Двигаться вверх, часть 2. Два старта — два подиума

«Авто Mail.Ru» продолжает познавать азы управления картом

Где-то на экваторе главного российского прокатно-картингового чемпионата MIKC наша команда E2E4, наконец, поехала — и на обоих последних этапах, где я принимал участие, я держал в руках бутылку тёплого призового полусладкого! Напомню, что в этом первенстве поделенные на 3 группы 36 команд по 4 пилота в каждой рубятся за главный приз — автомобиль Mazda3 — на протяжении 7 этапов и одного Гранд Финала. Я участвую в чемпионате уже второй год, тренируясь в Mazda Karting Academy у Сергея Балдина, и начали борьбу мы с переменным успехом. Кстати, чемпионат MIKC с недавних пор официально признан Москомспортом и включён в календарь этого департамента. Поэтому девятый сезон первенства Moscow Indoor Karting Cup можно считать чемпионатом Москвы по прокатному картингу, а рубятся за «трёшку» в нём не только любители, но и известные российские автогонщики.

content image for: 54562

Третий этап ребята проехали без меня, и он сложился для команды не слишком удачно: обычно четвёртого места на финише достаточно для того, чтобы вернуться в группу более высокого уровня. Но в тот раз из-за неучастия в этапе одной команды группы А всё перемешалось: из слабейшей группы В (E2E4 ехала именно в ней) выходили в среднюю Б только три коллектива. Поэтому по возвращении в строй меня впервые, а ребят — снова ожидала группа В. Но главная борьба предстояла не с соперниками, а новой техникой. Ведь это была первая в истории гонка MIKC’a на столь мощных машинах— клубные карты Dino форсировали до 17 лошадиных сил, то есть почти вдвое! Это практически спортивная техника на индор-трассе, уникальное предложение «Форзы», подобных которому на сегодняшний день просто нет! Не зря даже искушённые спортсмены в один голос восхищались и скоростью, и балансом машин, особенно на сверхцепкой резине Yokohama Medium.

content image for: 54562

Вспомнил начало своего первого сезона, когда отваливались руки и отказывали пальцы. Тогда я просто не умел рулить, но сейчас-то я вроде всё знаю, умею — вот только возросшие скорости и новые скользкие рули снова вынули на поверхность эту проблему, просто чуть по-другому. Может, помогут другие перчатки? Поначалу даже 3 подряд десятиминутки приводили к дикой «забитости» рук и грязному пилотажу. Действительно, замена перчаток немного решила проблему, ещё часть усталости сняла шлифовка вождения, но в целом физическая нагрузка всё равно оставалась непривычно высокой. «Внизу» форсированные моторы едут так же, как и обычные, поэтому в медленных поворотах всё осталось по-прежнему, а всю энергию стали высасывать очень скоростные «тягуны» со рвущимся из рук рулевым колесом.

Это видео с гонки 4 этапа даёт возможность оценить скорость и коварство 17-сильных картов Super Sport. На первом круге после каждого пит-стопа команда имеет право проехать срезку (DRS), чтобы компенсировать потраченное на пит-стопе время — это правило даёт менеджерам некоторый дополнительный простор для тактических решений

Старт с 8 места (гандикап определяет суммарная масса пилотов команды), стабильная езда всех пилотов и чёткие решения менеджера — и к концу гонки доезжаем до 2 позиции. Моя сессия 50 мин пролетела как никогда быстро, но мускулы предплечий стали бетонными, прямо как по неопытности в прошлом году. Доезд («бонусная» пятая сессия) выпал на меня — надо же отрабатывать пропущенный третий этап! Собираюсь с силами на финальные 30 минут, но не очень быстрая машина и два штрафа stop&go отбрасывают нас к подножию «тумбочки», на третью позицию. Жалко, но, как говорил Айртон Сенна, «если ты не первый, то последний», поэтому в нашем случае второе или третье место — неважно. Главное, что вернулись в группу Б.

