Нишевые. Тест Audi A3 Cabriolet и Audi S3 Sedan

Повезло! Мы застали последний тёплый и солнечный день уходящего сезона на Лазурном берегу в компании с новейшим Audi A3 Cabriolet, а заодно наведались на Коль де Турини за рулём 300-сильного S3 Sedan

Французские бабушки умеют удивлять! Скорее, я бы ожидал на завтраке в отеле домашние круассаны с чёрной икрой, нежели то, что миловидная седовласая старушка за рулём кроссовера будет уверенно заходить в «шпильку» по «гоночной» траектории, которая проходила по нашей полосе. Испугалась? Хоть бы хны! Завидев вытаращенные глаза (мои и коллеги), она лишь улыбнулась и сместилась правее. Мол, не дали быстро пройти поворот, да и ладно. А ведь 2,5 года назад именно здесь, на легендарном серпантине от деревушки Соспель до перевала Коль де Турини кто-то из таких вот «божьих одуванчиков» вызвал полицию, когда мы совершенно потеряли голову за рулём «заряженной» Audi RS 3 Sportback (подробно в материале «Audi RS 3 Sportback. На хорошей ноте»). Времена меняются? Или всё дело в том, что вместо огнедышащей RS-ки мы ехали на новейшем A3 Cabriolet?

content image for: 44397


Компания Audi продолжает стремительно расширять модельный ряд новой «трёшки» — уже представлены публике традиционные хэтчбеки, добавился и давно ожидаемый на рынках США и Китая седан, а теперь дошла очередь и до кабриолета. Причём открытая версия изменилась весьма серьёзно — за счёт увеличения длины с 4238 до 4421 мм A3 Cabriolet не только стала выглядеть гораздо гармоничнее, но и по восприятию вплотную приблизилась к старшей модели A5 Cabriolet! Убери шильдик с кормы и мало кто из соседей по дороге догадается, что едет рядом «всего лишь» A3. Но кого удивишь здесь, на Лазурном берегу, где ежеминутно попадаются открытые Bentley и Ferrari? А потому мы с коллегой решили пожертвовать прогулкой от Ниццы до Монако и последним тёплым и солнечным днём (25 градусов по Цельсию!). Что вы говорите, жёсткость кузова на скручивание выросла? Вот и проверим!

content image for: 44397

Конечно, нет, мы не нашли в Ницце специальный стенд, в бараний рог сгибающий автомобильные кузова, но через пару десятков минут движения по шоссе А8 можно свернуть на дорожку D2566, которая ведёт к небольшому городку Соспель. Именно тут проходит знаменитый спецучасток Ралли Монте-Карло и лучшего места в окрестностях Ниццы и Монако для проверки способностей автомобиля попросту не найти — узкий серпантин вьётся в предгорьях Альп, временами то ужимаясь в череду тесных «шпилек», то великодушно распрямляется на более скоростные секции. А какие пейзажи! Даже у тех, кто тут не в первый раз, сердце бьётся чаще. Вот только старенький дымящий Peugeot 309 мы не можем опередить уже несколько километров. Эй, дядечка, подвинься, надоело дышать твоим выхлопом! Эх, сюда бы RS 3 Sportback, а то со 125-сильным 1.4 TFSI под капотом чертовски тяжело обгонять трафик на подъёме.

content image for: 44397

А вот в городе претензий к мотору никаких — тяги вполне хватает для шустрого старта со светофора или активных манёвров. Надо перестроиться или влиться на магистраль? Никаких проблем! Разгон до «сотни» составляет 9,1 секунды — достаточный минимум. Благо, что, несмотря на приличный рост габаритов, новый кабриолет Audi A3 стал легче предшественницы. Если отбросить прежнюю машину с дохлым атмосферным 1.6 (1330 кг), то нынешняя базовая версия с турбодизелем 1.6 тянет весы всего на 1345 кг. А в среднем по гамме модификаций похудение составляет около 60 кг. Основной вклад, конечно, на счету кузова (- 37 кило), но посильную лепту внесли и силовые агрегаты. Например, «наш» 1.4 TFSI сбросил 15 кг благодаря использованию картера из алюминиевого сплава.

content image for: 44397


Но на шоссе для интенсивного разгона или обгонов лучше не использовать передачи выше четвёртой (нам досталась машина с механикой) — пятая и шестая нужны для экономии топлива, поэтому можно хоть до посинения топить в пол правую педаль, но ощутимого эффекта это не принесёт. И вообще, ступени очень «растянутые» для такого двигателя. Расслабься, дружок, не спеши, наслаждайся свежим воздухом и ландшафтом — вот на что настраивает Audi A3 Cabriolet. Кстати, даже с опущенной крышей при наличии ветрозащитного экрана можно без дискомфорта ехать на скоростях до 120 км/ч. Разумеется, о задних пассажирах в таком случае можно забыть, ибо ставится эта конструкция прямо над их сиденьями. А вот при езде вчетвером «галёрке» не позавидуешь — там задувает уже при 60 км/ч. И если у тех, кто впереди, есть хотя бы опциональный «воздушный шарф», то остальным лучше запастись шарфами настоящими.

content image for: 44397

Сбросив скорость на пункте оплаты дороги, мы получили возможность закрыть крышу — она автоматически поднимается за 18 секунд при скоростях до 50 км/ч. Многослойный мягкий верх обеспечивает приемлемый комфорт, но всё же не дотягивает до жёсткой конструкции — внутрь проникает шум от окружающих машин и какофония звуков в тоннелях, да и ветер «застревает» где-то в районе передних стоек. Так почему Audi никак не поддастся и не сделает кабриолет с металлической крышей? На этот вопрос ответил Штефан Ширмбек — человек, который непосредственно отвечал за разработку складного верха для A3 Cabriolet. «Нет-нет, такого даже в мыслях не было!» — тут же парировал немец. И причин тому несколько.

«Во-первых, мягкий верх вписывается в нашу концепцию облегчения автомобилей. Во-вторых, развязывает руки дизайнерам, ведь такая конструкция не портит силуэт. Но главное, что именно этого хотят наши покупатели, им важно, чтобы окружающие видели и безошибочно определяли — да, это кабриолет. Даже если он просто стоит на стоянке с поднятой крышей», — поведал Штефан. Вот оно что! То есть чёрный «зонтик» над головой добавляет баллов в харизму. И про массу Ширмбек не обманул — крыша вместе с гидроцилиндрами и насосом весит всего 50 кг. «К тому же, в этом случае снижается и центр тяжести», — добавляет немец. Ах, да, Коль де Турини...

Шутки шутками, а A3 Cabriolet способен доставить удовольствие даже на столь сложном участке дороги. Да, мотора здесь откровенно не хватает, а «длинные» ступени вынуждают постоянно выкручивать двигатель «в звон». Но есть же и более мощные версии — например, 180-сильная модификация 1.8 TFSI. Зато к управляемости не придерёшься — «трёшка» не пасует даже в «затычных» поворотах, система стабилизации ненавязчиво и эффективно «подчищает» ошибки на входе, подавляя снос передней оси. Порадовала и электронная имитация блокировки дифференциала — да, до механических систем ей далеко, но 200 Н∙м крутящего момента, которые выдаёт мотор, она грамотно распределяет между передними колёсами.

content image for: 44397

Но медленные участки с кучей «шпилек» всё же не самые оптимальные условия для A3 — постоянные разгоны-торможения, да и рулём приходится крутить очень много. Тут же всё «обычное» — никакого рулевого управления с изменяемым передаточным отношением или модных адаптивных амортизаторов. Зато всё однозначно! Легковата «баранка»? Не беда! И забудьте о режиме Dynamic в меню Audi drive select — добавится лишь усилия, а информативности не прибавится ни на йоту. А как хорошо A3 Cabriolet справляется и с более скоростными секциями — уверенно стоит на дуге, а под сброс газа чуть-чуть доворачивает кормой. С огоньком машинка!

content image for: 44397

Удивительно, что при этом не ощущается никакой кабриолетной «мягколетости» — кузов не «дышит» при нагрузках, а при опущенной крыше вибрации проникают разве что на рулевую колонку, но и это не сбивает с толка. И жёсткость кузова, похоже, оптимальна даже для участков с плохим асфальтом — на Коль де Турини хватает и таких. Заслуживает лестных слов и подвеска — крены невелики, но в то же время машина быстро реагирует на действия рулём, а раскачки или пробоев и в помине нет. Опять же, «наша» Audi была без опционального пакета S line и на обычных 17-дюймовых колёсах. Чего же боле? Есть варианты!

content image for: 44397


Мы не зря отправились на кабриолете в горы, и не выбрали для этого именно 125-сильную версию с базовой подвеской и рулевым управлением, ибо на другой чаше весов нас ждал ярко-красный седан Audi S3. Томас Дохмен из отдела разработки компоновки автомобилей Audi не мог остаться равнодушным: «Мне очень нравится седан семейства А3! Я боюсь, как бы он не потеснил A4, ведь он лучше выглядит, а размеры оптимальны». И ведь прав! Особенно хорош S3 Sedan — сразу ясно, какую машину представляли дизайнеры, когда рисовали концепт A3 Sedan, представленный на Женевском автосалоне 2011 года. Эффектный профиль, большие колёса, провокационный цвет — куда до неё излишне скромной A4.

content image for: 44397


Но это всё нюансы, ибо мы уже знакомы и с седаном A3 (читайте материал «Audi A3 Sedan: у сына и дочки новые бочки»), и с «заряженной» версией новой «трёшки» (подробно —в статье «Тест-драйв Audi RS 6 Avant и Audi S3. Подарки к юбилею»). И по технике S3 Sedan практически полностью повторяет хэтчбек S3 — под капотом тот же двухлитровый турбомотор, который выдаёт 300 сил и 380 Н∙м крутящего момента. Привод, разумеется, полный, c многодисковым сцеплением в масляной ванне, а коробка передач нам вновь выпала механическая шестиступенчатая. Но S3 Sedan имеет удлинённую до 2631 мм колёсную базу (у хэтчбека — 2595 мм), а также более длинный «хвост», что слегка улучшило развесовку — с 60/40 до 59/41.

content image for: 44397


В остальном — знакомая картина. Те же базовые кресла, которые хоть и несут логотип S3, но отчаянно нуждаются в лучшей боковой поддержке (хорошо, что есть опциональные «ковши»). Тот же спиленный снизу руль — благо, что теперь нам ругать его не за что, ибо за счёт рулевой рейки с прогрессивным шагом зубьев крутить его приходится на меньшие углы. Светодиодный указатель давления наддува, многочисленные шильдики S3, спидометр, размеченный до 300 км/ч. Приятно басит выпускная система, которая начинает рычать в полную силу либо в режиме Dynamic, либо просто при нажатии педали газа в пол. И тормоза тут гораздо более хваткие, чем у A3 Cabriolet — свободный ход совсем короткий. Гонка!

content image for: 44397


Правда, седан S3 на 60 кг тяжелее хэтчбека, поэтому динамика немного пострадала, но осталась убедительной — с места до «сотни» S3 Sedan на «ручке» разгоняется за 5,3 секунды (с «роботом» S tronic в режиме launch-control это время сокращается ещё на 4 «десятки»). Но, чёрт подери, что случилось со сцеплением?! Казалось бы, не так давно я уже ездил на хэтчбеке S3 с механикой и радовался, что наконец-то левая педаль приведена в соответствие статусу машины, став более жёсткой и короткоходной, нежели у базовых версий. А тут что-то странное — схватывает оно не линейно, провоцируя рывки при быстрых переключениях. Да и рычаг механики ходит не столь «вкусно», как прежде.

content image for: 44397

Но на этом странности не закончились. Помнится, хэтчбек Audi S3 понравился отличным компромиссом между комфортом и управляемостью и великолепно цеплялся за асфальт шинами Continental ContiSportContact 5. А тут шины даже лучше, с приставкой P — как на Audi RS 3 Sportback! И что взамен? А взамен «наша» S3 Sedan радовала на Коль де Турини лишь мощными прострелами от «шпильки» до «шпильки», рокотом двигателя, отражающимся от скал и неутомимыми тормозами. Да, «держак» в поворотах фантастический, но при этом S3 Sedan упрямо едет «на морде», не поддаваясь на провокации в виде резкого сброса газа. А полноприводная трансмиссия передаёт крутящий момент на заднюю ось только на выходе из медленных поворотов, лишь тогда позволяя корме сорваться в скольжение.

content image for: 44397

А какая свистопляска началась на плохом участке серпантина! Что ни делай с переключателем Audi drive select — хоть в dynamic переводи подвеску Magnetic Ride, хоть в comfort, а ситуация лучше не становится. На острые неровности S3 Sedan реагирует жёстко, а энергоёмкости не хватает — колебания колёс амортизаторы погасить не в силах. «Зажимать» их выбором режима dynamic бесполезно — трясёт ещё сильнее. Дело в 19-дюймовых дисках? Вряд ли, Audi RS 3 Sportback «глотала» всё на таких же колёсах. Похоже, что-то не в порядке с нашей конкретной машиной. Ответ не замедлил себя ждать — разворачиваясь на перевале Коль де Турини, я заехал в безобидную ямку глубиной сантиметров 5 на пешеходной скорости, а подвеска отреагировала со стуком.

content image for: 44397

Видимо, этот S3 Sedan ощутил на своей красивой металлической шкуре всю прелесть бездумного отношения к себе со стороны коллег из предыдущих групп. На «предсерийность» такое точно не спишешь. Жаль, что на другом экземпляре S3 Sedan прокатиться уже не удалось — на финальную точку маршрута мы вернулись затемно, а в Монте-Карло были сплошные пробки. Что ж, тем интереснее будет поездить на «заряженном» седане уже по российским дорогам и расставить все точки над i. Правда, сделать это получится не раньше весны следующего года — причём и кабриолет A3, и седан S3 дебютируют на нашем рынке одновременно. А не за горами и будущий флагман линейки «3» от Audi — «горячая» версия RS 3. Ждём с нетерпением!

Техника

content image for: 44397
content image for: 44397
content image for: 44397

Вадим Гагарин
Фото компании Audi

Вадим Гагарин