Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рейтинг@Mail.ru

Тестируем советский БА-20: автомобиль, который разгромил японцев

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru
Тестируем советский БА-20: автомобиль, который разгромил японцев
ГАЗundefined
2 мая
ГАЗ «Волга» 3102
Вау!!! Иметь под капотом 150 американских неудушенных коней, да с автоматом...
4.3
20 мая
ГАЗ «Соболь-Бизнес» 2752 2.9 4x4 275270-298 MT
Брал автомобиль для семейных поездок на природу и вылазок на рыбалку и охоту с друзьями. В целом неплохой автомобиль за свои деньги. Неплохой для этого класса и денег салон. Но чем дальше забирался в...
3.0
Другие отзывы о ГАЗ Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
22 февраля 2017 10:01, Тест-драйвы
20 лет в строю, несколько войн и локальных конфликтов за плечами, а в финале геройской службы — забвение. Вспомним, что такое бронеавтомобиль БА-20

Японцы не ожидали подвоха в глубоком тылу. Два самолета едва коснулись земли, как тут же были сожжены шквальным пулеметным огнем. Так лихо отработала тройка замаскированных БА-20 из 9-й мотоброневой бригады, которая 22 августа 1939 года, завершая окружение противника, захватила склад горючего с аэродромом.

БА-20 выпускали с 1936 года на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования. С 1939 по 1942-й делали модернизированный БА-20М. Он получил усиленное с 6 до 9 мм лобовое бронирование, дополнительный топливный бак, скрытые дверные петли, более прочные задний мост и рессоры

Столкновение с самураями на реке Халхин-Гол — звездный час советских легких бронеавтомобилей. Ни до, ни после они не добивались таких успехов: относительно ровная местность с твердым грунтом идеально подходила для быстроходной колесной техники.

Поручневую антенну по периметру корпуса с 1939 года заменила штыревая

«Машины показали хорошую проходимость и выносливость. Легкие броневики были в большом почете из-за своей подвижности и использовались для всевозможных целей (командирами штаба, командованием, делегатами связи, санитарами, связными, разведчиками, для доставки горячей пищи в термосах на передовые позиции под арт. обстрелом и др.)...» — приводит историк М. Коломиец выдержку из отчета красноармейского командования.

Броневики-долгожители по обе стороны фронта

Хотя тревожные звоночки уже прозвучали. Броня БА-20 толщиной 4-6 мм выдерживала винтовочные выстрелы, но крупнокалиберный пулемет, а тем более противотанковая пушка прошивали корпус насквозь. Броневик оказался пожароопасным — попадание снаряда или бутылки с зажигательной смесью гарантировало полное уничтожение машины. Экипаж обычно спастись не успевал. Вязкий грунт или пересеченная местность превращали БА-20 в хорошую мишень — проворно двигаться по бездорожью бронеавтомобиль не мог в силу конструкции (об этом чуть позже).

В Польской кампании 1939 года, когда Красная Армия двигалась навстречу германскому Вермахту, при «освобождении» Прибалтики и Бессарабии серьезных боев у бронемашин не было. А вот финны в ходе Зимней войны потрепали советские части серьезно. К примеру, попавшие в окружение 8-я и 9-я армии потеряли в боях едва ли не все БА-20, часть досталась противнику в исправном состоянии.

БА-20 использовались для «дальнобоя» — разведки, сопровождения, связи. Поэтому свое нехитрое добро экипаж возил с собой. Шанцевый инструмент и трос — средства выживания, заднеприводный броневик застревал на раз-два

Мясорубка начала Великой Отечественной переварила оставшиеся из 2 тысяч выпущенных БА-20 всех модификаций. С 1942 года их сборка прекратилась, в войска стал поступать более совершенный БА-64.

Но отдельные ветераны-«двадцатки» держались до конца. На Ленинградском фронте, где война носила позиционный характер и потери техники не были столь велики, парочка БА-20 числилась в составе 48-го отдельного автобронебатальона 54-й армии даже в 1944 году! А летом 1945 года круг славы замкнулся, когда 17 легких бронемашин 111-й танковой дивизии поучаствовали в разгроме Японии.

Захваченные БА-20 и БА-20М немцы переименовывали в BA 20 (r) и 202 (r). Обратите внимание на железнодорожную версию — таких бронедрезин построили 135-150 штук, они входили в состав бронепоездов

Интересно, что трофейные БА-20 с удовольствием использовали враги — немцы, румыны и особенно финны. Последние сняли с вооружения советские легкие броневики лишь в... 1957 году! Сейчас только в финском танковом музее городка Парола представлен комплектный БА-20М — единственный сохранившийся в мире. А в России пусто. Нашим мастерам остается строить реплики разной степени близости к оригиналу...