content image for: 54562

Правда, радость от новых машин была недолгой — форсированные моторы потребовали дополнительного усиления по части «железа», поэтому 5 этап прошёл хоть и на новой трассе, но на старых Sodi. После лёгких 17-сильных Super Sport тяжёлые, но очень крепкие Sodi RT8 с 11 л.с. (в народе их прозвали танками или утюгами) разочаровали многих пилотов. Но я без труда могу найти удовольствие в пилотировании и этих машинок: чем медленнее карт, тем критичнее сохранять максимум скорости в повороте, потому как набирать её потом с небольшой мощностью будет сложнее. Тренировки, собранность в гонке и подобранная менеджером ровная техника на 5 этапе вновь привезли нас на подиум, только уже в более сильной группе Б. И это значит, что в 6 этапе мы впервые попадём в один «замес» с лучшими из лучших, ещё и на модернизированных супермощных Dino!

В начале этого видео — краткая экскурсия по новой трассе, а после — несколько «чистых» кругов и немного борьбы. Несмотря на приличную массу, карты Sodi всё равно приятно пилотировать, во многом благодаря их эргономичности — посадка, рули, педали и обвес здесь гораздо приятнее и удобнее, чем в Dino

Удивились, что на обложке фото карта на льду, а до сих пор я рассказывал про асфальтовый «индор»? Да-да, это была картинка для привлечения внимания (кдпв на языке интернета), вроде классических котиков. Вот только мне на самом деле есть что рассказать о гонках на карте по льду, ведь картинг-клуб Forza продолжает жечь невероятными предложениями и безумными гонками! 16 марта была проведена уникальная гонка на льду самого большого в Европе катка на ВДНХ. На неё пригласили как известных автогонщиков, картингистов и тренеров (в их числе Алексей Дядя, Михаил Засадыч, Станислав Бурмистров, братья Лобода, Антон Небылицкий, Иван Матвеев, Сергей Мироненко, Роман Кирюхин и другие), так и московскую картинговую тусовку, а также любящих гонки журналистов.

content image for: 54562

Столь необычный и сложный проект состоялся по инициативе и благодаря картинг-клубу Forza, главному организатору чемпионата MIKC Вячеславу Басову, известному своими автомобильными выставками идеологу ГАЗовской истории Ивану Падерину и знаменитому автогонщику Алексею Васильеву. Мне тоже выпала удача промчать в одной из команд эту уникальную ночную ледяную гонку. Первое впечатление — а «звёзды»-то не так уж и далеко! В отсутствие «ледяного» наката многие быстрые «по зацепу» гонщики превратились в равных соперников, поэтому я беру 4 место в квалификации, и меня же команда отправляет стартовать.

Трасса — гигантский овал с щадящими в плане потерь скорости ретардерами, поэтому ход получается очень приличный. Для быстрого прохождения главное делать все движения рулём с нужным упреждением и не спешить открывать газ в повороте, а дальше уже шлифовать мелочи, чтобы приблизиться к лучшему кругу. Несмотря на плюсовую температуру, через пять минут гонки на льду становится холодно — в перчатках отнимаются от мороза пальцы, а вслед за ними достаётся и ногам. Ещё одна проблема возникает при преследовании соперника — визор шлема моментально покрывается снежной пылью и требует постоянного протирания

По взмаху зелёного флага шипованные шины клубных картов Sodi RT8 нарезают ледяную крошку, и пилоты устремляются вперёд. Кто-то по привычке на старте прыгает в кресле, чтобы разгрузить заднюю ось и облегчить мотору набор оборотов, но на льду её следует наоборот нагружать, чтобы избежать пробуксовки. Несколько кругов — и темп лидирующей группы стабилизировался, я потихоньку начал подбираться к соперникам впереди. Но спорная пенализация в виде минутного stop&go — и я откатился далеко назад. Впрочем, и это на результат не повлияло, так как в итоге до финиша доехали меньше половины машин — снежная крошка налипала на двигатели и не давала им нормально работать. Поэтому порядок финиша во многом опередила удача, хотя, надо признать, — случайных людей на подиуме не было. Главное для организаторов и участников было получить удовольствие и проверить в деле этот формат, а технику в следующий раз подготовить будет несложно. Вердикт всех пилотов единогласен: такие танцы на льду нам нравятся!

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии и видео автора и mikc.org

Дмитрий Ласьков