделили бюджетный вариант, который с натяжкой, но подходит для езды «дом-офис», а также вариант подороже — на таких машинах можно и понаваливать, и передвигаться с комфортом и достоинством.
«Тазы»
Недорогой вариант: «Самара», «Калина» первого поколения
Цена вопроса: до 150 тысяч. За 200 можно найти семи-восьмилетнюю Lada Kalina Sport первого поколения
В чём кайф: вазовские переднеприводники — доступные и простые аппараты для обучения основам зимней езды. Агрегаты хорошо изучены, относительно надёжны и дёшевы в ремонте. Кузов лёгкий, тюнинг в изобилии и легко прикручивается в гараже. Базовый набор распорок обойдётся в 5-10 тысяч рублей и способен усилить немолодой кузов. Можно найти уже подготовленную к лёгким покатушкам машину в хорошем состоянии — как правило, доработки не увеличивают цену, если не наоборот.
Как выбрать: Главное в таком автомобиле — кузов. Если видите очаги ржавчины, то за зиму они легко превратятся в бахрому гнили. Из доработок в самом простом варианте обязательна разве что блокировка дифференциала (10 тысяч рублей) и комплект нормальных шипованных шин в 14 диаметре — это ещё 15 тысяч.
Премиум-вариант: Lada Kalina Sport второго поколения
Цена вопроса: 350-450 тысяч за двух-трёхлетнюю машину
В чём кайф: вполне комфортная зажигалка для повседневной езды, которая практически без вложений становится эффективным снарядом в выходной день. В современной «Калине» есть климат, подогрев сидений, мультимедийка, обогрев стекла, парктроник, датчики дождя и света. Вместе с этим у «Калспорта» современный дерзкий дизайн, плотная и очень выносливая подвеска, приличные спортивные кресла и бойкий мотор. Кстати, аналогичной комплектацией могут похвастать и обычные «Калины» со 106-сильным двигателем, его возможностей для зимних гонок тоже достаточно, а стоят такие машины дешевле «Спорта».
Как выбрать: Автомобиль достаточно крепкий, поэтому можно смело смотреть варианты с пробегами и по 50 тысяч километров, даром, что это хот-хэтч. Главное — небитый кузов, остальное особо не ломается или стоит недорого. Из обязательных доработок — блокировка дифференциала за 10 тысяч рублей.
BMW
Недорогой вариант: 3-я серия Е36
Цена вопроса: 150-300 тысяч за автомобиль 1996-1997 года
В чём кайф: Автомобиль, который научит вас езде на заднем приводе, а ошибки не обойдутся слишком дорого. У Е36 очень правильное шасси, хорошая посадка и крепкие агрегаты и бамперы — то, что надо, чтобы пробовать и ошибаться. Выбор машин в продаже достаточно велик, а гамма двигателей широка. Кузовных запчастей и агрегатов всё ещё навалом, так что содержание и ремонт не станут разорительными. Недаром эту модель ещё недавно использовали в зимней школе BMW в Эстонии в качестве тренировочной.
Как выбрать: Зимой хватит и 150-сильного мотора версии 320, но лучше, конечно, 192-сильная 325 — на ней может быть нескучно и летом. Поскольку машины старые, нужно смотреть прежде всего на состояние кузова — вполне можно найти машины без серьёзной ржавчины, а плохо сделанное битьё (а такого в продаже много) долго не продержится. Агрегаты лучше смотреть со знающим человеком, но если они живые, то серьёзного внимания при должном уходе не потребуют, даже несмотря на возраст. Из доработок поставьте блокировку (20 тысяч рублей) — и вперёд!
Премиум-вариант: 3 серия E46
Цена вопроса: 300-400 тысяч за рестайлинговую машину 2002-2004 года
В чём кайф: Пятнадцатилетняя «трёшка» — довольно условный вариант с точки зрения «премиума» и беспроблемной езды каждый день. Но следующая серия Е90 одновременно менее драйверская и надёжная, но при этом довольно дорогая. А Е46 ещё можно найти в приличном состоянии, с достойным внешним видом и в хорошей комплектации — это будет почти современная машина, на которой можно ездить каждый день. Вместе с тем, драйва этот кузов даёт достаточно, а ещё в нём доступен классный «дифференциальный» полный привод, что делает такую машину не только весёлой, но и быстрой и понятной на скользкой трассе.
Как выбрать: Рынок позволяет не обращать внимание на слабые моторы — вполне можно выбирать из 192-сильного и 231-сильного вариантов, машин достаточно. Убойное сочетание 231 «лошадь» плюс полный привод с механикой встречается совсем редко и стоит довольно дорого, но найти можно. А ещё доступен стильный и практичный «сарай», но это совсем эксклюзив. Блокировки с завода не бывает, но она стоит подъёмные 30 тысяч.
Полноприводные японцы
Недорогой вариант: Subaru Forester, Legacy, Impreza с атмосферным мотором
Цена вопроса: 400-550 тысяч за автомобиль 2004-2008 года
В чём кайф: Subaru — автомобили с крепкой подвеской и приятным полным приводом, особенно с механической трансмиссией. Поэтому гонять можно не только по озеру или ровному треку, но и по спринтовым ухабистым трассам. Такие мини-ралли хорошо переносятся даже стоковыми машинами, а крепкий пластик бамперов позволит подходить к пределу, не слишком переживая о стоимости кузовного ремонта. Запчасти на Subaru недешёвые, но зато раздобыть их несложно. А сама конструкция машин с атмосферниками достаточно крепкая, чтобы выдерживать покатушки.
