Современный мир динамичен. Стоит на мгновение выпасть из ритма информационных потоков, тут же пропустишь что-то важное. Поэтому мы стараемся всегда оставаться на связи — даже за рулём. Тем более, что лёгкость управления нынешними автомобилями и бесконечные пробки в крупных городах этому только способствуют.
Чем занять себя, когда машины застряли намертво? Слушать музыку или новости по радио? В принципе, выход, но надоело! Куда интереснее, к примеру, в соцсети зайти, заценить новый «селфи» подруги. А может приятелю позвонить поболтать? Девушкам ещё проще — у настоящей леди косметичка всегда под рукой, значит, самое время поправить макияж... Иными словами, водители придумали немало способов скоротать время в заторах (подробнее об этом — в статье «10 способов пережить пробку»).
Многие сразу спросят — да какая разница чем заниматься, если автомобиль вообще не движется!? Но беда в том, что российские водители, похоже, приобретают условный рефлекс. И начинают отвлекаться от руля даже на магистральных скоростях. Ситуация усугубляется тем, что российские ПДД не разрешают человеку за рулём только ОДНО «побочное» действие — разговор по мобильнику без системы hands-free. Об этом чётко говорит п. 2.7 Правил: «водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук» (штраф — 1500 рублей).
Например, недавно спецы компании Ford Europe провели исследование и выяснили, что европейская молодежь в возрасте от 18 до 24 лет легко отказалась от привычки болтать по телефону за рулём. Теперь у таких ребят стало модно переписываться в соцсетях, а около 30% вообще умудряются делать за баранкой «селфи»! Российская статистика о таких вещах умалчивает, но, полагаю, в этом вопросе наши водители не сильно отстают от зарубежных.
Впрочем, может мы зря сгущаем краски? И во время движения периодически бросать взгляд на экран смартфона не так уж и опасно? «Авто Mail.Ru» решил провести свой эксперимент и дать окончательный ответ на этот вопрос.
Итак, на площадке автошколы нас встречает учебный Citroen C4 с механической коробкой передач и дублирующими педалями. За руль садится новостной редактор Тимофей Исаев — водитель уже довольно опытный, за 10 лет езды по Москве привыкший к сюрпризам хаотичного столичного движения. Так что стандартные упражнения вроде «змейки», разворота в ограниченном пространстве, заезда в гараж и параллельной парковки стали для него лёгким испытанием. Но всё равно рядом сел инструктор — мало ли что может случиться в ходе эксперимента.
«Пристрелявшись» пару раз, Тимофей преодолевает импровизированную трассу за 2 минуты и 18 секунд. Отлично! Это время мы и возьмём за ориентир.
А теперь попробуем пройти тот же самый маршрут с зажатым в руке мобильным телефоном. Звоним нашему «подопытному», чтобы расспросить о новинках минувшего Московского автосалона. Сразу скажу — Тимофей в итоге проехал чисто, ни одного сбитого конуса. Но надо было видеть, как водитель при этом жонглировал трубкой, пытаясь перехватить её или зажать плечом, чтобы включить нужную передачу или поворотник. Да и разговор как-то не клеился. Пытаясь выполнить два дела одновременно, человек рассеивает своё внимание, «подвисает» при ответах на вопросы... В общем, не производит впечатление приятного собеседника. Да и с вождением всё же были проблемы — на манёвры ушло 2 минуты 41 секунда, а на такой короткой дистанции 23 секунды — весьма значительная разница. Само собой, не в пользу говорящего по телефону.
Выходит и правда не зря ПДД ставят мобилы вне закона. Но, повторюсь, официальный запрет касается только разговоров без системы hands free. Поэтому когда на следующем круге Тимофей начал активно чатиться в мессенджере, он уже не рисковал потерей 1 500 рублей. А зря! Теперь «Авто Mail.Ru» может точно сказать — использование мобильных телефонов за рулём надо запрещать в любом виде! И дело даже не в том, что в попытках не попасть в «аварию» и написать осмысленные сообщения без ошибок эксперт засел на трассе на долгие 3 минуты 9 секунд. Вы бы видели, как нервно двигалась машина: чуть не снесла ворота «гаража», развернулась только в несколько приёмов, криво встала на парковке... Как будто управлял автомобилем новичок, которого трясет от страха при первом визите на площадку автошколы.