Как страйкбол помог истории

Идея создать «силуэт» БА-20 появилась у Артема около 10 лет назад, когда он работал в Нижневартовске и увлекался страйкболом. Для пущего погружения в реальность сражений требовалась боевая техника, и относительно простым выходом виделся бронеавтомобиль. Ведь в 1930-е годы их строили на обычных автомобильных шасси.

Обслуживать мотор приходилось через маленькие окошки. Для серьезного ремонта откручивали верхнюю бронеплиту

Тот же БА-20 представлял собой не что иное, как сварной бронекорпус Ижорского завода, посаженный на платформу «эмки» — ГАЗ-М1. На нее ставили усиленный накладками передний мост и пулестойкие шины. 3,3-литровый карбюраторный мотор отдачей 50 л.с. и трехступенчатая механика оставались «гражданскими».

Раритетных агрегатов в Сибири было не сыскать, удаленный поиск в других регионах влетал в копеечку. Поэтому Артем решил заново изготовить корпус на манер оригинального, а шасси собрать из того, что оказалось под рукой.

Комбинация приборов послевоенная, но посадка водителя «историческая». Без очков ему никак. С открытыми бронелючками студеный ветер вмиг превращает слезы в лед

Копия в масштабе 1:1

Когда-то БА-20 изрядно попортил кровь японцам, а теперь они помогли ему возродиться. В основу реплики легла перекроенная рама Nissan Patrol. Мостами и подвеской поделилась ульяновская «буханка», а карбюраторный двигатель, коробку передач и раздатку взяли у «Нивы».

Со стальным корпусом вышло сложнее. Удалось найти чертежи в масштабе 1:35, на которых обозначались лишь общие габариты. Поэтому остальные размеры пришлось вычислять. Ошибся на миллиметр, получил в реальности расхождение в 3,5 см... Так что работа оказалась кропотливой — на постройку реплики ушел год.

БА-20 на хорошей дороге разгонялся до 90 км/ч, по проселку — до 36 км/ч. Главное было ход не терять, поскольку раскочегарить БА-20 — дело непростое

Зато на выходе получился, выражаясь языком оружейников, массо-габаритный макет. Воевать им нельзя, но понятие об удобстве, вместимости и прочих «потребительских» параметрах настоящего броневика реплика дает. Поэтому БА-20 скоро перерос страйкбол. Бронеавтомобиль Артема стали приглашать на исторические реконструкции и военные парады.

Хорошо сидишь, но плохо видишь

«А в смотровую щель такое небо смотрится...», — эх, фантазируют авторы песни. Какое к черту небо?! Дорогу бы разглядеть! С закрытыми бронелюками БА-20 превращается в грохочущую слепую повозку. Смотровых приборов-триплексов нет, дикая вибрация... Чтобы хоть как-то ориентироваться, пришлось прильнуть к полоске света высотой от силы пара миллиметров. Так и ехал, стукаясь головой о железные потроха бронекорпуса.

Проблемы с обзорностью вылезли уже при первых испытаниях, когда БА-20 готовился к производству. Но военные приняли эту особенность как данность. И действительно, на легких броневиках опытные экипажи не только гоняли под 90 км/ч, а даже ночью воевали!

...При движении БА-20 в боевом положении со скоростью выше 15–20 км/ч наблюдение за дорогой и обзор по сторонам в смотровые щели передних люков становится невозможным.
Комиссия НИБТ по испытаниям БА-20

В остальном БА-20 неожиданно проявил гуманность к водителю. Напомню, в более современном БА-64 человек вынужден пролезать внутрь через узкие нижние люки и ютиться верхом на коробке передач, обнимая ногами раскаленный мотор и управляясь как-то с рычагами, торчащими из-под баранки.

Иногда БА-20 доставались противнику вот так: «27 июня 1939 года около 17.00 при отходе разведгруппы в близком соприкосновении с танками противника попала в солончаки и забуксовала. Времени для буксировки не было, и экипаж вынужден был оставить машину в полной исправности»

А тут — пусть маленькие, но нормальные двери. И сидишь, как в легковушке, с поправкой на суровый железный «декор», жару и вонь выхлопных газов вперемешку с топливом. Зато руль, педали, переключатели стоят в правильных местах, только к «кочерге» механики приходится тянуться, а «баранка» без усилителя требует сильных рук. По меркам бронетехники даже просторно — на БА-20 с радиостанцией рядом с водителем размещали третьего члена экипажа.

Стрелку тоже довольно вольготно. В отличие от БА-64, башня в «двадцатке» опирается не на громоздкую поворотную тумбу, а на крышу корпуса. Так что на мотоциклетное сиденье пробираешься без проблем и при ранении есть шанс спастись, успев покинуть подбитую машину. Но вращать башню приходится своим телом, упираясь в заднюю стенку. А еще с пулеметом ДТ надо сладить и через те самые узкие щели наблюдать за полем боя — все это требует изрядной сноровки.

