![](https://resizer.mail.ru/p/c63a53f5-f22c-55d1-92f6-e970b6246c4c/AQAB3MlLvi-9kvIrT3XEIEzD_HLrtAbOOS_SObngWc2Bbc11IpMPiaa4DG0Qhx9NegCNXJnAY0wNAJ6S-yYbIBU1mIs.jpg)
В СССР самыми массовыми грузовиками были «трёхтонник» ГАЗ-53 и «пятитонник» ЗИЛ-130. Но когда плановая экономика сменилась рыночной, выяснилось, что среднетоннажники никому не нужны! В новых условиях возить предстояло маленькие партии грузов, так что «газоны» и «зилки» оказались слишком большими и прожорливыми. Пришло время лёгких компактных грузовичков грузоподъёмностью около полутора тонн, которые на просторах бывшего Советского Союза стали называть «газелями». Независимо от марки и модели.
Со временем объёмы перевозок стали расти, и понадобились автомобили покрупнее. Но отечественный автопром смог предложить только устаревшую технику родом из восьмидесятых. Так немалую часть рынка отхватили бескапотные «японцы» и «корейцы». Наши пытались спасти ситуацию... ЗИЛ выпустил своего «Бычка», правда, настолько сырого и неудачного, что новинка довела завод до краха. В свою очередь, ГАЗ, водрузив на серьёзно обновлённое шасси «квадратного» ГАЗ-3307 газелевскую кабину, создал модель под названием «Валдай».
![](https://resizer.mail.ru/p/42c213e5-1e0b-52aa-82db-40bd587276a2/AQABcUp7feaN4M9sd31mxqeZOvFr-9u50lk7jf8t8vRcJ6l0wCwKOxxUGBEbXNIRmRVpd2YfH3QuNk_us2CGc5U3o8Q.jpg)
По такому же принципу сладили и следующее поколение «средней тонны»: снова перетряхнули знакомое шасси, а кабину опять взяли от «Газели», но нового поколения. С одним важным отличием — газовцы решили отказаться от полукапотной компоновки, дескать, отечественная публика любит капотные грузовики, их обслуживать проще. Плюс появление «капотника» позволяло разом создать замену сразу двум моделям: и «Валдаю», и «Газону». Так появилось семейство «Газон-Next».
Об устройстве «Газона-Next» «Авто Mail.Ru» коротко рассказывал, но сейчас стали известны все детали проекта. Рама, знакомая по ГАЗ-3307, получила усиленные лонжероны и задние кронштейны, благодаря чему появился существенный запас по прочности. Плюс рамы теперь подвергают катафорезному грунтованию, так что коррозия им не страшна. Не боится ржавчины и кабина от Газели-Next, которая штампуется из оцинковки (крылья и вовсе сделаны из пластика), также проходит «катафорез» и окрашивается вместе... с кузовами для Mercedes-Benz Sprinter. Последний, напомним, также собирают на ГАЗе.
![](https://resizer.mail.ru/p/e910d6ad-3eca-5aed-82d2-d0daf793c209/AQABfqDkrtkuJhpY8m0lag6SsLDS0ZBOKsOap84CyN5_GtdW3hFh_XftICJbw604Huk8PPLsp4MrbPhAP9tl403tpY8.jpg)
На новый «Газон» планировали ставить 3,8-литровый двигатель Cummins, но затем выбрали новый мотор ЯМЗ-534. Этот 4,4-литровый агрегат российским инженерам помогли создать австрийцы из всемирно известной компании AVL. Приятно, конечно, видеть табличку «Made in Russia», но российских комплектующих — по пальцам пересчитать! Клапаны — Mahle, цилиндро-поршневую группу поставляет Federal Mogul, топливная система common rail — от Bosch, шестерни и насос гидроусилителя — ZF... Даже фильтры импортные.
Из остальных узлов и агрегатов российская, пожалуй, только коробка передач. Она осталась газовской, но усилена и получила импортные подшипники и синхронизаторы (последние поставляют швейцарцы из Oerlikon, которая также делает детали трансмиссии для Ferrari и Maserati). Сцепление — ZF, его гидропривод — Luk, рулевой механизм (отныне интегральный) — тоже ZF, необслуживаемые карданы — Dana Spicer, тормоза — Wabco, амортизаторы — Tenneco. Хоть подвеска российская: усиленная, но более мягкая благодаря передним рессорам длиной аж 1600 мм.
