Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля
Toyota Highlander 3.0 4WD AT
Супер кар! Плюс мой Хайлендр - Hybrid (работает на двух двигателях - обычном и электрическом) - экономия идет сумасшедшая. Расход бензина для такого среднего внедорожника равняется малолитражке, такой...
5.0
28 ноября
Toyota Yaris 1.3 87hp MT
Идеальный автомобиль для города, особенно для начинающих водителей. Отличная управляемость, для парковки не требуется много места, хороший обзор, очень комфортный салон. Красивый, современный дизай...
5.0
Другие отзывы о Toyota Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
25 ноября 2015 10:01, Безопасность, Статьи

Пока ты спал. Toyota запустила свой «Скайнет»

Автомобили сами ездят, общаются между собой и разговаривают со светофорами? Похоже, японцы пересмотрели «Терминатора»... И всё же речь идёт о серийных (или без пяти минут серийных) технологиях!

Двадцать-Двадцать... Автомобильные компании тиражируют эту мантру с фанатичностью сектантов. Если верить их учению, именно в 2020 году наступит полный симбиоз людей и машин. Не будет больше аварий, а если дорожная катастрофа всё же случится, то уж точно без жертв. Побороть пресловутый человеческий фактор поможет автопилот — сегодня над этой технологией работают Nissan, Volvo, Audi, Jaguar, Mercedes-Benz, BMW, Tesla и даже Google.

Toyota на фоне других вроде бы ничем не выделяется. Беспилотники, нулевая смертность, двадцать-двадцать... Но разница есть. Ведь научить современную машину ездить самостоятельно — не такая уж сложная задача. «Авто Mail.Ru» об этом рассказывал не раз. Почитайте, к примеру, статью «Автомобили-беспилотники. Когда можно будет выкинуть права?». Уже сейчас тот же Mercedes-Benz S-класса способен некоторое время автономно двигаться по магистрали. Проблема в том, что «приручить» автопилот в городской среде гораздо сложнее — здесь ему в идеале требуется информация от других машин и объектов инфраструктуры, плюс, шибко умная программа для обработки данных. Вот тут-то инженеры и хватаются за головы — такие инвестиции не каждая компания потянет. А Toyota тихой сапой взяла и запустила зачатки «Скайнета» в производство!

Как «Корона» стала первой

Модель Crown для Японии — как символ самурайского постоянства: 60 лет на рынке, 14 поколений позади! И вот при очередном обновлении Toyota рискнула установить на столь важный для себя автомобиль ITS Connect — первую в мире систему, позволяющую машинам обмениваться данными между собой и уличными объектами. И просят, в общем, недорого — порядка 300 долларов. Но что покупатели получат за эти деньги?

Обновлённая Toyota Crown и две вещицы, которые сделали её самой общительной машиной в мире

На парковку заруливают два «Крауна». За «баранку» не пускают. Мол, за работой системы с пассажирского кресла наблюдать сподручнее. Не доверяют — мне или электронике? Но я всё равно в предвкушении маленького чуда. Так как в теории ITS Connect — это почти бортовой Нострадамус. Он способен заранее предупредить о красном сигнале светофора, дать обратный отсчёт до включения зелёного света, оповестить о приближающейся и пока невидимой в зеркала «скорой помощи», уберечь от столкновения при повороте/развороте через встречку...

В Японии едва ли не половина ДТП с жертвами происходит на перекрёстках. Вот почему развитие проекта ITS поддерживает государство

Ну а если в пределах обнаружения появится другой автомобиль с такой же системой, то активному круиз-контролю будет проще поддерживать оптимальную дистанцию. Ведь о разгонах и торможениях «ведущего» ваша машина будет узнавать не постфактум, а заранее. А это тоже выгода — нет лишних рывков, экономится топливо...

Но эту функцию в действии нам так и не показали. Хотя идущие друг за другом «Крауны» совершенно точно «подружились». Об этом сообщил индикатор на экране борткомпьютера (зажглась зелёная машинка с радиоволнами — соединение установлено). В общем, поверим на слово тойотовским инженерам, что деликатное поддержание дистанции реально работает.

Серийная тойотовская система ITS Connect имеет пять функций

Въезжаем на перекрёсток и пытаемся проскочить направо, пропустив встречных (то есть в России это был бы левый поворот). Обзор вперёд закрывает ждущий стрелки автобус, в направлении движения видимость тоже не ахти — солнце слепит. Ну всё, вроде чисто. Но только водитель отпускает тормоз, как дисплей в комбинации приборов начинает моргать предупреждающим жёлтым и раздаётся тревожный зуммер. На переходе, как оказалось, — пешеход, а из-за автобуса накатывает встречный грузовик!

Вот так ITS Connect работает в реальной обстановке. Обратите внимание на зуммер и дисплей в комбинации приборов

ITS сработала. На подъезде к «умному» перекрёстку она автоматически подключилась к его потоку данных и распознала опасности. Вот только сделала это с солидной перестраховкой. По словам разработчиков, сигнал подаётся водителю, если встречная машина находится в 4-6 секундах движения от точки возможного удара. Если принять, что при скорости 60 км/ч за 4 с автомобиль проезжает почти 70 м, то вроде всё в норме. Но по факту ITS оставлял гораздо больший запас — до пары сотен метров. В общем, если бы дело происходило в Москве, мы бы с этого перекрёстка никогда не уехали и наслаждались проклятиями соседей по потоку. У нас так «тупить» нельзя!