В общем, чтобы Тимофей смог снять стресс, на следующий круг мы снабдили его шоколадным батончиком. Вроде бы весьма удобный способ перекусить за рулём и при этом не загадить салон машины. И всё же лакомство надо распечатать, держать в руке, потом куда-то деть обёртку... Тем не менее, оказалось, что шоколадка безопаснее телефона. Результат на этом упражнении — 2 минуты 31 секунда, при том, что за это время батончик оказался уничтожен целиком. Да и сам испытуемый ответил, что ему было намного проще. Ведь еда не разговаривает, не задаёт вопросы и её не надо прижимать к уху. Тем не менее, учтите, что жующий водитель ухудшил базовое время на 13 секунд. Так что перекус всё же лучше отложить до дома или офиса и не делать из автомобиля передвижной кафетерий.
А вот дальше результат оказался очень неожиданным. Мы врубили в «Ситроене» музыку на полную. Заводное диско загрохотало с такой силой, что стёкла затряслись. Машина бодро сорвалась с места и как ужаленная пронеслась по полигону автошколы. Время — 2 минуты 8 секунд! То есть на 10 секунд быстрее, чем при сосредоточенной езде! Обсудив ситуацию, мы пришли к выводу, что всё дело в ритме, который задаёт мелодия. К тому же водитель уже привык к трассе, хорошо её изучил, и ему не составило труда слегка взвинтить темп. И, тем не менее, громко слушать музыку в машине мы не советуем. На некоторое время задора и концентрации ещё хватит, а вот следом неминуемо наступит тяжёлая усталость и, как следствие, потеря концентрации и внимания. Согласитесь, ведь невозможно целый день сидеть на концерте — оглохнешь и голова заболит. А здесь фактически то же самое. К тому же, водитель перестаёт слышать происходящее вокруг. Спору нет, дорожный шум не столь приятен, как новый хит, но порой именно внешний гул позволяет оценить обстановку: вовремя услышать сигнал другого водителя, «скорой помощи» и т.д.
А вот тему финального теста нам подсказал Сергей Лобарев, председатель правления «Гильдии автошкол». Оказывается, по данным исследований, присутствие в машине девушки-пассажира увеличивает риск попасть в аварию на 30%! Само собой, это касается в первую очередь молодых водителей, которые невольно хотят выпендриться перед спутницей и раскрыть свои «гоночные» навыки по полной. Чем не отвлекающий фактор? Тем более, что дамы, как известно, любят поболтать и тем самым часто нарушают пункт 5.2 ПДД: «Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения».
Ну что ж, проверим! В машину к Тимофею прыгает обворожительная Кристина. Её задача не просто красоваться, а болтать без умолку, выводить эксперта из себя и вообще всячески провоцировать его на отчаянные поступки. Со стороны было видно, как возмущённо наш испытуемый взмахивал руками, что-то раздражённо кричал и при этом пытался сосредоточиться на выполнении манёвров. Получалось, прямо скажем, несколько неряшливо. Но результат оказался довольно неплохим — 2 минуты 21 секунда или всего на 3 секунды хуже базового времени. Таким образом, получается, что девушка в машине не опаснее шоколадки. Или просто сказалось то, что наш Тимофей женат?
Впрочем, это уже неважно. Главное, что мы доказали — любое действие, помимо собственно управления автомобилем, мешает водителю ничуть не меньше, чем «незаконный» разговор по мобильнику. Есть о чём задуматься нашим законодателям.
И уповать на современную электронику вроде систем автоматического торможения не стоит. Она спасёт далеко не во всех ситуациях. К примеру, во время того самого «музыкального» теста, когда Тимофей показал лучшее время прохождение трассы, он был настолько дезориентирован, что во время параллельной парковки не заметил, как ему под колёса бросился «ребёнок», в роли которого выступал мешок с мягкими игрушками...
Вывод следующий: не стоит воспринимать Правила дорожного движения буквально. Они писаны кровью, но не могут предусмотреть все дорожные ситуации. Так что всегда следуйте здравому смыслу и помните, что лучше пропустить сообщение на фейсбуке, чем потерять жизнь.
Всё еще нам не верите? Тогда посмотрите это видео...
Юрий Урюков
Фото Дмитрия Отросткова
Выражаем благодарность НП «Гильдия автошкол», «Центральной автошколе» и лично Сергею Лобареву за предоставленный полигон, учебный автомобиль и помощь в подготовке материала.