![](https://resizer.mail.ru/p/785be3b7-d521-5975-95cc-d0b4967833d7/AQAB9GQUuDS-CulCN3IW8zp2CB564rcPLMhnytVgV4iIut21MW4F9AOsdbXIUv6o85_ObuHB3lNiracOkiV6X9ok4Nk.jpg)
Не слишком ли много импортных деталей? Но газовцы уверены, что применение иностранных комплектующих помогло создать необходимый запас по характеристикам — в планах завода не только выпуск версий полной массой 8,7 тонны, но и создание 12-тонного грузовика, который заменит ЗИЛы. И даже 20-тонного автопоезда! ПАЗ, в свою очередь, построит на шасси «Газона-Next» несколько автобусов разной длины. А пока готовы только 8,7-тонные машины грузоподъёмностью 5 тонн, но зато коротко- и длиннобазные, с одинарной и двойной кабинами.
Но начать тест мы решили... со старого ГАЗ-3307. Внутри широко, просторно. И донельзя убого. Голый металл кузова кое-как прикрыт обивками. Отоплением в салоне управляет пара страшных ползунков, а «блок микроклимата» просто закреплен четырьмя саморезами. Баранка — слишком большая, тонкая и неудобная. На дороге ветеран ведёт себя тоже не слишком достойно: чтобы управлять этой машиной, нужно обладать немалой силой и определённой сноровкой. Come back in USSR.
![](https://resizer.mail.ru/p/d4042eaa-b58c-5f56-879e-9ebb9782fa71/AQABZ9j-4hqwp7mLwPhx9uJ0TAEtMPlr4TNUrBb_KhPqnhgOcuVNBsUmAt2ZNtEyDoyAS03FEfDnKYlIB0hUzSkl9Bw.jpg)
Логично было предположить, что новая генерация Газона окажется лучше предшественника. Но насколько? Отвечаем: на голову, на порядок, кардинально! Вот пример. Чтобы показать, насколько маневренна машина, газовцы устроили конкурс, кто точнее припаркует длиннобазную версию, двигаясь задним ходом. Итог: в тройке призёров оказались двое водителей, которые никогда (!) не сидели за рулём грузовика. Потому что управляется даже самая крупная модификация, как какая-нибудь легковушка. С поправкой на габариты, разумеется.
Конечно, водителя категории «В» немного испугает тяжёлый на малых скоростях руль, но все остальные усилия — абсолютно легковые. Педали лёгкие, информативные, передачи переключаются мягко и чётко. Жаль, что внедрение джойстика вышло за рамки отведённого бюджета: «кривая кочерга» рычага КПП — решение откровенно устаревшее. Но этот рычаг — пожалуй, единственный момент, который выдаёт, что «Газон-Next» построен на шасси старого ГАЗ-3307.
![](https://resizer.mail.ru/p/5574939a-dc17-5768-af17-82bc6f86ef1e/AQABt0HGG3sp61ShaaEA8ANQ2NPIi5irrZlZy49LJLaYiTbgaqoGxKHY4l3UP9IxEnBVK4AO7rkVfmNANFkxJz65MYw.jpg)
Резвый разгон, цепкие тормоза, приятная управляемость и выверенная эргономика... Даже странно говорить такие слова об отечественном автомобиле, тем более — грузовом. И поверьте, основные конкуренты — Isuzu NPR 75, Hyundai HD 75 и Mitsubishi Canter — машины более простые и архаичные. Недостатки? Педали тормоза и акселератора скомпонованы слишком плотно, а классное подрессоренное кресло марки TIS оказалось нежным: если не отрегулировать его под массу водителя, оно может сломаться.
Далее — стоять на узком бампере, чтобы проверить уровень жидкостей, неудобно (благо есть резиновые накладки, чтобы не соскользнуть). Металлическая противоподкатная поперечина под этим самым бампером выглядит не слишком элегантно, а после нескольких парковок «по звуку» наверняка зацветёт ржавыми пятнами — не помешали бы защитные накладки из резины или мягкого пластика. К несуществующей пока версии City (пока газовцы выставили только универсальную модель на 20-дюймовых колёсах) тоже есть претензии: городская машина получит колёса посадочным диаметром 19,5 дюйма, но 17,5-дюймовые стоили бы на треть дешевле.
![](https://resizer.mail.ru/p/fdb8e14f-7442-5dbf-8a75-6000109f28bd/AQABnqux-4jpQK1izybMKJ3ALAIuZUUxCefD2oLgbGNLlGU0H7jzTlCsCupjntrj1f3NIcDZ3u0swF_7XuRol-bkWkw.jpg)
Но это мелочи, которые потребитель наверняка простит из-за цены. Последняя, несмотря на обилие импортных комплектующих, продолжит оставаться заманчивой. Уже сейчас новый «Газон» можно купить за 1 085 000 рублей (в Беларуси — 327 550 000 белорусских рублей), то есть всего на 170 тысяч дороже древнего ГАЗ-3309 и, как минимум, на 500 тысяч дешевле «японцев» и «корейцев». Лишь бы перевозчики смогли найти деньги на покупку новых «Газонов» — отечественные грузовые компании нынче переживают не самые лёгкие времена...
