«Вконтакте» с безопасностью: как машины говорят друг с другом

Пока автопроизводители готовятся к выпуску беспилотников, поговорим о системе, ставшей базой для подобных разработок, — о технологиях коммуникации транспортных средств между собой и с окружающим миром
Алексей Дергачев

Представьте: ваш автомобиль знает, что происходит за углом; предупреждает об опасности других участников движения; советует, с какой скоростью нужно ехать, чтобы попасть в зеленую волну светофоров; оповещает о приближающейся «скорой», а также следит за вашим самочувствием. Фантастика? Уже нет.

С чего все началось

Разработка и первые попытки внедрения беспроводной связи между автомобилем и объектами инфраструктуры (дорога, светофоры, перекрестки, ж\д переезды...) начались еще в 1990 году. На очередной американской Национальной конференции по лидерству бурно обсуждали вопрос развертывания «умной» транспортной сети, которая повысит безопасность дорожного движения. После чего в 1991 году множество частных корпораций и государственных органов сплотились в крупное некоммерческое общество ITS America (Intelligent Transportation Society of America). Позже подобные организации появились в Японии (ITS Japan) и Европе (ERTICO-ITS Europe).

После этого пришлось ждать десяток лет, пока технологией не заинтересовались автопроизводители. Первооткрывателем стала пара гигантов — BMW и DaimlerChrysler. Они же тогда и поставили себе амбициозную цель, актуальность которой сохраняется по сей день: реализовать к 2020 году тотальное единство каждого водителя, транспортного средства и внешнего окружения. И оказалось, что тянуть такой проект вдвоем — значит, не выполнить его даже на десятую часть...

Именно на этой почве в 2004 году был создан консорциум автопроизводителей под названием Car 2 Car Communication (его еще называют Vehicle2Vehicle или Car2X). Тогда организация состояла всего из нескольких крупных компаний, но сегодня над «автосетью» трудится чуть ли не вся планета: BMW, Volkswagen, Audi, Daimler, General Motors, Ford, Honda, Mercedes-Benz, Hyundai, Nissan, Land Rover/Jaguar, PSA Peugeot Citroen, Toyota, MAN, Volvo, Tesla; производители электронных компонентов Bosch, Siemens, LG; государственные транспортные учреждения; учебные заведения и огромное множество других авторитетных компаний. Отметим, что организация С2С носит интернациональный характер, поскольку язык общения между автомобилями должен быть единым в любой точке планеты.

Как же это работает?

Предполагается, что весь транспорт и объекты инфраструктуры должны будут круглосуточно в режиме реального времени обмениваться массой данных, на основе анализа которых станет складываться тот самый алгоритм оповещений.

С учетом современных технологий, задача, на первый взгляд, не сложная: для обмена сигналами на машину достаточно установить WLAN-антенну, GPS-приемник с передатчиком и блок обработки данных, анализирующий координаты движения, ускорения и замедления, срабатывание системы стабилизации, включение\выключение дворников, «аварийки» и других электронных систем. Но! Не стоит забывать о программном обеспечении, которое должно молниеносно обрабатывать все сигналы и принимать точные решения: транслировать предупреждения на аудиосистемы или информационные дисплеи автомобилей, а в особых случаях даже принудительно воздействовать на их органы управления. В теории такой софт должен работать практически на уровне искусственного интеллекта.

Внедрение в массы

Несмотря на трудности, первую в мире систему коммуникации уже запустили! Инженеры Toyota назвали ее ITS Connect. Облачная сеть поддерживает контакт с автомобилями и позволяет им общаться друг с другом. К примеру, ITS Connect умеет максимально точно подстраивать работу круиз-контроля, заранее уведомлять водителя о приближающихся автомобилях спецслужб, а также обеспечивать безопасный разворот или поворот на перекрестках, оборудованных средствами связи (подробнее о том, как умная Тойота сама проезжает дорожные развязки, читайте в материале «Пока ты спал. Toyota запустила свой «Скайнет»).

Впрочем, другие автопроизводители тоже не дремлют. Шведский концерн Volvo, объединившись с Министерством транспорта, уже запустил проект, направленный на борьбу с авариями на обледеневших дорогах: при обнаружении скользкого участка машина отправляет сигнал через внутреннюю мобильную связь Volvo Cars в центр обработки. Далее формируется предупреждение, которое рассылается всем автомобилям вблизи опасной зоны.

А концерн General Motors на базе системы C2C разрабатывает функцию, предупреждающую водителей об опасности обгона с выездом на встречную полосу движения. Особо актуально будет, к примеру, при опережении грузовиков, габаритные прицепы которых обычно полностью перекрывают обзор «встречки».

