Заднеприводный «уазик»? Звучит странно, но он есть. Машина на фотографиях была недавно куплена читателем «Авто Mail.Ru» за 749 тысяч рублей: «Хотел взять очередного “головастика”, но посоветовали дождаться этой новинки — дескать, практичнее и современнее», — комментирует свой выбор новоиспечённый владелец УАЗ «Профи». Мы же решили трезво оценить, насколько практичен и современен «Профи».
Это конкурент «Газели»?
Формальный. По паспортной грузоподъёмности «Газель» и «Профи» — соперники. Но реальность оказалась далека от бумажных характеристик. Взять, например, габариты. Самый популярный формат бортовой «Газели» — с кузовом длиной 4,2 метра. Сделать таким же большим «Профи» нельзя — здесь «закрытые» лонжероны, и врезать дополнительную вставку-удлинитель не получится, поэтому самый вместительный кузов имеет размеры 3,09 на 2,06 метра.
Кстати, газелисты, заглядывая под платформу, сильно удивляются: почему здесь легковая рама? Рассказываем. На создание принципиально новой рамы уазовцам денег не выделили, поэтому пришлось усиливать ту, которая была — от внедорожника «Патриот» (в свою очередь, рама «Патриота» представляет собой слегка изменённую конструкцию от УАЗ-469, разработанную более полувека назад). Так что конструктивно «Профи» — это тяжёлая версия легковой модели.
Это замена «буханке»?
Вынужденная. От этого никуда не деться: новый УАЗ будет постепенно занимать нишу «головастиков», которые, несмотря на статус автомобиля-легенды, безнадёжно устарели. Заводчане принимают этот факт, поэтому, кроме заднеприводной, предусмотрена и полноприводная версия «Профи». В гамме также заявлена «двухрядка» — с четырёхдверной пятиместной кабиной и маленьким (2,35 на 1,87) кузовочком. А вот полноценной замены «буханке/таблетке» не предвидится...
По сравнению со старушкой, у «Профи» современный интерьер, пристойная управляемость, нормальная динамика и адекватные тормоза. А уж эргономика — почти верх совершенства! Но качество сварки заслуживает только непечатных эпитетов — заводу надо срочно исправлять ситуацию. Другой печальный момент: ульяновцам не хватило средств на внедрение двускатной ошиновки — с одной парой колёс сзади «бухазик», как прозвали новинку острословы, категорически нельзя перегружать.
Сколько реально можно загрузить?
С пассажирами — 1 370 кг. Но есть нюансы. Просто взять и загрузить полуторатонную паллету цемента, разместив её аккурат над задним мостом, нельзя — в таком случае на передний мост приходится только 25% полной массы: передняя часть машины на глазах приподнимается на несколько сантиметров! Надо ли говорить, что «Профи» становится неуправляемым? А покрышки выглядят так, будто только и ждут момента, чтобы взорваться. С тонной груза «уазик» ведёт себя пристойно.
Ещё одна странная особенность конструкции — кузов, установленный на высоких стойках-ножках. Мы понимаем, почему инженеры выбрали именно такое решение: в продольном сечении патриотовская рама имеет сложный «горбатый» профиль, поэтому бортовую платформу и пришлось задрать максимально высоко. Но стойки, играя роль рычагов, будут расшатывать раму! Ещё один вопрос, о котором вовсе не хочется думать: не сложатся ли «ножки» во время аварии?
Капот сильно мешает?
Относительно. С маневренностью ситуация приемлемая — назвать новинку откровенно неповоротливой мы не можем. Ульяновцы внедрили новые поворотные кулаки, с которыми радиус разворота заднеприводной версии — 5,9 метра. Мягко говоря, не рекорд — вышеупомянутая «Газель-Бизнес» может развернуться на пятачке радиусом 5,5. Но грузовичку УАЗ «Карго» (он на целых 60 сантиметров короче «Профи») вообще требовалось больше семи метров!
Кроме того, после «Газели» кажется непривычным, что, выруливая из дворов, вначале нужно высунуть на проезжую часть длинный капот, самому немного наклониться вперёд (голова водителя находится напротив стойки кабины) и только потом выезжать. Ещё один минус кабины — среднему пассажиру приходится поджимать ноги, когда водитель включает чётную передачу. И этого пассажира вначале нужно уговорить на поездку: диванчик, который считается двухместным, по факту таковым не является.
А что здесь за мотор?
Бензиновый (и дизеля не будет). За необычным названием ZMZ PRO скрывается реинкарнация вечно молодого бензинового шестнадцатиклапанника ЗМЗ-409, которому изменили фазы газораспределения и повысили степень сжатия. Мотор получился очень задорным (скорее бы такой начали ставить на «Патриоты»), но откровенно «верховым»: чтобы тронуться на гружёной машине, приходится активно подгазовывать. Зато потом... 149 паспортных и 160 фактических «лошадей» и 235 «ньютонов» везут машину бодро и уверенно.
Кстати, дилер настойчиво порекомендовал заливать «девяносто пятый» бензин — дескать, степень сжатия 9,8 обязывает. Хотя инструкция по эксплуатации сообщает, что рекомендуемое топливо — бензин АИ-92... На «девяносто втором» пустой грузовичок съедает нескромные для коммерческой машины 14-16 литров топлива на каждые 100 км пробега, а гружёный — 15-17 литров. Снизить расходы поможет переход на пропан-бутан, но завод только-только поставил битопливную версию на производство.
Так покупать или нет?
Если вы ищете более доступную альтернативу «Газели», то не покупать: в наших широтах газовскую «полуторку» считают маленьким КАМАЗом и грузят столько, сколько влезет — к таким издевательствам патриотовские мост и рама ульяновского «Профи» явно не готовы! А вот заменой заслуженному «головастику» полноприводная версия нового УАЗ «Профи» будет хорошей. Несмотря на капотную компоновку.
P.S. Читатель «Авто Mail.Ru» интересуется: почему мы пишем, что мощность двигателя — 160 л.с., хотя на сайте марки УАЗ указаны 149? О том, что фактическая мощность мотора ZMZ PRO больше паспортной, нам рассказал лично глава уазовского НТЦ Евгений Галкин. Подробности — в самом первом обзоре «бухазика».