Длительный тест Kia Rio. Какой бензин лить? Какой кузов выбрать?

Внешне он почти не изменился. Но теперь это во многом другой автомобиль. Мы говорим о Kia Rio, который пережил не особо заметные, но зато важные обновления
Юрий Урюков

Как ни крути, а за три года производства и жизни в России Rio последнего, третьего по счёту, поколения выстроил неплохую карьеру. Сегодня это самая популярная модель Kia, занимающая в рейтинге продаж на нашем рынке третью строчку — сразу после Lada Granta и родственного Hyundai Solaris. К примеру, с января по сентябрь 2014 года Kia смогла реализовать чуть больше 66 000 экземпляров Rio. Причём, несмотря на общее падение спроса, покупателей на эту компактную машину нашлось лишь немногим меньше, чем год назад!

В чём секрет? Ведь, казалось бы, этот автомобиль лучше всех подходит для иллюстрации народного хита «Каким ты был, таким остался». Вот, например, тот же Solaris уже и фары прожекторные получил, и модные светодиоды ходовых огней, да и вообще внешне преобразился... А Rio с виду всё такой же, каким он впервые попал на тест «Авто Mail.Ru» в 2011 году. При этом эксперты не устают нам повторять, что современная публика покупает автомобили, в основном, глазами. За дизайн, то бишь. Но россиян всякие там научно-маркетинговые теории, похоже, не волнуют. Равно как и ценовой вопрос. Ты помнишь, как всё начиналось? С мизерных 399 тысяч рублей, которые когда-то просили дилеры за базовый Rio, пусть и предыдущего поколения. А теперь за Rio, пусть и в полном фарше, дилер потребует... почти 700 тысяч! Имея на руках такую сумму, вполне можно замахнуться на автомобиль гольф-класса вроде Opel Astra или Skoda Octavia.

Но с фактами не поспоришь — маленький кореец до сих пор расходится хорошо. И если разобраться, тому есть объяснение. Цена кажется высокой? Так учитывайте инфляцию — вон вазовские модели и те к полумиллионной отметке подобрались. Тем более никто не заставляет топовую версию выбирать. А, к примеру, «среднее» исполнение Comfort с движком 1,4 л (107 сил) и автоматом за 567 900 рублей уже будет иметь необходимый минимум в виде кондиционера, «музыки», ABS, дисковых тормозов «по кругу», подогрева зеркал, сидений и даже руля (!). Да и дизайн от немца Петера Шрайера не устарел. К тому же Rio на самом деле обновлялся чуть ли не каждый год: менялась отделка салона, ширилась гамма цветов, пополнялся список оборудования... Просто корейцы это особо не афишировали.

Плюс, надо принять в расчёт ещё два важных фактора: с 2012 года Rio выпускается также с кузовом пятидверный хэтчбек. А во второй половине 2014 года на старших версиях с мотором 1,6 л (123 л.с.) появились новые коробки передач: шестиступенчатые механика и автомат. Так что в компактном классе теперь не только Volkswagen Polo или, например, Chevrolet Cobalt имеют привилегии в виде современных трансмиссий.

В общем, спустя три года накопилось немало поводов, чтобы вновь пригласить Kia Rio показать себя в нашем длительном тесте. И «Авто Mail.Ru» взял на два месяца автомобиль с новой автоматической коробкой. Причём чуть позже мы проведём сравнительный тест седана с конкурентами, а пока разберёмся с хэтчбеком.

Сразу закрою вопрос с ценами: Rio с четырьмя и пятью дверями стоят одинаково, копейка в копейку (разница только в том, что хэтч не предлагается в самой дешёвой комплектации). Так что выбирать здесь надо исключительно с той позиции, какой кузов больше вам нравится. Нам досталась топовая пятидверка за 699 900 рублей. Очень дорого! Зато в этой машине есть буквально всё: климат-контроль, парктроник, бесключевой доступ, Bluetooth-протокол для подключения мобильника и даже частично кожаная отделка передней панели. От тонюсенького дерматина на сиденьях корейцы (честь им и хвала за это!), в отличие от китайцев, отказались, а вот на «торпедо» такие вкрапления выглядят уместно. Хотя бы потому, что смотрится престижно, а протираться быстро не будет. Поэтому если для вас статус и наполнение автомобиля важнее его размеров — топовый Rio вполне подойдёт. Гольф-класс за эти деньги будет пустым, как карман у бродяги.

