Авария без ГИБДД: полный провал схемы

Упрощенная схема оформления аварий без вызова ГИБДД или так называемый «европротокол» не снискал популярности у российских автомобилистов. За прошлый год количество водителей, оформивших ДТП таким образом, выросло лишь на 1%
Тимофей Исаев

Упрощенная схема оформления аварий без вызова ГИБДД или так называемый «европротокол» не снискал популярности у российских автомобилистов. За прошлый год количество водителей, оформивших ДТП таким образом, выросло лишь на 1%. Об этом сообщает «Коммерсант».

В 2013 году в страховые компании обратилось 79 тыс. потерпевших граждан, решивших оформить аварию в ускоренном порядке. Средняя выплата по европротоколу составила 9,9 тыс. рублей. При этом доля таких обращений в общей массе страховых случаев составила всего 9,1%, что на 1% больше, чем в 2012 году, и на 2% больше, чем в 2011 году.

Упрощенный порядок оформления ДТП действует в России с 2009 года. Чтобы оформить аварию без ГИБДД, не должно быть пострадавших, водители должны быть согласны, кто виноват, а размер ущерба не должен превышать 25 тыс. рублей. Однако схема, на которую делалась ставка в борьбе с пробками, не популярна. Во-первых, страховые компании зачастую отказывают в выплатах из-за неправильного оформления документов. Во-вторых, максимальная сумма выплат 25 тыс. рублей зачастую не покрывает ущерба. Наконец, в-третьих, если хоть один автомобиль застрахован по каско, водителю все равно придется вызывать ГИБДД.

В ближайшее время в Госдуме могут рассмотреть поправки, которые существенно увеличат границу ущерба, при котором можно воспользоваться европротоколом (до 400 тыс. рублей в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях). Правда, и тут есть нюанс. Согласно изменениям в законопроекте, оформить ДТП без гаишника можно будет, только если машина оборудована ГЛОНАСС или другой спутниковой системой слежения. Таким образом страховщики хотят обезопаситься от мошенников: в РСА утверждают, что видеозаписи и фотографии можно подделать. Не говоря уже о том, что полис ОСАГО в 2014 году почти наверняка подорожает.

Однако опасения страховщиков абсолютно абсурдны, рассказал «Авто Mail.Ru» эксперт, генеральный директор «Главстрахконтроля» Николай Тюрников. «Во всем мире проблему решают следующим образом: сначала выплачивают компенсации, никого не подозревая, а если потом выяснится факт мошенничества, то решают вопросы в судебном порядке. У нас же изначально подозревают всех. Еще один момент — видео и фото. Изначально с этим было все понятно, но ведь сейчас идет речь о ГЛОНАСС. Это уже полный абсурд. Представьте, вам говорят: купите полис ОСАГО за пять тысяч рублей. А к нему еще устройство ГЛОНАСС тысяч за тридцать. И это все для того, чтобы решать вопросы при ДТП без ГАИ. И кто на это пойдет? Это же дикость», — заявил он, добавив, что идет нацеленная атака на европротокол и лоббирование интересов страховщиков.