Командиром в БА-20 был башенный стрелок, а на радиофицированных бронеавтомобилях — сидящий справа от водителя радист

Когда в скорости — спасение

Реплика все время ездит на понижающей передаче и с полным приводом. По словам Артема, только так можно перемещаться в полевых условиях во время реконструкций сражений. Однажды передок отрубился, так БА-20 встал на первой же скользкой горке. Просто уперся, а колеса бесполезно шлифовали грязь. Вот почему оригинальный броневик, у которого ведущим был только задний мост, военные старались на бездорожье не использовать.

Серийным агрегатам было тяжело тащить на себе груз бронекузова. Реплика получилась чуть легче оригинала (примерно 2,1-2,2 т против 2,3-2,4), нивовский двигатель в 1,5 раза мощнее «четверки» от ГАЗ-М1, активна понижайка в раздатке, но БА-20 набирает ход лениво. Перед включением следующей передачи мотор надо как следует раскрутить, поскольку сопротивление движению так велико, что при выжатом сцеплении броневик тут же замедляется. Проворонил момент — заглох. А значит — подбит.

Радиатор защищали бронированные створки с приводом из кабины. В бою их закрывали, но тогда перегруженный двигатель норовил «закипеть»

Но если удавалось сохранить ход и застать противника врасплох... Снова перенесемся на Халхин-Гол в 1939 год, где 9-я мотоброневая бригада гоняет разбитых японцев. 11 суток советская часть действовала в тылу врага, имея ежедневные столкновения. И на счету ее шести БА-20 единственный в том конфликте ночной бой. Вот как его описали современники:

«Ночь была лунная, и силуэты убегающих японцев были видны на дистанции 200-400 м, местность была равнинная, отдельные места были изрыты траншеями. Башенные стрелки устанавливали прицел при свете в башне, после чего стрельба велась без всякого света с прицелом 4. Все броневики вели огонь в одно место. Результаты стрельбы оказались очень эффективными. Ночью было видно, как ложились японцы. Считали, что они укрылись, но утром проверили и нашли во всех местах, куда вели огонь, трупы соответственно количеству силуэтов. Стрельба велась с остановок после броска вперед. Машины шли колонной на дистанции 10-20 м и огонь вели в сторону».

Так что каждой технике — свое место и время. Просто одним, вроде танка Т-34, отведены годы, а другим — неуловимое мгновение...

P.S.

Этот БА-20, а также другие бронемашины летом 2017 года отправятся в пробег «Дорога мужества», организованный Военно-техническим обществом. С 17 по 22 июня участники проедут 2300 км от Москвы до Бреста, чтобы почтить память павших в Великой Отечественной войне. Достижение войдет в Книгу рекордов России как самый длительный марш-бросок на бронетехнике.

Продолжение темы
Все новости
22 февраляТест-драйвТестируем советский БА-20: автомобиль, который разгромил японцев
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
247
Мак Сим
Хорошая статья!
СсылкаПожаловаться
Валерий Несоленый
В Парола находится самый комплектный из сохранившихся (благодаря Финским товарищам) БА-20 но он не "М" он образца 37-38 гг. (Начало установки конических башен 1 октября 37 г ). Правда бронеавтомобиль прошел восстановительный ремонт и башня могла быть заменена...( По правому борту в районе стыка с лобовым листом заварены 2 пулевые пробоины, над этим местом в крыше корпуса в месте перехода в лобовой радиус заварена обширная трещина, трещина и на правом боковом листе моторного, капот не родной(новодельная деталь даже без крепежа бронекрышки горловины радиатора)... БА-20 М имел существенные визуальные отличия, прежде всего основные : штампованные смотровые лючки и створки радиатора, отсутствие внешних петель на дверках... Увеличение толщин лобового листа бронекорпуса и башни до 9 мм, некоторые изменения размерности самого бронекорпуса и башни ( включая "ресничку") уже не так заметно...
Если говорить о тестировании,то подразумевается получение или подтверждение неких характеристик... но... Если следовать логике, по заглавию, необходимо тестировать либо оригинальный БА-20 либо некую реплику-новодел, но максимально близкую к оригиналу. Думаю они найдутся, если есть желание в установлении Истины... Как мин в в комментах коллеги говорят что и у них есть... и на оригинальном шасси и в Екатеринбурге есть и на полностью оригинальном шасси вкл. мех.тормоза и пр... Бронекорпус новодельный, имеет некоторые недочеты,которые не специалист не заметит. Башня оригинал правда от БА-20М ...
СсылкаПожаловаться
aziz rajabov
Хорошо так хорошо, но откидные двери Газели нужно обновить, а то с 1936 года не меняли, поэтому авто пром хромает
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.