Функция Travolution от Audi выводит на дисплей не только расстояние до ближайшего светофора, но и скорость, с которой нужно двигаться для проезда под зеленые светофоры. Несомненный плюс к организации дорожного движения, а также сокращению расхода топлива и вредных выбросов.

Согласно данным «Американского управления безопасностью движения на трассах», такого рода системы способны не только оптимизировать транспортные потоки, но и ежегодно спасать тысячи человеческих жизней. Уже в этом году Министерство транспорта США собирается ввести требование об обязательном оснащении новых автомобилей системами Сar 2 Сar.

Сложности

Но у системы C2C есть и свои «косяки», а, точнее, проблемы внедрения. Одна из них — цена. Само беспроводное оборудование стоит недорого — в районе 300-500 долларов. Однако если затронуть вопрос правильной и эффективной работы системы, то выходит, что связью нужно оснастить за раз не менее 20% всех транспортных средств. И это касается только той части автомобилей, которые уже с завода имеют современную электронную начинку. К тому же не стоит забывать про объекты инфраструктуры, которые также должны быть оборудованы средствами общения...

Следующий нюанс заключается в том, что даже если все автомобили и мотоциклы будут оснащены системой C2C, то как же быть с велосипедистами, пешеходами, животными? Конкретного ответа на этот вопрос пока что тоже нет. Конечно, те же современные видеокамеры могут выявлять на пути других участников движения. Но делают они это только по факту, а не заранее...

И напоследок — вопрос защиты информации в автомобильной социальной сети. Ведь для современных хакеров перехватить беспроводной сигнал и использовать его в корыстных целях — раз плюнуть. Поэтому инженерам придется хорошенько попотеть, чтобы разработать мощную систему обороны информации...

Другие системы взаимодействия автомобиля с миром

Mercedes-Benz уже перестраивает работу подвески, избавляя автомобиль от тряски и кренов при самых разнообразных условиях движения: cтереокамеры и датчики следят за дорогой, а электроника корректирует жесткость подвески и положение кузова. Сейчас эта система есть на вооружении почти всех флагманских S-классов.

Беспилотную парковку можно также приписать к системе C2C. Скажем, вы приехали на работу, вышли из машины, нажали кнопку, а автомобиль самостоятельно поехал на обозначенное парковочное место или же приступил к поиску ближайшего свободного. Для ориентации в пространстве используются датчики парковки, радар, камера, GPS-контроллер, а также карты местности.

Mercedes-Benz и BMW уже внедрили чуть упрощенную систему в серийные автомобили: водители свежих «ешки» и «семерки» могут беспилотно запарковать их, управляя автомобилями через специальное приложение в смартфоне.

А компания Ford вообще зашила интеллект в... сиденье. В него встроены шесть сенсоров, которые с высокой точностью улавливают сердечные импульсы водителя и отправляют данные на блок управления. Таким образом машина буквально чувствует человека и может распознать, к примеру, повышенное (или пониженное) артериальное давление и даже выявить сердечный приступ. В последнем случае автомобиль способен самостоятельно включить «аварийку», замедлиться и вызвать «скорую помощь».

Специалисты Jaguar Land Rover ведут разработку интересной технологии под названием Driver Monitor System (DMS). При помощи ряда датчиков и видеокамер система распознает мимику и взгляд водителя. Далее DMS анализирует положение головы человека за рулем, насколько часто он моргает, как дышит, куда смотрит. После этого система способна оценить состояние водителя и предложить ему, к примеру, сделать паузу для отдыха. А иногда даже разбудить громким сигналом, если человек попросту уснул.

Читайте также
10 вопросов о необычных машинах со всего света
Проверь широту своего автомобильного кругозора – ответь на наши хитрые вопросы о редких машинах!

Инженеры BMW «подружили» c дорогой коробку передач: блок управления восьмиступенчатым автоматом «общается» с GPS-модулем автомобиля и адаптируется под особенности маршрута. Перед поворотом, еще до того, как вы решили нажать на тормоз или газ, автомат, зная предстоящий маневр по показаниям навигатора, может заранее принять решение включить оптимальную передачу. Такого рода функция реализована как на компактной «единичке», так и на представительском Rolls-Royce Wraith.

Конечно, системы автомобильной коммуникации ждет еще много споров и вопросов — как технических, так и юридических. Но сомнений нет — скоро машины будут действительно умными и «общительными», а количество пострадавших в ДТП приблизится к нулевой отметке.