Обзор встречки закрыл крупный транспорт, но система уже предупредила водителя об опасности

Да что Москва, даже в Токио ITS пока находится в зачаточном состоянии. На всю Японию насчитывается от силы 25 «умных» перекрёстков, а общаться с ними пока может лишь Toyota Crown. Но маховик запущен, его не остановить. Уже в марте 2016 года география системы расширится вдвое. Вскоре ITS Connect получит новый Prius, затем и другие тойотовские модели. Причём компания готова поделиться своим протоколом обмена данными с другими автопроизводителями. А раз так, то интеграция машин в единую информационную сеть не заставит себя долго ждать. Во всяком случае, в Стране Восходящего Солнца.

Сам себе картограф

Над настоящими беспилотниками Toyota тоже не прекращает трудов. В рамках программы Mobility Teammate Concept прототипы на основе гибридных Lexus GS уже наматывают километры по Японским островам и США. Первая цель достигнута — автопилот научили въезжать и съезжать с магистралей, ну и двигаться по ним, само собой. В серию такие машины поступят к... правильно, 2020 году! То есть когда Токио примет Олимпийские игры.

Эти устройства превращают обычный Lexus GS в беспилотник

Уже сейчас беспилотные Lexus GS с виду мало чем отличаются от обычных машин. Встроенные в бамперы лазерные датчики — лидары, антенны на заднем спойлере, комплект стереокамер за ветровым стеклом (как у субаровского комплекса EyeSight) — вот и всё! Пробую обнаружить обходные технологии в салоне. Тоже мимо — автопилот выдаёт лишь кнопка его активации на руле.

Как управлять автопилотом? Очень просто — всего одной кнопкой

Тем не менее, на втором ряду за водителем устроился инженер с ноутбуком. Что там на экране — не рассмотреть, мешает «антишпионская» плёнка. Видя моё любопытство, испытатель пояснил: «Только контроль параметров, ничего более, в управление я не вмешиваюсь».

Перестроения, сложные развязки и ходовые повороты уже сейчас не вызывают у беспилотника проблем. Осталось ему научиться ездить побыстрее, чтобы пенсионеры не обгоняли

Шлагбаум взлетает вверх, мы проехали через терминал оплаты. Та-дам! Экран мультимедийки тут же оповестил о готовности беспилотного режима. Тойотовец стращает: мол, это самая жуткая по трафику магистраль в Японии, даже он не рискует сюда соваться — страшно! Водитель при этом жмёт кнопку и отпускает руки. Lexus невозмутимо продолжил движение. Сам разогнался, сам включил поворотник и встроился в поток, не заблудился на сложной развязке и двинулся по заданному маршруту. Хотя хоррором здесь не пахнет. Уж не знаю, что так напугало японца, но плотность движения оказалась не выше, чем на МКАД в середине дня. Даже моя бабушка не растерялась бы.

Сообразительности и скорости реакции тойотовского автопилота хватает для езды со скоростью не более 130 км/ч. Для справки, в Японии быстрее 100 км/ч гонять запрещено

И всё равно автономный Lexus удивил — никаких рывков и метаний! Не преувеличу, если скажу, что даже водителю-персональщику такая вкрадчивость движений неведома. Все манёвры машина проделывала плавно и грациозно. А порой даже слишком осторожно. К примеру, в поворотах GS сбавлял скорость сильнее, чем грузовики в соседних полосах. «Безопасность прежде всего, — прокомментировал инженер. — Поэтому у водителя нет возможности “разогнать” автопилот».

Автопилот и протокол общения автомобилей в теории позволят в роботизированном режиме сократить безопасную дистанцию до полуметра. Место на дорогах экономится — пробок становится меньше

А вот уже и съезд. Снова ворота терминала, и мультимедийка сообщила о желании завершить беспилотный режим. Автономный Lexus GS проверку боем выдержал. Так почему же он ещё не на конвейере? Во-первых, по-прежнему актуальна юридическая проблема. В мире никто до сих пор чётко не определил статус беспилотников. Случись вдруг авария — кто ответит? Во-вторых, для правильной привязки к местности автопилоту необходимы не только датчики и радары, а также связь с инфраструктурой. Нужны сверхточные карты, причём регулярно обновляемые. Лучше всего — в режиме реального времени. Как этого добиться?

Важно научить электронику не просто распознавать пешеходов, но и предугадывать их действия. Вдруг какой-нибудь псих решит кинуться под колёса! Как его не сбить на высокой скорости? Точного ответа у инженеров пока нет

Toyota предложила записать в картографы... самих автовладельцев! Если уж на машине стоят стереоскопические видеокамеры, так почему бы их не использовать? Вот и получается — автомобили ездят по дорогам и моментально передают в центральный «облачный» сервис 3D-картинку улиц и трасс. Компьютер поток данных обрабатывает и тут же рассылает информацию по всем абонентам сети. Выходит, обновления идут бесконечно!

Все возможности беспилотного вождения на магистралях в одном красочном видеоролике

Осталось дело за малым — наладить работу такой сложной системы. Пока её де-факто нет даже в Японии. Но обязательно будет. Ведь на Олимпиаде с магической датой 2020 нация передовых технологий просто обязана удивить.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
113
Руслан Русланов
Кстати, а если такая машина собъет пешехода кого сажать будут? ведь водитель человек теперь просто превращается в пассажира
СсылкаПожаловаться
Николай Парфенов
Красавцы ! Что ещё скажешь, развивают авто, на саму машину смотреть приятно. НО почему мы не можем !!!! ???? Сколько лет ждали другой авто, дождались - Vecta, разрекламировали, миллиарды денег вложили и что получили ? Если честно убогая она по сравнению с этим Crown. Обидно мне, почему мы хоть немного похожее сделать не можем ? Разве можно ВАЗовских инженеров назвать инженерами ?
СсылкаПожаловаться
FOR
Интересно а дорожные ямы видить по среди дороги будет большая или глубокая яма что тогда
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.