6 правильных «Джипов»: от первого до будущего

Марке Jeep стукнуло 75 лет. Но подарок вручили нам, дав проехать на уникальных моделях: раритетных, серийных и фантастических...
Юрий Урюков

В полночь 5 июня шведские неформалы из группы The Hives проревели со сцены «Happy birthday dear Jeep!», и до утра полевой лагерь стоял на ушах, погрузившись в угар да веселье. Воистину верна поговорка: ты не управляешь «Джипом», ты живёшь им...

Ровно 75 лет назад, в 1941 году, с конвейера сошёл первый Willys MA (хотя его прообраз Bantam BRC родился ещё раньше). И уже в 1953-м состоялся дебютный Jamboree Camp — слёт джиповских фанатов. То было в Америке, а вот европейцы запрягали долго. Только в 2000-м они организовали общую тусовку, а под эгидой официального фан-клуба JOG (Jeep Owners Group) встречи проходят лишь третий год. Но каков размах! Отметить юбилей в Испанию приехали более 2500 человек на 400 автомобилях Jeep. Был даже участник из России. Увы, разыскать его не удалось, зато мы нашли в Camp Jeep немало интересной техники. А начали, разумеется, с первенца внедорожного рода.

Willys: чёртик из коробки

Донельзя примитивными формами, «плоскому» кузову без крыши и с откидным ветровым стеклом, вездеход Willys-Overland обязан требованиям американской армии по перевозке. Лёгкие внедорожники на заводе упаковывали в деревянные ящики и в таком виде отправляли воевать за океан.

9

Этот Willys MB совершил путешествие в Европу в июне 1944 года, когда союзные войска уже высадились на Сицилии и в Нормандии. Пока я отстёгивал ремешок, открывающий «дверной» проём, и протискивался за руль, нынешний владелец машины ворчал: «Долбанное американское правительство! На комфорт солдат им было наплевать...». Эх, уважаемый, да ты не видел, на чём приходилось воевать нашим дедам.

Салон Willys MB, конечно, далёк от уюта. «Креветочная» поза водителя, примитивные сиденья, «дворники» с ручным приводом, железный декор... Но как чётко работают агрегаты! Электростартер запускается напольной кнопкой под правой ногой, сцепление невесомое, передачи втыкаются легко и без всяких перегазовок. Надо только помнить, что там, где у обычных машин первая, у «Виллиса» задняя, а ступеней в коробке всего три.

Но и этого хватает. 2,2-литровая 60-сильная «четвёрка» тянет внедорожник бодро — владелец признался, что выжимал 100 км/ч. Я разогнался до 45 миль/ч (около 70 км/ч) и дальше не стал, уж слишком люто. Вой ветра заглушает все прочие звуки, а веселья добавляет дубовая подвеска, заставляющая «джип» (в то время это было лишь прозвище) подпрыгивать и раскачиваться на каждой кочке. При этом рулевое управление оказалось весьма чутким: чуть зазевался — оказался на соседней полосе. Зато уворачиваться от бомбёжки удобно. И на поле скорость можно не снижать.

Jeep Cherokee: под знаком золотого орла

Самый первый Cherokee поколения SJ появился в 1974 году в качестве «спортивной» альтернативы большому и престижному внедорожнику Wagoneer. Впрочем, комфорта в «индейце» оказалось не меньше. А в случае особого исполнения Golden Eagle, дебютировавшего в 1979 году, впору было говорить о роскоши — позолота в отделке, аппликации на кузове, улучшенный интерьер... Плюс раздутые колёсные арки и мосты с увеличенной колеёй, позволявшие установить «жирные» внедорожные шины.

6фотографий

Всего было сделано около 5000 Cherokee Golden Eagle, из них сохранились до наших дней порядка сотни, а в таком идеальном состоянии — лишь одна машина на всю Европу. Владелец не без удовольствия демонстрирует альбом с фото, на которых могучий внедорожник больше похож на груду ржавого хлама. Полная реставрация заняла два года. Причём использовались только оригинальные детали. Бюджет — запредельный. Одно только радио обошлось в 3 000 евро!

Плюс, хозяин решил гулять на полную и поставить на Golden Eagle самый крутой из доступных для него моторов: 6,6-литровый 218-сильный V8 AMC с кованым коленвалом и шатунами. Рявкает движок — аж листва с ближайших кустов облетает. Но на ходу Cherokee — само воплощение американской вальяжности, даже несмотря на жёсткие мосты с рессорными подвесками. За рулём сидишь — как в кресле перед телеком. Машина не едет — плывёт над дорогой, плавно покачиваясь. Да в таком внедорожнике можно хоть всю трассу «66» отмахать без устали, если не заснёшь, конечно, и на топливе не разоришься. Ведь литра бензина «Золотому орлу» хватает лишь на три километра пути...

