Российский авторынок: роста нет, но вы держитесь

Сводки о результатах продаж новых автомобилей в России продолжают повергать в шок: вместо обещанного восстановления рынок падает всё ниже и ниже

Месяц назад мы уже сравнивали ситуацию на российском авторынке со своеобразным «возвращением в 90-е». Ведь апрель 2016 года стал худшим месяцем за десятилетие! Но, как оказалось, май 2016 не принёс с собой улучшений, даже наоборот. Если верить статистике Ассоциации европейского бизнеса, всего за минувший месяц было продано 107 665 автомобилей или на 14,5% меньше, чем в мае 2015 года. Ну а если сравнивать с минувшим апрелем, то падение составило примерно 12%. В общем, продажи автомобилей в очередной раз установили антирекорд за декаду.

content image for: 60989
Источник: Фотобанк Лори

Обычно в таких случаях для описания царящей ситуации простым человеком употребляется целый ряд крепких слов, разнообразных эпитетов и закрученных выражений. Но понятно, что официальные лица в силу своего положения более сдержаны в возможностях для экспрессии. Поэтому и высказываются осторожнее. Слово председателю Комитета автопроизводителей АЕБ Йоргу Шрайберу.

Результат продаж в мае демонстрирует, что путь к стабилизации рынка остается ухабистым. В то время, когда автомобильный рынок испытывает трудности, макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма. Превалирующая точка зрения в экспертном сообществе состоит в том, что российская экономика прошла свою нижнюю точку и прогноз, по крайней мере, до конца года, стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год. Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями прежде, чем она материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке. В настоящий момент терпение – главный пункт в повестке дня
Йорг Шрайбер
президент комитета автопроизводителей АЕБ

Если же посмотреть на результаты января — мая 2016 года, окажется, что за указанный период в России было продано 548 119 автомобилей (в январе-мае 2015 года — 641 933 шт.). По словам Шрайбера, после подведения итогов продаж июня АЕБ планирует обновить годовой прогноз российского автомобильного рынка 2016. Но если в России так и будет продаваться по 100 000-120 000 автомобилей ежемесячно, то нетрудно догадаться, что годовой уровень продаж не дотянет даже до уровня «страшного» 2015 года, когда было продано 1,6 млн автомобилей.

content image for: 56996
Читайте также
Auto article image: 60645
Привет инфляции. Что можно купить на среднюю зарплату?
Какие новые автомобили всё ещё реально приобрести за годовую зарплату в России?

Пираньи российского рынка

Как и всегда, даже в таких условиях есть и те марки, которые умудряются наращивать результаты продаж. По итогам мая таким «хищником» можно смело считать компанию Lexus, продажи автомобилей которой выросли на 34% по сравнению с маем 2015 года и на 21% по сравнению с январем-маем 2015 года. Также победителем можно назвать компанию Skoda, которой за минувший месяц удалось реализовать 4706 автомобилей (+24%), и Ford, продавший 3496 авто (+26%). Также успешным можно считать и почти «нулевой» результат «Фольксвагена», продавшего за минувший май 5567 авто.

Если же говорить об интересных тенденциях, то самой важной из них является «взрывной» рост продаж марки Lifan. В мае китайской компании удалось увеличить продажи сразу на 88%, а в годовом выражении — на 65%! Правда, в абсолютных числах «китайцев» было продано не так уж и много — 1270 и 6255 штук соответственно.

Что же до АвтоВАЗа, то автомобили Lada по-прежнему остаются лидерами российского авторынка. Пусть их продажи и упали в мае на 10%, от ближайших преследователей — компаний Kia и Hyundai — их отличает почти вдвое больший объем. В ТОП-10 лидеров российского авторынка всё так же остаются те же самые модели, собираемые в России, за исключением Toyota RAV-4. Но и он встанет на российский конвейер в сентябре.

Жаль лишь, что ни этот факт, ни различные меры государственной поддержки не дают желаемого эффекта, и, как мы уже говорили, российский авторынок продолжает и дальше сжиматься. Всё действительно очень плохо. А держаться — единственное, что остается и автопроизводителям, и гражданам.

Тимофей Исаев