А что дал Rio пятидверный кузов? Тут меня поправят — не дал, а отнял. Ведь с первого взгляда заметно, что хэтчу купировали хвост словно доберману. Так оно и есть — при одинаковой колёсной базе в 2570 мм длина пятидверки на внушительные 250 мм меньше, чем у седана (4120 мм против 4370 мм). Причём исключительно за счёт укорачивания заднего свеса. Кто-то посчитает это ударом по престижу, но, думаю, сравнения в духе «у кого что длиннее» для всех нормальных людей закончились ещё в детском саду. Скажете, объём багажника пострадал? Формально да — был 500 литров, стал 389. Вот только на хэтче пользоваться грузовым отсеком гораздо удобнее. К тому же, спинки заднего дивана складываются в пропорции 40:60 (доплачивать за эту возможность, кстати, не надо). Да, этим может похвастать и седан, но у него лаз в салон получается узкий и невысокий — мешают усилители кузова. А хэтчбек превращается в ходе такой операции в миниатюрный фургон. Вот и доказательство: первая же попытка погрузить в седан детский электрический мотоцикл потерпела фиаско: он не влезал ни сзади, ни через двери... Пятидверка же приняла его без проблем, да ещё место для сумок осталось. Иными словами, именно такой Rio самый универсальный. Ещё бы спинка заднего дивана в ровный пол складывалась — было бы совсем хорошо.

Кроме того, хэтч несколько просторнее для задних пассажиров. Как так?! Ведь колёсная база одинаковая?! Это правда, но у пятидверки крыша не такая покатая, что позволило инженерам выгадать пару лишних сантиметров над макушками людей. Правда, лучше бы разработчики подумали о микроклимате. Наш Rio застал первые заморозки, и по утрам обитатели второго ряда часто жаловались на холод, хотя спереди уже было тепло. Впрочем, оно и понятно: к ногам задних седоков воздух подаётся по отдельным каналам, а другой вентиляции на «галёрке» нет. Так что прогревается она медленнее и не так равномерно.

На ходу обе версии также отличаются, хотя из характеристик это не видно. Сухие цифры нам говорят, что седан и хэтчбек одинаково разгоняются, потребляют равное количество топлива и т.д. Разве что пятидверные варианты с 1.4 под капотом на 5 кг тяжелее и максимальная скорость у них чуть ниже. Но это нюансы, которые в обычной жизни точно не заметишь. А если бы я использовал Rio только в городе, от меня наверняка ускользнула бы и более важная вещь. Однако в начале сентября мы отправились на Kia к старту ралли «Псков». И после гонки я не упустил возможности протрясти хэтчбек на грунтовых дорожках близ границы с Эстонией. С точки зрения надёжности машина выдержала испытание успешно: разве что небольшой «сверчок» в салоне завёлся, который вскоре сам затих. Подвеска тоже отработала достойно: пассажиров изрядно потряхивало, хэтчбек дёргался вверх-вниз, влево-вправо, но до пробоев и жёстких ударов дело доходило лишь на самых экстремальных неровностях. А увеличенный до 160 мм клиренс поспособствовал тому, что пластиковая защита силового агрегата ни разу и не коснулась грунта. Иными словами, для хорошей просёлочной дороги «кореец» вполне подготовлен.

