Тест очень редкого советского БТРа: американский след и русская смекалка

БТР-40 выпускали всего десять лет в середине прошлого века, но с вооружения сняли только в 1993-м! А кое-где он служит до сих пор. Чем же так хороша отечественная бронемашина?

Вторая мировая показала — одни лишь танковые клинья решить исход войны не в состоянии. Стальные кулаки взламывают оборону, сеют панику в тылах, нарушают снабжение. Но пока пехотный сапог не ступит на вражескую территорию, она не будет очищена и захвачена. А пешком за гусеничными машинами не успеть. Нужен транспорт: желательно проходимый и защищенный, чтобы двигаться вплотную за передовыми ударными частями. Так появились бронетранспортеры.

Пионерами новой техники выступили немцы, массово применявшие моторизованную пехоту на всех фронтах. Увы, именно БТР-40 частенько поручали незавидную работу — изображать бронетранспортеры Вермахта в советских военных фильмах. Хотя крестов на броне этих машин никогда не было и быть не могло, а германские модели в реальности вообще носили гусеницы.

Идея: грузовик без рамы

Разработка БТР-40 стартовала сразу после Победы — в 1947 году, на вооружение его приняли в 1950-м. И это плоть от плоти наша конструкция — еще в 1943 году на ГАЗе пробовали на скорую руку смастерить бронетранспортер из крохотного БА-64. Тогда проект зашел в тупик: в узком корпусе легкого бронеавтомобиля даже шесть десантников ютились в жуткой тесноте. Негативный опыт в Горьком учли, в спокойной обстановке скроив БТР-40 уже по другим лекалам. Так что его справедливо считают первой советской серийной машиной такого типа.

Впрочем, без иностранного следа не обошлось. Компоновкой и формами БТР-40 изрядно напоминает ленд-лизовский M3А1 Scout, тепло принятый в Красной Армии. Но слепого копирования американских решений не было. Газовские специалисты придали бронекорпусу более сложную форму, чтобы пули и осколки активнее рикошетили, а главное — отказались от рамы. Зачем насиловать основу грузовика, когда несущая стальная коробка сама успешно держит нагрузки? Машина становится легче и ниже, колесную базу проще уменьшить ради повышения геометрической проходимости.

Остальные агрегаты БТР-40, как и заокеанский «коллега», взял у гражданской модели. Донором выбрали полноприводный ГАЗ-63АЭ из семейства 51-го «Газона». В прошлом веке такая унификация несла производственные и эксплуатационные выгоды, а сегодня упрощает жизнь реставраторам. Старые серийные детали доставать тоже нелегко, но всё же легче уникальных армейских.

Цепь использовали при вытаскивании машины лебедкой. Антенна на корме говорит о том, что на этом БТР-40 должны быть две радиостанции

Вот почему история реставрации этого БТР-40 началась именно с бронекорпуса. Причем со второго. Первый руководителю Военно-технического общества Алексею Мигалину достался в непотребном состоянии — с трещинами и гнилым полом. Пришлось искать другую основу и вложить в нее семь месяцев кропотливого труда, чтобы из ржавой коробки получить такой нарядный бронетранспортер.

Внутри: один руль и пять рычагов

По факту БТР-40 — кабриолет с тентом вместо крыши. Высадку десанта это упрощает: по обстановке можно через люки покинуть машину, или через борт перемахнуть. С посадкой сложнее, особенно водителю и командиру. Тяжеленная бронестворка открывается вперед и вниз, норовя приложить по ноге неопытного новобранца. Открывает она не проем — лаз. Надо присесть на корточки, хитро изогнуться и распрямиться уже внутри БТРа, сохранив голову от контакта с железками.

А торчащего железа здесь реально много. Одних рычагов между передними креслами пять! Трубки, кронштейны, циферблаты, тумблеры... Самолет? Нет, всё же автомобиль — вот знакомые приборы: спидометр, амперметр, указатель уровня топлива. Так что передней панелью БТР-40 скорее напоминает легковушку в автосервисе, из салона которой выдернули пластиковую бутафорию, обнажив сложные потроха.

Ключа нет. Надо нажать кнопку «массы» под правым коленом, щелкнуть переключателем зажигания, вытянуть «подсос» и утопить большую кнопку стартера. На советских грузовиках такую обычно ставили под ногой, здесь же она утапливается пальцем. Рядная нижневальная 3,5-литровая «шестерка» ГАЗ-49Б (в девичестве, кстати, американский Dodge) чихнула, буркнула что-то и успокоилась — потрясающая уравновешенность! И тишина — едва слышное бульканье под капотом не в счет.

