Проект номер 7 и исторические корни

Про 24-часовые гонки в Ле-Мане слышали все. Но знаете ли вы, что существует и исторический Ле-Ман? И он даже интереснее «настоящего»
Максим Ахтямов

Я лечу по прямой Мульсанн гоночной трассы Ле-Ман за рулем новейшего 550-сильного купе... И это точно не сон, ведь в своих мечтах я представлял, что будет сухо, и скорость составит как минимум 280 км/ч. А сейчас стена дождя и водяной пыли от впереди идущих автомобилей. Духу хватило разогнаться лишь до 220 км/ч, дальше Jaguar F-type R всем своим алюминиевым телом говорил, что мы вот-вот всплывем и полетим к отбойнику. Но интересно, что старый Jaguar D-type 1955 года ехал не медленнее — ни почти 60 лет назад, ни сейчас на Le Mans Classic 2014 года.

Шансов проехать за рулем по трассе Ле-Ман не так много: большая конфигурация используется лишь два раза и то в четные года. Во время традиционного Ле-Мана, когда гонщики-профессионалы борются за победу, а джентльмен-драйверы отдают по 300 000 евро за место в кокпите. Второй шанс — это заявиться на Ле-Ман Классик, гонки на классических автомобилях, которые когда-либо стартовали на 24-часовом марафоне. Стартовый взнос 8000 евро, автомобиль от 1923 до 1979 года выпуска — и у вас будет 3 часа на практики в пятницу и три гонки по 43 минуты в субботу и воскресенье. Но и здесь стартовая решетка заполнена по максимуму — 75 машин в каждом из 6 классов и более 20 пилотов в листе ожидания.

Есть и ничтожный третий шанс — в рамках PR-покатушек, которые проводят компании Ford, BMW или Jaguar для своих клиентов или журналистов ведущих изданий. Причем, мне повезло — я смог сесть не на пассажирское кресло, а отобрать руль у одного из гонщиков! Далось это не легко — обычное водительское удостоверение на представителей Jaguar не подействовало, тогда в ход пошла международная гоночная лицензия, которую я получил для старта в Maserati Trofeo в прошлом году. Оставалось последнее препятствие – перед стартом пройти брифинг у представителей автодрома. Но нужный человек как сквозь землю провалился! Что ж, осталось ждать следующего дня и погулять по паддоку.

Все что я видел в исторических автомобильных музеях — ничтожная крупинка автомобильного мира Le Mans Classic. Четыреста пятьдесят классических автомобилей, заявленных в гонку, и более 8500 выставлены автомобильными клубами со всей Европы. Прибавьте сюда специализированные исторические экспозиции BMW, Porsche, Renault, Ferrari и Maserati, а также несколько аукционных домов. Похоже, что это и есть огромный автомобильный рай.

Автомобильный рай

Первый праздник Le Mans Classic прошёл в 2002 году, с тех пор он появляется на кольце Сарте раз в два года. Здесь есть все для людей с бензином в крови. Вот семилитровый Ford GT40 стреляет оглушающими звуковыми волнами на стартовой прямой, а это уже Porsche 917 огрызается языками пламени на торможении перед Dunlop Curve. А если отойти от трассы, то здесь кругом магазинчики, где можно купить карбюраторы Weber или же картину со Стивом Маккуином, в шатре Porsche можно запастись специальным маслом 20W50 для своего классического заднемоторника. Вечером же самых стойких ждёт кинотеатр под открытым небом и выступление музыкальных групп. Да и вообще: Le Mans Classic это не гонка. Это своя планета, отдельная маленькая жизнь. Которая длится лишь три дня.

А паддок... Здесь гоночные исторические ценности находятся на расстоянии вытянутой руки — перед машиной есть лишь небольшая верёвка, и ты можешь наблюдать за тем, как проверяют коробку передач или натирают до блеска кузов. Если вокруг машины неожиданно собралась толпа, то значит только что завели мотор, и гурманы слушают выхлоп Porsche 935 или другой легенды.

Во взрослых гонках все стартующие машины поделены на шесть групп согласно историческим эпохам. Однако и здесь есть исключения — например, два Jaguar D-type 1955 года из музея британской марки были перемещены в группу 3 (1957-1961) — как слишком быстрые для своей категории (победа в 2012 году в группе 2). Но и в третьей группе на сухом асфальте конкурентов у них не было — ни одна машина тех лет кроме Ягуара не могла достичь скорости в 265 км/ч на современной прямой Mulsanne, разрезанной двумя шиканами!