Jeep CJ: ветеран с шилом в заднице

Армейский Willys стал историей вместе с окончанием Второй мировой в 1945 году. Но его дело продолжил гражданский вариант — CJ. Машина прошла множество модернизаций и выпускалась аж до 1986 года, когда ей на смену пришёл Wrangler. Причём всё это время CJ сохранял верность традициям: неразрезные мосты, полный привод, рама, примитивный кузов — эдакий солдат в цивильном кафтане. За простоту и неубиваемость CJ ценили фанаты офф-роуда, используя его в качестве заготовки для самых безумных проектов. Но...

6фотографий

В 1976 году вышел CJ-7, который Jeep решил позиционировать в том числе как лайфстайл-модель! Вот откуда нежный голубой цвет кузова и весёлый интерьер. И, знаете, сработало — на этом вездеходе хочется кайфовать, примерить образ хиппи или сёрфера. А ведь внутри это всё тот же армейский суровый «Виллис». Да, здесь есть крыша над головой, кабина чуть просторнее, а вместо держателя для карабина на передней панели теперь радио. Но тонкий руль, убогий стульчик вместо водительского кресла и минимальный комфорт красноречиво говорят о том, что корнями эта машина уходит в середину ХХ века.

CJ-7 и на ходу похож на Willys: тряский, вёрткий, с непробиваемой подвеской. Только мотор на гражданской машине шестицилиндровый и почти вдвое более мощный (110 сил), а механика уже четырёхступенчатая. Так что гонять можно быстрее. Ну если не боитесь улететь с дороги.

Jeep Grand Cherokee: привет браткам!

— Я знаю, в России первый Grand Cherokee любили мафиози. Но такой машины, как у меня, у них точно не было. В вашей стране я стал бы самым крутым! — Не без гордости владелец похлопывает свой чёрный «Гранд» серии ZJ по капоту с характерными жабрами.

Источник: Юрий Урюков

Машина и правда уникальная. Только в 1998 модельном году Jeep выпускал Grand Cherokee Limited с 5,9-литровым движком Magnum V8. 245 л.с. и 468 Н∙м выстреливали внедорожник до «сотни» за 7,3 с, хотя хозяин уверяет, что укладывался в 6,2 с. Но в любом случае на тот момент это был самый быстрый серийный SUV в мире.

Поражает «заряженный» Grand Cherokee и сейчас. Соперников он уничтожает тихо — никакого рёва или грохота выхлопа. Ты просто нажимаешь газ, долю секунды наблюдаешь, как задирается нос «Джипа», и уносишься вдаль. Причём даже на зависимых подвесках «Гранд» управляется неплохо — надо только к глубоким кренам привыкнуть.

А ещё удивил интерьер. Дизайн, конечно, уже не первой свежести, но с оснащением у Grand Cherokee полный порядок: автомат, натуральная кожа, обогревы, кондиционер, боковые подушки, роскошная «музыка» с чистым голосом... Чего здесь только нет! И не только браткам бы понравилось.

9

Jeep Trailcat: внедорожное безумство

На десерт мы оставили самый безбашенный аппарат — концепт Jeep Trailcat. Выглядит он, словно обычный открытый Wrangler с растянутой базой, тюнингом от Mopar и 39-дюймовыми колёсами BF Goodrich Krawler KX, но по факту доработки куда серьёзнее.

Открываешь капот, а там... 6,2-литровый компрессорный V8 HEMI Hellcat отдачей 707 «лошадей»! Причём огромная мощность обрушивается на колёса через шестиступенчатую механику! Вот уж аппарат для настоящих мужиков. Тем более за счёт мостов Dana 60 максимальное передаточное число в трансмиссии выросло до 91:1. Только представьте — крутящий момент двигателя на колёсах увеличивается почти в 100 раз!

6фотографий

Притягиваюсь четырёхточечными ремнями к «ковшу» от Dodge Viper, поворачиваю ключ, и за спиной противно завыл бензонасос (бак тут же — установлен вместо задних сидений). Когда продышался движок, Trailcat окутался облаком пыли: выхлоп выведен прямо под днище. Грохочет так, будто бочку с карданом под откос запустили.

Но Trailcat оказался той машиной, которой лучше любоваться со стороны. Да, внедорожник неистово срывается с места и готов ехать боком в любой ситуации, но подвеска Fox оказалась профанацией. Jeep прыгает на каждой кочке, адски трясётся и не может толком тягу реализовать. Да и на агрегаты нагрузка, видимо, запредельная. В безобидной ситуации Trailcat хрюкнул и замер — похоже разорвало задний редуктор, так как коробка передач и раздатка сохранили работоспособность, но машина могла продолжить движение только при подключённом переднем мосте.

Занавес. Trailcat отправляется к механикам, а мы — ждать очередных сюрпризов. Ведь Jeep остался одной из тех редких харизматичных марок, которые и в современном гламурном мире способны удивлять по-мужски. Даже в 75 лет.