Плоский стульчик хотя бы не слишком твердый — и на том спасибо. Сидишь низко, почти на железном полу. Огромный вертикальный руль с тонюсеньким ободом едва не упирается в грудь... Но при этом, удивительное дело, — места хватает даже мне с ростом 185 см. Могу без проблем рулить, педали нажимать, передачи переключать. Но не стану приукрашивать — сложности были. Хотя бы потому, что никаких усилителей в БТР-40 нет. Сколько нажал, столько и получил.

На ходу: с двойным выжимом

БТР-40 стартует почти без подгазовки, надо только плавно сцепление отпустить. Но кабина тут же наполнилась ревом мотора и трансмиссионным гулом. Как же тяжело 90-сильному движку разгонять пятитонный бронетранспортер, а ведь моторы первых «сороковок» выдавали всего 78-80 сил... Алексей с правого места командира дает советы, срываясь на крик — по-другому не слышно. Переход на вторую передачу — по-старинке, с двойным выжимом сцепления, так как синхронизаторов в четырехступенчатой коробке нет. Вот только пока я возился с рычагом и педалями, бронетранспортер потерял ход и... заглох, не хватило тяги!

Алексей, привыкший ездить на БТР-40 даже по городу, рекомендует сильнее раскручивать движок перед переключением. Теперь не жадничаю с оборотами, и запаса инерции хватает для плавного перехода на вторую. Другое дело! При определенной сноровке перемещаться можно бодро — до 80 км/ч. Но чуть ошибся — неприятный, словно пальцем по стеклу, скрежет шестерен и конвульсия кузова от задыхающегося от натуги мотора.

Вообще перекрут губителен для газовской «шестерки» — не выдерживали баббитовые вкладыши. Поэтому Алексей сотоварищи на коренные шейки поставил более надежные сталеалюминиевые. А раньше армейским водителям БТР-40 приходилось балансировать на тонкой грани. Запорешь движок — сорвешь задание и получишь нагоняй от начальства, сэкономишь на оборотах — езда будет рваной, чему солдаты явно не обрадуются.

Десант: следи за воздухом

Восьми бойцам и без того несладко на примитивных лавках. Тем, кто сидит у бортов, даже спинки не положены — только мягкие накладки на броне. Летом приходится терпеть жару (несмотря на открытый верх), зимой — холод.

А еще надо огонь вести из бойниц и 7,62-мм пулемет СГМБ с места на место переставлять. Это, кстати, единственное штатное вооружение БТР-40.

При обстреле щели быстро закрывались задвижками

Защищают экипаж бронелисты переменной толщины. К примеру, лоб корпуса — это 12 мм, борта — до 8. Спасает от осколков и пуль стрелкового оружия малых калибров, а большего тогда и не требовалось. БТР-40 вообще получился удачным и многоцелевым — связистам пригодился, в разведке оказался кстати, даже пушки мог таскать, что показало боевое применение во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке и в прочих конфликтах. Постоянно не хватало лишь пулестойких шин. Зато в 1958 году добавили бронекрышу (сократив десант до шести человек) по следам событий в Венгрии. Оказалось, в городских условиях восставшим сподручно метать внутрь открытого бронетранспортера коктейли Молотова. Плюс это была попытка защитить бойцов от оружия массового поражения.

Судьба: от Кубы до Северной Кореи

В 1960 году выпуск БТР-40 свернули, на смену ему в Советском Союзе пришла более современная техника. Но газовцы заложили в свой бронетранспортер такой запас модернизации, что и сегодня 65-летнюю машину используют войска дюжины стран — от Северной Кореи до Кубы.

Причем каждая армия модернизирует БТР-40 на свой лад. Египтяне, например, прорезали в корпусе полноценные двери. В Индонезии заменили газовские «шестерки» на дизели, охладили десантный отсек кондиционером, поставили на крышу поворотную башню с 12,7-мм пулеметом и дымовые гранатометы. В Китае наладили производство «тип 55» — клона советской модели.

А в России списанные БТР-40 безжалостно пускали под нож и в переплавку. Комплектных машин осталось мало, экземпляров на ходу — единицы. Если бы не труд энтузиастов-реставраторов, мы так и не узнали каков он — первый советский бронетранспортер.

Благодарим Военно-техническое общество и лично Алексея Мигалина за предоставленный на тест автомобиль.