А вот для начинающего драйвера — не очень. Мой совет тем, кто выбирает хэтч Rio на роль первой машины, — не скупитесь на систему стабилизации. Жаль, что она идёт только в топовой версии за те самые 700 тысяч... В штатных «гражданских» режимах машина ведёт себя покладисто, но если на дороге (да ещё в вираже) появляются кочки, то хэтчбек начинает спрыгивать с траектории. Кроме того, 1,6-литровый мотор делает автомобиль довольно резвым, а вот простенькие шины Nexen на скользком покрытии (будь то грунт или мокрый асфальт) не всегда в силах обеспечить надёжное сцепление. Поначалу всё безопасно: при переборе скорости на входе в поворот Rio начинает скользить наружу передней осью. И если слегка убавить газ — автомобиль вернётся на прежний курс. Но стоит бросить педаль резко (такое часто случается, когда новичок пугается) Rio моментально начинает разворачивать поперёк дороги. Чтобы «поймать» машину и вернуть его на правильную траекторию, требуется определённое умение (седан в таких режимах, кстати, чуть более покладист). Учтите это.

Дальняя поездка в несколько тысяч километров позволила провести и ещё один эксперимент. Какой бензин заливать — 92-й или 95-й? Этому вопросу на форуме любителей Rio посвящена едва ли не самая популярная тема. Ведь Kia официально допускает оба сорта. Итак, в одну сторону используем 95-е топливо, обратно — 92-е. Трасса одна и та же, трафик тоже... Результат получился довольно неожиданным. Средний расход в первом случае составил 8,3 л/100 км, а во втором — 8,1 л даже с учётом того, что к нам присоединился довольно увесистый пассажир. При этом 92-й бензин дешевле, а никаких изменений в работе мотора я не заметил: детонации нет, тяга уверенная, разгон ровный... Получается, что корейцы изначально настраивали свой мотор на бюджетное топливо, и применение дорогих сортов преимуществ владельцу не даст.

Новый «автомат» — очень достойная вещь! Пусть у него по-прежнему отсутствует спортивный режим, позволяющий нажатием кнопки взбодрить трансмиссию, но теперь в этом нет столь острой необходимости. Взятый от старших моделей Sportage и cee’d шестиступенчатый агрегат наделён более широким и плотным рядом передач, что позволяет электронике быстрее выбирать оптимальный алгоритм для поддержания мотора в тонусе. Это подтверждается и цифрами — максимальная скорость выросла со 178 до 185 км/ч, разгон до «сотни» сократился на одну десятую секунды — до 11,2 с. Да и эластичность стала чуть лучше — ускорение с 80 до 120 км/ч у обновлённого Rio занимает 8,4 с против 8,5 ранее. Но, повторюсь, по ощущениям разница существеннее. Да, лёгкая задумчивость при кик-дауне осталась, но для доступной модели это скорее норма. Правда, корейцы обещали ещё и сокращение расхода топлива, но в городе это не особо заметно. Если ползать по пробкам, Rio легко скушает на каждые 100 км 12-13 литров горючего. Согласитесь, немало для компактной машины с четырёхцилиндровым мотором 1,6 л.

Надёжность новой коробки? Конечно, делать выводы пока рано, но мы уже можем сказать, что на замену масла в ней, вероятно, придётся потратить чуть больше денег, так как объём смазки в шестиступке 7,3 л против 6,8 л в старой трансмиссии.

Вывод: В общем, для Rio три года — не возраст. Пусть без подтяжки лица, но эта модель продолжает идти в ногу со временем. А значит, корейцы готовы дать отпор как старожилам класса вроде Volkswagen Polo, так и новичкам в лице, например, Skoda Rapid. Так что ждём конца года. Результаты продаж рассудят, кто в итоге был прав — апологеты свежего дизайна или богатого внутреннего мира.

P.S. Я не забыл, что длительный тест подразумевает рассказ в том числе о неисправностях автомобиля. Просто в этот раз их не было. Совсем. Московские пробки, провинциальные грунтовки, периферийные трассы Kia Rio выдержал на пять с плюсом — ни одного сбоя!

P.P.S. Хотя нет, одна неприятность всё же случилась — дилер забыл отрегулировать фары, и они даже в режиме ближнего света слепили окружающих. Так что при покупке новой машины мы советуем проверить освещение на месте, чтобы потом не пришлось лишний раз ездить на сервис.

Юрий Урюков
Фото Виктора Борисова

Хотите узнать мнение друзей? Поделитесь с ними статьёй в соцсетях — просто жмите на кнопки внизу!