На прямой за 200 км/ч 60-летний D-type массой 980 кг начинает вибрировать и изображение с GoPro онборда прыгает и рябит, словно у неисправного кинескопного телевизора. При этом никаких ремней безопасности здесь нет, малейшая ошибка и ты труп. И все же лучшее время круга квалификации — 4:53.9 — показано именно на Jaguar D-type с 320-сильной рядной шестёркой. Феноменально! Не зря сейчас D-type стоит от 2 до 4 миллионов евро. Именно поэтому на втором месте по расходам после огромного стартового взноса стоит страховка автомобиля — стоимость для D-type составит 4000 евро за три дня (следующая статья расходов это комплект классических шин Dunlop в 2000 евро, а суммарно участие в Ле-Мане для D-type выйдет в 20000 евро, а для более «популярных» E-type около 15000).

Седьмой и другие проекты

А что же сегодняшний Ягуар? Рассказать о нем согласился Гарри Меткалф, человек в автомобильном мире известный: «Я учредил журнал Evo в 98 году, а в прошлом году его продал. Теперь я помогаю Jaguar в качестве советника производить уникальные и, надеюсь, лучшие автомобили в мире». Вот это да! Оказывается теперь Гарри не пишет об автомобилях, а создаёт их в рамках проекта Special Vehicles Operations.

Главная цель нового подразделения SV Operations — поднять престиж и укрепить силу бренда Jaguar. Я до последнего не воспринимал эти слова всерьёз, ведь почти каждый производитель говорит нечто подобное. Но когда Гарри сообщил мне факты о новом подразделении, я поменял свое мнение... 700 сотрудников и 150 инженеров во главе с Полом Ньюсомом. «Пол — уникальный человек, успевший поработать в Williams F1 и с серией Formula E, а последняя его работа — Nissan GT-R Nismo. Он сможет добавить технические инновации в наши будущие проекты», — поделился своими секретами Гарри Меткалф.

Направлений для Special Vechicles Operation несколько: реставрационные работы (например, постройка по старинному заводскому алгоритму шести E-type Lightweight), создание лимитированных серий вроде Project 7, удовлетворение прихотей клиентов в виде уникальных салонов. Плюс, конечно же, разработка самых быстрых версий F-type и Range Rover. Таких, например, как F-type R. Не считая последнего направления Ягуары, будут изготавливаться исключительно вручную, на чем акцентировал внимание Гарри. Вот на конвейерном F-type R, на котором меня катали, регулировка пассажирского сиденья работала через раз...

Именно за руль F-type R я и сел в последний день Le Mans Classic. Даже в стандартном режиме всех настроек (рулевого управления, подвески, коробки и мотора) он поражает чуткостью педалей газа, тормоза и рулевого механизма. На треке стена дождя, а сидящий рядом со мной на пассажирском кресле гонщик Майкл Бентвуд предательски молчит. Нет, чтобы сказать «потише, ведь по асфальту текут бурные реки». Так нет, молчит и все... Я смог разогнаться до 220 км/ч и уперся в стайку других F-type R. Можно было отпустить впереди идущую машину и попробовать достичь «хотя бы» 250 км/ч. Но если кто-то впереди «всплывёт» и его поставит боком, то мы покойники — каркаса здесь нет, а обычные 3-точечные ремни на такой скорости уже не работают. А обгонять запрещали, так и плелся за ними.

Последние часы перед отъездом я снова смотрел летящие гоночные автомобили у поворота Dunlop. И мне кажется, я знаю, почему зрители тянутся на это гоночное событие — заезды классических автомобилей интересно смотреть даже без борьбы на трассе. Ты видишь, как гонщик борется с заносом машины на выходе из каждого поворота на узких диагональных шинах с минимумом зацепа. А уж если прошел ливень... Смотреть на то, как Ford GT всю 700-метровую прямую виляет кормой на разгоне, можно бесконечно.

Может быть, поэтому современные гонки навевают скуку — на менее мощных машинах, с современными цепкими шинами они уже не борются со спорткаром, а лишь пытаются найти недостающие сотые секунды в трамвайных гонках друг за другом. Другая эпоха, другие времена... Но вот что я скажу: не знаю кто как, а я уже сделал пометку в планах на лето 2016 года.

Максим Ахтямов
Фото автора, Jaguar, организаторов Le Mans Classic и Патрика Райани