Как выбрать: У 10-летних Subaru без серьёзных ремонтов вы вряд ли найдёте ржавчину, поэтому вторым делом надо обратить внимание на мотор. Атмосферники при разумных пробегах чаще живы, чем мертвы, а с учётом типажа владельцев атмосубару найти машину из-под спокойного и дотошного в обслуживании дядечки несложно. Мы советуем версии с механикой, потому что полный привод там понятнее и кайфовее в спортивной езде, а содержать такую машину дешевле и проще. Никаких доработок, кроме хороших шин, вам не потребуется — просто рулите.
Премиум-вариант: Subaru WRX, STI, Mitsubishi Evolution
Цена вопроса: 600 000-1 000 000 рублей за автомобили 2005-2010 года
В чём кайф: совершенно бессмысленно в тысячный раз писать, почему «Сти» или «Эво» хороши круглый год, но зимой особенно. Просто это самый доступный способ почувствовать себя раллистом на реально быстрой технике. Правда, самый доступный — отнюдь не значит дешёвый.
Как выбрать: о том, как купить хороший турбополноприводник, нужно писать отдельный материал. Скажем лишь о главном: эти машины часто бьются, поэтому важно даже не то, были ли аварии, а то, как всё отремонтировано. Слабое место мощных Subaru — мотор, а Mitsubishi — трансмиссия. И то, и другое любит выходить из строя при высоких нагрузках и плохой обслуге, а устранение таких поломок — сотни тысяч рублей.
Японские родстеры и купе
Недорогой вариант: Mazda MX-5 третьего поколения (NC)
Цена вопроса: 550- 750 тысяч за дорестайлинговый автомобиль 2006-2008 года
В чём кайф: Лёгкая, вёрткая, достаточно мощная — да ещё и родстер! При этом крайне выносливая и всепогодная: зимой это дрифт и тёплый салон, а летом — открытая крыша и драйв с бойким мотором и шикарным шасси. Всё это в сочетании с неубиваемостью и относительно невысокой ценой — аналоги просто отсутствуют. MX-5 (Miata) используется в куче гоночных серий и школ вождения по всему миру.
Как выбрать: Вариантов с мотором 1.8 (126 сил) на рынке минимум, но они не очень нам подходят — слабоваты, да и блокировку за 1000 евро придётся покупать отдельно. Двухлитровые 160-сильные машины составляют большую часть предложений, и это то что нужно. Их не нужно дорабатывать вообще, но купить живую машину проблема — большая часть бывали в ДТП и имеют проблемы по кузову, а также скрученные пробеги. Впрочем, ухоженный автомобиль со 100 тысячами на одометре можно брать — для MX-5 это лишь середина жизненного цикла.
Премиум-вариант: Toyota GT86 / Subaru BRZ
Цена вопроса: 850 000 — 1 000 000 рублей за автомобиль 2012 года
В чём кайф: Две сотни сил, минимум массы, задний привод и роскошное шасси — нужны ещё комментарии? При этом с поправкой на отсутствие места сзади и жёсткую подвеску можно ездить каждый день, тем более что есть варианты с автоматом (в основном, Тойоты). Даже двухпедальные машины приятно едут и по скользкому, и по зацепу, но выбор гурманов — 6-ступенчатая механика. Идеальный зимний тренажёр для ровных покрытий. Кстати, не будет скучно и летом — 200 сил это не так уж и мало, а поворачивает это купе по-спорткаровски. Кроме того, на них просто куча вариантов стайлинга и тюнинга.
Как выбрать: Выбор скуден, а отличия между «Тойбару» и «Субайотой» минимальны, поэтому надо определиться с типом трансмиссии и выбирать самый живой вариант на рынке. Смотреть в первую очередь кузов, так как из-за буйного характера автомобиля и юного возраста типичных владельцев многие из продаваемых 86/BRZ побывали в ДТП. Не меньше внимания — оппозитному мотору, который является самым слабым местом в конструкции. Часто дорогостоящий ремонт требуется уже к 50-70 тысячам пробега.
Послесловие
Да-да, мы знаем — забыли заднеприводную Жигули-классику (про это мы даже делали отдельный материал), Toyota MR-S, всякие «кватры», японские «диваны» из девяностых и ещё кучу подходящих моделей. Но на самом деле не забыли: какие-то из неупомянутых машин (вы наверняка набросаете в комменты собственные варианты) слишком редки, другие дряхлы, третьи непросты в обслуживании, четвёртым недостаёт драйва, у пятых слабый баланс зажигалки для выходных и повседневного «поповоза». И так далее. Но на истину в последней инстанции не претендуем и уважаем любой выбор.
Призываем лишь к одному: какой автомобиль вы бы ни выбрали — веселитесь, раздавайте, отжигайте и получайте удовольствие любыми другими способами только с полной ответственностью и в безопасных условиях.