За хлебушком — с ветерком
Серийную версию полноприводного «Газона-Next» только готовят, а его спортивная модификация уже покоряет ралли-рейдовые трассы. В основе серийной машины будет лежать шасси легендарной «шишиги», а поскольку ГАЗ-66 создавался для тяжёлого бездорожья, авторам ралли-рейдовой модификации было достаточно внести лишь несколько штрихов: «Отличия? В кузове хлеба нет! Только запаска», — шутит пилот «бешеной хлебовозки» Михаил Шкляев. Это прозвище зелёный «Садко-Next» получил по наследству от прежней генерации гоночного Садко: тот действительно напоминал настоящую хлебовозку.
![](https://resizer.mail.ru/p/214fdb13-b83c-51a4-987a-b4913329b18b/AQABuod_j537s8fcwJCTI5uBeeS5nGEUbXwfq81E-5tDYwJxwW9ix05B9EljE5KWeUdP7_QphoJAY4TTaiXoXy-zctY.jpg)
Двигатель спортивной машины форсирован до 300 л.с. и, конечно, не отвечает никаким экотребованиям: коптит дизель знатно! Коробка передач взята от «Урала» (это 9-ступенчатый агрегат марки ZF). Сцепление — большего диаметра, чтобы выдерживать увеличившийся вдвое крутящий момент, а вот карданы и рулевое — стандартные. Из остальных отличий — только сдвоенные амортизаторы Ohlins да покрышки Michelin XZL, которыми пользуется вся ралли-рейдовая элита планеты.
![](https://resizer.mail.ru/p/b09a1412-5ad0-58a0-8a1b-3fbc3f952399/AQABB_JIl_6hA2Up57M52RJEjxp2wwjBen2-EVY4t-0Lk6Lydaw1T9ZFfzDxZ8_T09aGEQ3yOKELkA0uEEapddrCQEA.jpg)
Да, 300-сильный «Газон» ничего не может противопоставить 1000-сильным грузовикам команды «КАМАЗ-мастер» — на гоночной трассе, КАМАЗ, конечно, без труда объедет «хлебовозку» и за счёт большей мощности, и за счёт всепрощающей подвески. Но само появление заводской гоночной команды, которая пока разминается на отечественных соревнованиях, но планирует выезды за рубеж, — факт весьма примечательный. Тем более, что едет «гоночная хлебовозка» очень хорошо: «До финиша Дакара доехали бы. Помедленнее многих, но доехали», — искренне верит команда.
Техника
![](https://resizer.mail.ru/p/5996a9f2-2366-50f9-ba39-6b307ce480b8/AQABTgIfQzcsfai2yx-q_A05KDMdq4SdPyFEcgYjaONgJgs2GNQbDzwkssorxuWeR5sqw_yt8HqSrIVQ-VoENrXNJJk.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/35952c73-0ab9-54cd-a0dc-63779d36689e/AQABx8iDLkomqKomtWeOum28ic7rcrJkNCVID-hi9FYANxuilN_doDNETeXYV-KYoDsqYTxSEhO7fQ5CepB1FX5ZUTs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/255e7d0b-5725-53cb-a217-830577996812/AQABqyRXxmB80OLYRpqAnRAiITab6yEBrpkPqPYLg31KfwOknuZghGKRQ_YC9PO-HFBdltx4QzA5oKm8ZDl_j5Wj72o.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/d671c750-6c23-5e73-9432-02e84c4ddd87/AQABFGj3fEGX7RxJaBXoIzlp2-K7wy4B9mLztysmZPXTgcVN4iZnDrNBI_k95SH9YnrP0gy3XENCCw28TYUhleCvX5M.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a75f7164-1e19-5e16-8bec-10af64db6c47/AQAB_frtYHqYmKsIZth1kJE-keCuvlgef_Uc6acqHRONruzT9IjaJtzwu2OgNaxvbEc6jkfIqoBdcJOWWzW_pHNQL5k.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/08a424f0-73d1-5824-8332-65849a8007ae/AQABp6xC9Ap1wnBS4AptqYAtXZt4jDd-Wjm-zEi8TVmVZSjIC6XbbN0imZsqp2xVdOabsvV9utu1sJqnZBLTvsV_tYg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c2365387-78ec-55eb-b542-3d1aa80763de/AQAB_k_3RqdvM3kQJFpiN-862t3LXMrDwxDJe9d87GsLKIisUn6LqjgS0awTnFqLAvyLPGhltA8jPuPj1_DX5xDpcIs.jpg)
Алексей Кованов
Фото автора и Дмитрия Макарова