Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
13 февраля 2014 10:01, Статьи

Водители против страховых компаний: почему с нас требуют печати

Это случилось. Вы все-таки попали в аварию. Писать сейчас, что после ДТП надо успокоиться и не нервничать, «Авто Mail.Ru» не будет. Вы ведь все равно будете нервничать...
4 декабря
Opel Astra
Машинка ОК! Проблем нет. У кого мало денег - рекомендую. Брал в июне 2011г. за 800 000 р. Не в курсе - может сейчас дорого? Окраска оч. хор. Была Мазда - 3 2005г.выпуска, т.е. 6 лет - не оч. понравил...
4.7
4 декабря
Skoda Rapid
Просто машина. Двигатель 1.6 105 л.с.
3.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Не будем говорить простых истин: после ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. «Авто Mail.Ru» предлагает обсудить сейчас один весьма щекотливый вопрос, который, на первый взгляд, кажется несущественным, но на самом деле способен доставить много хлопот. А именно — нужно ли ставить какие-то печати на справках, которые выдают сотрудники ГИБДД?

Водители против страховых компаний: почему с нас требуют печати - Фото 1

Эта история, как говорится в кино, основана на реальных событиях. Ситуация знакомая — девушка-блондинка при парковке задела высокий бордюр и повредила передний бампер. Дама оказалась опытной — в мелкие ДТП попадала уже не раз, — поэтому она вызвала сотрудников ГИБДД (машина была предусмотрительно застрахована по полису каско). Прибывшие инспекторы сработали четко и быстро — прямо на месте аварии наша героиня получила две бумаги, с которыми она и должна была явиться к страховщикам. Речь идет о справке о ДТП № 154 и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. При этом сотрудник ГИБДД особо подчеркнул, что «этих бумаг достаточно».

Казалось бы, проблема решена. Надо было просто приехать в страховую компанию, заявить о повреждении машины и отдать справки. Но вот тут-то и вскрылся один неприятный нюанс — страховая компания потребовала поставить на «отказе в возбуждении» дополнительную печать, «заверить бумагу в ГИБДД синим круглым штампом». А письма, которые приходят в редакцию «Авто Mail.Ru», говорят, что нередко страховщики требуют проштамповать в ГИБДД еще и форму № 154.

Водители против страховых компаний: почему с нас требуют печати - Фото 2Водители против страховых компаний: почему с нас требуют печати - Фото 3

«Авто Mail.Ru» решил изучить этот вопрос. И вот что мы выяснили.

Оказывается, ставить какие-либо дополнительные печати в специальных бланках, которые имеют уникальный номер, сотрудникам ГИБДД было строжайше запрещено еще несколько лет назад! Мало того, 7 марта 2012 года «в связи с многочисленными обращениями» первым заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России В.В. Швецовым был подписан документ № 13/12-73 под названием «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии».

И в этих самых указаниях четко сказано: «бланки должны содержать угловой штамп органа внутренних дел с указанием реквизитов подразделения, включая адрес места расположения и справочные телефоны. Угловой штамп проставляется в левом верхнем углу справки и может наноситься как путем оттиска углового штампа, так и с помощью печатающих устройств. Наличие других оттисков печатей органа внутренних дел на данной справке недопустимо» (последнее особо подчеркнуто).

Водители против страховых компаний: почему с нас требуют печати - Фото 4

В ГИБДД, куда мы обратились за разъяснениями, «Авто Mail.Ru» подтвердили, что никаких дополнительных печатей быть не должно.

А что же страховые компании? И тут полное единство! Руководители крупнейших страховых компаний говорят одно и то же. «Печати не нужны, выдаваемые сотрудником ГИБДД документы являются спецпродукцией и имеют уникальный номер. Главное требование — наличие ФИО, специального звания, должности и подписи сотрудника ГИБДД», — рассказал «Авто Mail.Ru» заместитель начальника управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников. Единственное исключение делается в том случае, если участников ДТП много и по какой-то причине не всем хватило самокопирующихся бланков. В этом случае копию протокола или постановления обязательно надо заверить. Но даже это делается не некой «круглой печатью», а «живой» подписью сотрудника с указанием его должности и звания, либо подписью и так называемым именным штампом.

Мало того, печать не нужна даже в том случае, если в бумагу внесены изменения! «В соответствии с «Методическими рекомендациями по оформлению и выдаче справки о ДТП» ГУОБДД МВД России от 07.03.2012 № 13/12-73, в ситуациях, когда в справку вносятся изменения/исправления/дополнения, они должны быть заверены подписью составившего ее сотрудника ГИБДД с указанием даты внесения и записью «Исправленному верить», «Исправлено», «Верно» и т.д. и также не требуют заверения печатью», — пояснила корреспонденту «Авто Mail.Ru» Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО страховой компании «Согласие».

