В своё время конвейер Калины стал настоящим прорывом отечественного автопрома. Фактически, для новинки под брендом Lada по самым актуальным лекалам скроили отдельный завод внутри завода: абсолютно новые и действительно современные комплексы сварки, окраски и сборки. Роботизированные сварочные линии поставила фирма Kuka, полностью автоматизированный комплекс окраски — Eisenmann. Получилось светло, чисто, технологично, выросли качество деталей и уровень сборки. И, что греха таить, тогда Калина казалась весьма качественным и современным ответом мировому автопрому.
Впрочем, со временем выяснилось, что ягодка недостаточно дозрела. В качестве основательно переработанной версии со временем вышла бюджетная Granta, а чуть больше года назад черёд обновления дошёл до самой Калины (подробности — в материале «Lada Kalina 2. Почти иномарка»). И вот теперь на конвейере, где собирают Калины и Гранты, — новый сосед, Datsun on-DO. О ключевых особенностях новинки рассказывает материал «Своими глазами: как из Lada сделали японский седан». Но то — первые ощущения от новой машины, а теперь настало время оценить, как будут собирать японский седан российские руки.
Чему японцы смогли научить вазовцев? Многому. Российско-японская команда взяла исходную Lada Granta и тщательно оценила качество этой машины. Нашлось 10 серьёзных проблем, с которыми не готовы мириться клиенты: шумит коробка передач, плохо закрываются двери... Сразу удалось решить восемь задач из списка, а две (интересно, какие?), как считают инженеры, оказались «не слишком критичными». Следом составили второй список под названием «Как необходимо улучшить Гранту, чтобы автомобиль стал более качественным и казался более дорогим?». Снова десять пунктов, но теперь — все десять выполнены. Так появился on-DO.
К рукам, которые собирают он-ДО, у японцев претензий минимум. То ли сказались массовые сокращения — люди просто боятся портачить, опасаясь потерять работу, то ли созрели плоды начатой 3 года назад работы по внедрению общей для альянса Renault-Nissan системы качества. Перед тем, как свежесобранный автомобиль отправится на площадку готовой продукции, ему предстоит пройти 24 поста контроля качества, и, по словам начальника производства Игоря Бакулина, «сотрудники серьёзно мотивированы, чтобы не пропускать брак».
Но ещё большему работников тольяттинского автогиганта научил Бу Андерссон. Когда управленец шведского происхождения только пришёл на АвтоВАЗ, первое, что он сделал, — провёл ревизию заводских туалетов. И был чрезвычайно удивлён: «О какой культуре производства можно говорить, если наши сотрудники не способны аккуратно справить нужду?!», — негодовал швед. В свою очередь, вазовцы удивлялись чистоплотности нового президента: весь конвейер замирал, когда Андерссон нагибался, чтобы поднять специально брошенный перед его приходом окурок. Президент! Подбирает окурки!
Прошло полгода. К ежедневным летучкам менеджеры среднего и высшего звена уже привыкли: в 7 утра швед требует чёткого отчёта по качеству, объёмам и затратам. Звучат доклады, задаются вопросы, идут обсуждения. В общем, вместо круговерти документов — живое общение и реальная работа. И простые рабочие привыкли, что президент может внезапно появиться на конвейере и посмотреть, как ты — да, лично ты! — закрепил рулевое колесо или приладил обивку двери. А ещё избавились от разрухи, простите, в сортирах. Я проверил — в туалетах для операторов конвейера царит чистота. Можем, когда захотим? Точнее, когда заставят захотеть.
В головах разрухи, похоже, тоже стало меньше. По крайней мере, с приходом «дядюшки Бу», как тайком называют Андерссона на заводе, показатели качества разом выросли на 25%. Хотя, конечно, возникает резонный вопрос: выросли показатели или качество? Хочется верить, что второе. Тем более, что руководящий калиновским конвейером Игорь Бакулин гордо заметил: «Показатели брака — в пределах допусков! Да что там допуски!? Серьёзные проблемы практически перестали встречаться!». Смелое заявление. Вообще, тольяттинцы здорово осмелели: если раньше инженеры будто оправдывались, проводя экскурсии по заводу, то сейчас говорят уверенно, даже дерзко.
И это отнюдь не показная уверенность: в свой продукт вазовцы теперь искренне верят — ведь им доверяют японцы. Многие думали, что, несмотря на общий конвейер, для японского седана будут организованы отдельные посты — например, дополнительного контроля качества, — но мы своими глазами убедились, что Датсуны и Гранты собирают абсолютно одинаково. Как считают представители обеих марок, одинаково качественно. «Мы не имеем права на ошибку, — повторяет глава Datsun Винсент Кобе. — Если потребитель найдёт недостатки, это поставит под угрозу успех марки на российском рынке. Мы не можем этого допустить! Поэтому тщательно контролируем, как АвтоВАЗ делает наши автомобили».
То, что Лада Гранта и Датсун он-ДО — машины одного уровня, доказывает и недавно объявленный ценник. В базовой версии Access, которая предлагает электроусилитель руля и регулировку руля по высоте, подогрев передних сидений, складывающиеся задние сиденья, АБС, а также подушку безопасности водителя и систему крепления детских кресел Isofix, Datsun доступен всего за 329 тысяч рублей. Для сравнения, аналогично оснащённая Гранта стоит 324 400 рублей. Но! В списке оснащения российского седана нет ABS, зато он на 5 «лошадей» мощнее (87 л.с. против 82 л.с.).
При этом on-DO располагает чуть большим багажником, лучшей шумоизоляцией, более «породистыми» настройками подвески и рулевого (последнее — со слов создателей машины, так как ездовая презентация намечена на начало осени)... И внешность «псевдояпонца» немного свежее. А ещё руководство марки обещает более высокий уровень обслуживания: дескать, менеджеры автосалонов, которых поначалу откроется всего 25, будут более вежливыми, а сервис — более качественным. Страшное дело! При таком подходе лучше выбрать Датсун, чем Калину или Гранту...
Не хочется нагнетать панику, но поверьте, что такие цены продержатся недолго. Как только публика распробует новоиспечённого азиата, российское представительство разом перепишет ценники. И это, кажется, понимают все: во время «производственной» презентации on-DO аттестовали исключительно как «более дорогую альтернативу Гранте». Согласитесь, что невозможно быть «более дорогой альтернативой» при одинаковых прайс-листах. Впрочем, мы пока не знаем, сколько будут стоить «нафаршированные» версии Trust (Доверие) и Dream (Мечта) — детали огласят на следующей неделе.
Так что Lada Granta и Datsun on-DO будут отличаться ценами и нюансами. Потому что обе машины состоят из практически одинаковых деталей и собираются одними руками. И эти руки, похоже, растут из правильного места. Потому что АвтоВАЗ меняется на глазах: «Вы нашли ответы на свои вопросы?» — постоянно спрашивали меня вазовские инженеры. Хотя всего 12 месяцев назад тольяттинский автогигант показал себя неприступной глыбой, где найти ответы на вопросы было делом бесполезным (детали — в материале «Lada Kalina: первый блин комом, второй — колом»). Открытость — признак честности? И уверенности. В себе и своих машинах.
Алексей Кованов
Фото Сергея Крестова и автора
Видео Datsun
Хотите обсудить этот материал с друзьями? Поделитесь с ними статьей! Для этого достаточно просто нажать на кнопки внизу.