Секреты здания №10. Как придумывают автомобили Opel

Были ли раньше машины красивее, а трава зеленее? Можно ли сейчас ездить на олдтаймере каждый день? Кто придумывает форму моделей? И вообще, при чем тут пластилин? Разбирались в Рюссельсхайме

Выехав с парковки, торможу на первом светофоре. Ловлю на себе взгляды окружающих. Что же так привлекает внимание? Суперкар? «Горячий» хэтчбек? Может, представительский лимузин? Вовсе нет — вроде бы, самый обычный автомобиль... просто сделанный почти 50 лет назад! Мне посчастливилось сесть за руль Opel Commodore A Coupe, выпущенного в 1970 году.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Большие мягкие сиденья, тонкий обод руля, лаконичность приборов, передняя панель с минимумом кнопок и прекрасная обзорность — время выпуска этого автомобиля не спутаешь ни с чем. Выбивается из общего ряда лишь рычаг автоматической трансмиссии. Именно таким встречает меня Opel Commodore A Coupe. В голове мелькают мысли, что управлять таким автомобилем будет безумно сложно, но... Абсолютно «прозрачный» руль с четкой обратной связью и ясностью в управлении, отзывчивая педаль газа, а тормоза — совсем не ватные. Под капотом Opel Commodore A Coupe разместился 2,5-литровый шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 115 лошадиных сил. Немного? Для машины тех лет вполне достаточно. К тому же, я ловлю себя на мысли, что я бы мог ездить на «Коммодоре» хоть каждый день.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

А вот о его прародителе такого не скажешь. Opel Rekord 1700 L 1967 года оказался совсем другим автомобилем. Передачи четырехступенчатой трансмиссии включаются с тяжелым хрустом, педаль сцепления тугая, как армейский ремень, сиденья без ремней безопасности... А ведь в свое время именно этот Rekord третьего поколения стал одной из самых продаваемых моделей и считался весьма привлекательным автомобилем благодаря своему дизайну, который отдельным покупателям напоминал бутылку кока-колы из-за характерной боковой линии кузова.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Уж не знаю, что же тут общего с колой, но и в наши дни Opel Rekord неплохо выглядит. Если бы он еще так же ехал! И если с 1,7-литровым 75-сильным мотором еще можно смириться, то вот вращать лишний раз тугой руль не хочется. Крены в поворотах? Забудьте эти слова! Любой современный бюджетный седан покажется вам спорткаром после этой машины! Но зато редкий «современник» вызовет у вас такой прилив благородства и собственного достоинства... В общем, странные эти машины из 60-х! Выглядят гораздо лучше, чем едут.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Кстати, Rekord в кузове кабриолет был довольно эксклюзивным автомобилем (их делали исключительно на заказ в ателье Karl Deutsch), а большая часть машин имела кузов «седан», хотя были также купе и универсалы. Всего за четыре года производства был продан 1 276 681 автомобиль.

А как вам Opel Ascona A 1975 года выпуска? Автомобиль, оснащенный 1,6-литровым 80-сильным двигателем, ни разу не реставрировался, все детали оригинальные. Хотя ни в салоне, ни на ходу ничто не намекает на год рождения данного экземпляра. Лишь только данные одометра, перевалившего за 240 000 км, выдают возраст автомобиля и свидетельствуют об аккуратности предыдущего владельца. А что же на ходу? Автомобиль неплохо разгоняется и средне тормозит. В общем, типичный представитель середины семидесятых. Ему бы еще трансмиссию поновее, с пятой передачей и более четким включением...

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Назвать тест-драйвом подобные «покатушки» было бы откровенным преувеличением, скорее это — просто возможность прикоснуться к тому, какими были автомобили раньше. А еще обратить внимание на формы и линии этих машин, ведь в 2014 году Opel празднует 50-летие с момента основания собственной дизайн-студии в Рюссельсхайме. А тут действительно стоит вспомнить, с чего начинался путь дизайнеров немецкой марки.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Это сейчас все крупные автопроизводители могут себе позволить иметь даже не одну, а несколько дизайн-студий в разных точках мира. К примеру, у компании Kia таких студий три, а у Nissan — целых пять. А вот в середине 50-х годов прошлого века все было совсем по-другому. По сути, в мире существовало лишь две автомобильные дизайн-студии — Pininfarina в Турине и GM Styling в Детройте. Да и само слово «дизайн» было в диковинку. Поэтому появление в начале 60-х годов в Рюссельсхайме собственного центра Opel по разработке внешнего вида автомобилей стало мировым событием безо всяких преувеличений. Любопытно, что помещение оригинального дизайн-центра — так называемое «здание No 10» — до сих пор существует и используется по прямому назначению!

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Что же произошло в 60-х? Все очень просто. Руководство компании поставило перед собой цель — претворить в жизнь новый образ автомобилей Opel, показав, что немецкие автомобили могут быть не только практичными, но и эмоциональными. Вести об открытии новой большой дизайн-студии привлекли молодых людей со всего мира. Анатолий Лапин, Эрхард Шнелль, Джордж Галлион, Чарльз Джордан, Герберт Киллмер, Крис Бэнгл, Мурат Наср и Хидео Кодама — все они начинали именно в дизайн-центре Opel.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Ну а первым достижением вновь основанного центра стала демонстрация в 1965 году Opel Experimental GT — первого европейского концептуального автомобиля. И пусть он появился намного позже первого мирового концепта Buick Y-Job, представленного в 1938 году, в оригинальной внешности Experimental GT было не отказать. Неудивительно, что машина, напоминавшая чем-то обтекаемый космический корабль, вызвала ажиотаж на Франкфуртском автосалоне. А последовавший за ним серийный Opel GT так вообще называли не иначе как Baby Corvette из-за явного сходства с американским спорткаром. При этом автомобиль имел несущий стальной кузов, независимую переднюю подвеску на поперечной рессоре и зависимый задний мост на пружинах. А базовым двигателем и вовсе был 1,1-литровый мотор мощностью 67 лошадиных сил! Слишком скромно? Зато какие формы! К тому же, машина предлагалась и с 1,9-литровым двигателем отдачей 102 лошадиные силы.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Именно с Opel GT связан еще один концептуальный автомобиль, представленный в 2013 году на автосалоне во Франкфурте, — речь о Monza. Как считают в немецкой компании, этот прототип с дверями в стиле крыло чайки является прямым наследником того самого Opel GT, достаточно лишь взглянуть на формы... На мой взгляд, в Opel преувеличивают — нужно обладать очень хорошей фантазией, чтобы безошибочно связать «Монзу» именно с GT.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Кстати, фантазия — это не единственное качество, которым надо обладать хорошему дизайнеру. В этом мы убедились, побывав в «святая святых» немецкого автопроизводителя — дизайн-центре. «Обычно мы не пускаем сюда журналистов, но сегодня сделаем исключение», — заинтриговал наш гид. Воображение уже рисовало черт знает что, но на деле нашему взору предстали макеты и скетчи все той же Monza.

Образцово-показательная экскурсия? И да, и нет. Конечно, настоящих секретов нам бы никто не раскрыл, однако лишний раз напомнили, как рождаются автомобили. Начинается все с выбора проекта и создания первых скетчей. Затем дизайнеры подбирают цвет и материалы для будущей новинки, после чего создаются первые миниатюрные макеты.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

А вот дальше наступает момент компьютерных расчетов, которые проходят еще до того, как будет создана большая пластилиновая модель. На последней отрабатываются нюансы внешнего вида кузова, причем изменения всегда можно внести в самый последний момент — благо материал позволяет. Потом дизайнеры дорабатывают дальнейшие мелочи наподобие размера колес или формы приборной панели. И лишь затем можно приступать к созданию действительно готового концепта, который будет демонстрироваться на автосалоне. А вот что именно в этом автомобиле будет «настоящим» и пойдет в дальнейшем в серийное производство, остается целиком на совести производителя.

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев
content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Многое ли поменялось в работе студии за прошедшие 50 лет? В Opel уверяют, что разница между «вчера» и «сегодня» лишь в инструментах и законодательных актах. Впрочем, глядя на то, как сотрудник студии ловко меняет нюансы внешности будущего автомобиля на компьютере, в это веришь слабо... А ведь и без такой техники местным дизайнерам удавалось создавать весьма интересные автомобили. Opel Experimental GT, Opel CD, Opel GT2, Opel Tech1, Opel Junior...

content image for: 47081
Источник: Тимофей Исаев

Впрочем, в Opel не намерены останавливаться и жить прошлым, хотя связь с последним представителями компании тщательно подчеркивается. Остается лишь надеяться, что все отсылки не останутся просто словами и в будущем мы увидим действительно привлекательные автомобили Opel, которые будут обращать на себя внимание водителей не меньше, чем те образцы из 60-х и 70-х, на которых мы проехались по Рюссельсхайму.

Тимофей Исаев

Фото автора и компании Opel

Как придумывают автомобили Opel
Тимофей Исаев