Мы уже писали и про обгон справа, и про езду по обочине. Но есть и ещё одна подобная ошибка, которую водители допускают не так часто, но зачастую она приводит к фатальному результату. Это опережение по обочине. Выезжать на «встречку» подобным пилотам не позволяет либо боязнь наказания, либо инстинкт самосохранения. Наша подборка случаев с такими манёврами доказывает, что чувство самосохранения — не то, что не должно дремать при попытке заменить обгон опережением справа, а наоборот — зажигать в сознании все возможные аварийные лампы.
Самый глупый и дорогой для здоровья и имущества вариант — это попытка опередить справа без возможности увидеть, находится там какое-либо препятствие или нет. Например, припаркованный автомобиль. Это так называемый «стиль Шамаича», прославившегося на всю страну в соответствующем видеоролике. Лень было снижать скорость после нормального обгона — не лень будет отремонтировать покорёженные в результате опережения справа автомобили и собственный разбитый нос.
Ещё один сценарий развития событий — когда на пути обгоняющего «внезапно» что-то оказывается. Как правило, это либо смещающееся на обочину, либо поворачивающее направо транспортное средство. Поскольку покрытие обочины часто отличается от асфальтового, то и затормозить на ней намного сложнее, особенно если правые и левые колёса имеют разный «зацеп». С учётом явного превышения скорости главный герой следующего ДТП нашёл на дороге как раз то, что искал.
Следующий пример уже по-другому доказывает, что опережающий по обочине поток водитель не может полностью оценить дорожную обстановку. В данном случае сидящий за рулём «Волги» уже настроил себя на то, что все водители левее него едут медленнее, чем он — ловкий, аки барс. Поэтому его не насторожила полная остановка потока для пропуска поворачивающего автомобиля, в который он, не имея времени среагировать, успешно и причалил.
Часто на многополосных дорогах вроде московской МКАД водители видят свободную обочину и путают её с полосой. Никого — значит можно шпарить по полной! Но высокая скорость, особенно помноженная на неважную видимость и ограниченные возможности реакции среднестатистического водителя, приводят к печальным последствиям: не успев вернуться в полосу для движения транспорта, слишком шустрый пилот помимо своего серьёзно повредил ещё два автомобиля. А также, скорее всего, здоровье нескольких человек. Водителю автомобиля с регистратором тоже стоило быть бдительнее и не предпринимать манёвров по сближению с неадекватными «гонщиками», пока те не умчали подальше. Или не умчали вообще никуда, как в следующем видео.
Рассмотрим более экзотические, но не менее разрушительные варианты развития событий. В следующем примере водитель осознанно и уверенно движется с превышением скорости основного потока (который едет не так уж и медленно) по пыльной части дороги, где сцепление с колёсами заведомо хуже. Награда находит смельчака: когда он видит впереди препятствие в виде рельса безопасности (безопасно полого поднимается из земли, а не встречает нос автомобиля своим стальным торцом), времени оттормозиться не хватает. Так как слева находятся медленные и потому достойные исключительно обгона справа водители, а справа кювет, то остаётся штурмовать препятствие в лоб. Оно распоряжается ситуацией по-своему и отправляет автомобиль во всё тот же кювет лежать на боку. Как-то особенно глупо тут всё получилось.
Ещё один урок физики получил автор следующего спонтанного трюка. Резкая смена полосы на пыльном покрытии приводит к заносу, а неумелая попытка его откорректировать — к развороту. Развороту на оживлённой трассе без центрального отбойника-разделителя! К счастью, горе-водитель в результате своего «киношного манёвра» ни в кого не приехал. Хочется верить, что вместе с уроком физики он получил ещё и урок здравомыслия.
Наконец, самый спорный пример, но решающее слово в нём всё равно говорит физика. Скорее всего, многие из вас осудят группу неторопливых байкеров, по-хозяйски занявших две полосы из двух. Водителя Volvo явно подвели нервы, и он решился на безрассудный поступок — развить на пыльной и ухабистой обочине высокую скорость и обогнать наглецов. Когда легковой автомобиль был уже почти у цели и мог вернуться на дорогу, обочина стала совсем неровной — это видно по прыгающему на колдобинах кузову. Поэтому попытка как можно скорее вернуться на асфальт обернулась заносом Volvo в ответ на резкое движение руля на нестабильном покрытии. Итог — потеря контроля над автомобилем и вылет на противоположную сторону дороги. Повезло, что водитель легкового автомобиля не «собрал» при этом ни одного мотоциклиста, но свою подвеску отремонтировать ему всё-таки придётся.