Где должны выдавать справки
С формальной точки зрения все необходимые справки должны выдавать на месте ДТП. Это также особо подчеркивается в «методических рекомендациях» МВД. Однако в том же документе сделана одна поправка, на которую так любят ссылаться гаишники, — «в случае возникновения обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий на месте ДТП (необходимость выезда сотрудника на место совершения преступления, другого ДТП, осложнение оперативной обстановки, необходимость перемещения поврежденных транспортных средств в безопасное место, другие обстоятельства), данные действия по указанию (разрешению) дежурного или руководителя подразделения могут быть осуществлены впоследствии в ином месте». Именно этим часто и пользуются гаишники, когда не выдают справки на месте аварии, а заставляют людей приезжать позже на посты ДПС и стоять по несколько часов в очереди.


И что же получается? Руководители страховых компаний все в один голос говорят нам, что никаких печатей не надо. Но в региональных подразделениях настаивают на их получении! Конечно, такое происходит не везде, но достаточно часто. Почему же? В ГИБДД уверены, что в данном случае речь идет исключительно о самодурстве страховщиков. «При требовании какой-то дополнительной „подтверждающей“ печати можно посоветовать автолюбителям сделать одну простую вещь — попросить у представителя страховой компании дать в письменном виде отказ с обоснованием причин. С высокой долей вероятности такого отказа никто не напишет, и документы у вас примут», — рассказал «Авто Mail.Ru» референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов. Ну а если подобную бумагу вы все же получите, то можете смело жаловаться в Российский союз автостраховщиков или вообще писать заявление в суд. Но во многих случаях проще всего оформить жалобу на действия региональных подразделений в головной офис страховой компании в Москве.

А руководитель методологии страховых выплат «АльфаСтрахование» Дмитрий Зугаев уверен, что мифические «дополнительные» печати требуют только для того, чтобы заставить людей лишний раз побегать. «Компании так делают с целью затянуть процесс выплаты», — считает эксперт.

Однако есть и другой вопрос — почему же сотрудники ГИБДД продолжают ставить дополнительные штампы на справках, хотя генерал-лейтенант В.В. Швецов им это запретил делать еще два года назад? Ведь опыт показывает, что в тех регионах, где сотрудники ГИБДД наотрез отказываются ставить печати, страховые компании не издеваются над людьми. В неофициальной беседе сотрудники ГИБДД из регионов нам честно сказали: «проще шлепнуть штампик, чем выслушивать крики — мы уже просто устали объяснять, что требование печатей незаконно».

Водители против страховых компаний: почему с нас требуют печати - Фото 5

А редакция «Авто Mail.Ru» в свою очередь хочет задать вопрос руководителям страховых компаний. Может, дать указание своим подчиненным по такому элементарному вопросу раз и навсегда? И не мучить людей? 

P.S. Уважаемые читатели! Напишите, пожалуйста, в комментариях, где и как представители страховых компаний требовали с Вас дополнительные печати на справках ГИБДД. Укажите название страховой компании и регион.

Денис Смольянов
Дмитрий Гайдукевич

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
717
Сергей Соколов
Не официально, но по телефону требуют печать на справке о ДТП в СОГЛАСИИ (Москва). Вот не знаю теперь, ехать в ГИБДД, или сначала попытать счастье, и понадеяться на то, что это требование каждый раз выскакивает из их старых правил...
СсылкаПожаловаться
Александр Иванов
Не приняли документы по ОСАГО Ингосстрах Нижний Новгород. Требуют печать на определении. Авария произошла под Москвой по дороге на юг, дурдом хоть в Москву за печатью поезжай.
СсылкаПожаловаться
Дмитрий
ОСАГО Уралсиб, ДТП, на платном усчастке М4 "ДОН", Липецкая обл., Задонск. Я пострадавший. Сотрудники оформили справку о ДТП и определение об отказе. Угловую печать не поставили, в справке об отказе не верно указали время ДТП. Документы были предоставлены экспертам компании УралСиб страхование, компании LAT (ул. Дубнинская д.83). менеджер компании LAT написал заявление об отказе в приеме документов в виду отсутствия углового штампа ГИБДД (рукописно, в свободной форме с личной подписью). При обращении в службу поддрежки УралСиб страхование, оператор не смогла уточнить документ регламентирующий наличие печати, а так же документ подтверждающий, что именно клиент ответственный за правильность заполнения бланка, и вместо этого в период уточнения информации у своих коллег, забыв поставить на ожидание звонок, выразила матом своё отношение ко мне :)
В итоге, я обратился в центр урегулирования УралСиб (ул. сельскохозяйственная), где мне так же отказали в приеме документов и предоставили 2 официальных документа:
1. уведомление об отказе в приеме заявления о страховой выплате (по причине указанной выше)
2. Запрос от УралСиб в ГИБДД с просьбой исправить ошибки допущенные сотрудниками ГИБДД.
Ответственность и контроль за проставление печатей, исправления в официальном бланке перекладывают на меня (клиента)
Ехать к Липецким ГИБДДшникам принципиально не хочу. Считаю что это исключительно отношения между Страховой компанией и ГИБДД. Я в данной ситуации клиент.
Есть ли смысл подавать в суд с учётом наличия таких документов от страховой ?
Так же хотел обратиться в суд на неправомерное обращение, с имспользованием ненормативной лексики, со стороны представителя компании УралСиб в телефонном разговоре
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru