Первый российский этап DTM: успех у зрителей и триумф Audi

Дебютный этап DTM в России однозначно удался: гонка на трассе Moscow Raceway прошла красиво, без происшествий и собрала 45 тысяч зрителей!

Дебютный этап DTM в России однозначно удался: гонка на трассе Moscow Raceway прошла красиво, без происшествий и собрала 45 тысяч зрителей! Это событие можно считать знаковым: в Россию приехали настоящие, большие гонки мирового уровня. Отныне немецкий кузовной чемпионат DTM можно считать самым статусным гостем недавно открывшегося автодрома в Подмосковье. И тот уровень шоу, который был продемонстрирован в минувшие выходные, всецело это подтверждает. А пилот команды Audi Sport Team Phoenix Майк Рокенфеллер своей победой в первой российской гонке DTM подтверждает собственное лидерство в чемпионате. Не слышали о DTM? Сейчас расскажем!

Что это такое?

История DTM началась в Германии в 1984 году — кузовные гонки Deutsche Tourenwagen Meisterschaft проводились до 1996 года, когда по ряду причин все производители, кроме Mercedes-Benz, покинули серию. Чемпионат возродился в 2000 году со слегка изменённым названием — Deutsche Tourenwagen Masters — и с переменным успехом проводится вот уже четырнадцатый сезон подряд. Сейчас серия находится на подъёме: большая немецкая тройка производителей с энтузиазмом участвует в чемпионате, а технический регламент наконец-то жёстко стандартизирован. В строгих рамках технических предписаний, которые вступили в силу с прошлого сезона, стало практически невозможно развернуть гонку вооружений. Это экономит бюджеты и удерживает в серии производителей.

content image for: 42906

Болид DTM не имеет совершенно ничего общего с дорожной моделью, которую имитирует кузов. При этом условно можно считать, что вообще все находящиеся на трассе автомобили одинаковы, так как около 50 существенных элементов конструкции у них едины. Среди таковых карбоновый монокок, тормоза без АБС, 120-литровый бензобак, 6-ступенчатая трансмиссия, гигантское антикрыло с облегчающей обгоны системой изменения угла атаки DRS. Двигатели — V8 мощностью около 480 лошадиных сил. Сделать свой мотор значительно мощнее, чем у конкурентов, производителям не позволяет регламент, детально описывающий размеры рестрикторов впуска и многие другие геометрические параметры силового агрегата. Основной простор для деятельности инженеров — это аэродинамика и настройки шасси. Минимальная масса болида вместе с пилотом в полной экипировке ограничена 1100 килограммами. При этом сам болид весит около 750 килограммов, а остальную массу добирают расположенным в районе задней оси балластом.

content image for: 42906

Регламент чемпионата предполагает 90-минутную тренировку в субботу, затем квалификацию из четырёх сессий и гонку длиной 65-70 минут в воскресенье. Все команды используют одинаковые шины марки Hankook: варианты возможны лишь с протектором покрышки («сухой» или «мокрый» слик) и составом резиновой смеси. Во время каждой гонки каждый пилот обязан осуществить две остановки для смены резины. Кстати, пит-стопы в DTM самые быстрые в мире: поскольку дозаправка топливом не требуется, смена колёс занимает всего 3 секунды! Условия, в которых находится пилот во время гонки, почти нечеловеческие: он почти лежит в кокпите таким образом, что голова находится очень низко и в районе заднего бокового стекла. При этом самое близкое, что он видит, находится в 30 метрах впереди — представляете, как сложно останавливаться в считанных сантиметрах от разметки на пит-стопе? Температура в «салоне» болида достигает 70 градусов: сложно представить, что испытывает гонщик, нарезая в такой обстановке семьдесят кругов на трассе Moscow Raceway с безумными перегрузками боковых ускорений.

DTM в России — насколько это круто?

В настоящее время существует явная тенденция к глобализации серии DTM. Скоро это будет не совсем «дойче» серия, а сочетание трёх букв может утратить свой изначальный смысл и стать просто брендом. Работа ведётся в двух направлениях — расширение географии соревнований и унификация технического регламента с другими мировыми гоночными сериями, в частности, японской Super GT. Что касается первого, то именно с России начинается территориальная экспансия серии DTM. Организаторы подумывали проводить в Москве городской этап ещё тогда, когда автодром Moscow Raceway не был даже построен. Но тем планам не суждено было сбыться, и теперь мы имеем российскую гонку на Moscow Raceway — самом современном автодроме страны.

content image for: 42906

Приезд DTM в Россию — это большой шаг для автоспорта в нашей стране. Это шанс для множества людей познакомиться с миром настоящих гонок, физически прикоснуться к безумно дорогим и фантастически быстрым болидам, воочию наблюдать с трибун борьбу одной из самых скоростных гоночных серий планеты. Да и шоу получилось отличное: разогревали публику гонки серий Формула Россия и Lada Granta Cup, выступления дрифтеров, гоночное такси в исполнении специальных двухместных болидов DTM, самой первой боевой BMW M3 в кузове Е30, Audi R8 LMS и ещё нескольких невероятных машин, а также возможность походить по паддоку и ощутить рядом с собой слаженную работу гоночных коллективов.

Два круга в боевой Audi R8 LMS Ultra

content image for: 42906

В воскресенье мне повезло оказаться в числе счастливчиков, попавших в правое кресло гоночного такси Audi R8 LMS Ultra команды G-Drive Racing. За рулём сидел экс-пилот DTM Франк Стипплер, и он совершенно не собирался отказывать себе в удовольствии выжать из машины существенную долю того, на что она способна. Болид серии LMS примерно на 100 кг тяжелее автомобиля DTM, но и почти на 100 сил мощнее, в зависимости от размера рестрикторов на впуске. На деле R8 LMS не отставала от такси на базе RS 5 DTM, поэтому можно считать, что я получил все те же самые ощущения, что и пассажиры двухместных машин немецкой кузовной серии. Впечатляет! Бескомпромиссное ускорение я ранее уже ощущал в суперкарах, но вот уровень боковых ускорений в поворотах и продольных на торможениях стал откровением. Малая масса в сочетании с боевой аэродинамикой и запредельным «держаком» прогретых гоночных сликов позволяют проходить повороты на каких-то фантастических для представлений обычного человека скоростях — об этом вам ещё пару часов будут напоминать мышцы шеи. И ведь Фрэнк ехал не в полноценном боевом режиме, поэтому реальные нагрузки в гонке ещё выше! Кстати, в пятницу и субботу этот автомобиль пилотировал Роман Русинов, который в перерывах эпатировал публику, заправляя боевой болид на расположенной у автодрома Moscow Raceway заправке Газпромнефть топливом G-Drive вместе с обычными автолюбителями.

Как это было

Гонка обещала быть непредсказуемой, ведь никто из пилотов серии прежде не ездил на московской трассе. Всего 90 минут тренировок и знакомства с трассой — и на квалификацию! Кстати, организаторами был выбран сокращённый вариант московского трека длиной 2555 метров (мы гоняли по такому, например, на родстерах Mazda MX-5), который является для трибун более зрелищным — с первых кругов перед глазами почти постоянно пролетают болиды, а находясь на лучшей трибуне AMG, наблюдаешь сразу несколько поворотов. Так кто же лучше всех вкатится в неизведанную конфигурацию со своими секретами? Какой команде удастся быстро подобрать оптимальные настройки? Сюрприз преподнесли и обстоятельства: решающая, четвёртая сессия квалификации была отменена руководством гонки, и стартовая решётка была сформирована по результатам предварительных предыдущих сессий.

content image for: 42906

Особенно пикантна причина, по которой квалификация состоялась не полностью. К моменту начала последнего, четвёртого сегмента квалификации над автодромом закрыли воздушное пространство. По сообщениям многочисленных российских и зарубежных источников, всё дело в том, что в это время там должен был пролетать самолёт российского президента. В результате в воздух не смог подняться обязательный по регламенту DTM вертолёт медицинской команды, и руководством гонки было принято решение закончить заезды. Таким образом, первое место со временем круга 58,424 секунды досталось Майку Рокенфеллеру (Audi Sport Team Phoenix), рядом с ним стартовал Маттиас Экстрём (Audi Sport Team Abt Sportsline), а третьим стал Аугусто Фарфус из конюшни BMW Team RBM. Всего в первой десятке оказалось по три пилота Audi и BMW, и четыре гонщика на Mercedes-Benz. Правда, последние оккупировали строчки с седьмой по десятую. Кстати, разница результатов квалификации первого и последнего пилотов укладывается всего лишь в секунду!

content image for: 42906


content image for: 42906

Гонка прошла относительно спокойно. Первая тройка пилотов меняла свои позиции только на время пит-стопов, а контактов болидов было минимальное количество: из наиболее примечательного можно вспомнить столкновение на пятом круге Бруно Спенглера из BMW Team Schnitzer (перед стартом с четвёртой позиции он проигрывал лидеру чемпионата Рокенфеллеру всего два очка) с напарником последнего по команде Audi Sport Team Phoenix Мигеля Молины. Молина сошёл, а Спенглер откатился в хвост пелетона, где и закончил гонку. Первая тройка спокойно приехала к финишу в неизменном виде, хотя третьему месту Фарфуса серьёзно угрожал Адриан Тамбе (Audi Sport Team Abt), совершивший фантастический прорыв с двенадцатой позиции на старте на четвёртую на финише.

content image for: 42906

После шестого этапа серии DTM в России первые строчки личного зачёта выглядят так: Майк Рокенфеллер (Audi), 94 очка; Бруно Спенглер (BMW), 67 очков и Гэри Паффетт (Mercedes-Benz), 57 очков. Последний в эти выходные стал лучшим из пилотов «трёхлучевых», стартовав в гонке с седьмой позиции, а финишировав пятым.

По итогам уикенда хочется порадоваться вектору развития автоспорта в нашей стране. Достойные автодромы способны принимать серьёзные серии, а посмотреть на это приходит множество зрителей. Судя по довольным лицам посетителей, диковинное зрелище большинству понравилось. Ведь DTM это не просто заезды болидов по трассе — это ещё и красочное шоу, праздник, возможность побродить по паддоку и по питлейну, заглянуть в кокпиты болидов, оглохнуть от рёва моторов и проникнуться духом гонок мирового уровня.

Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Audi и автора

Дмитрий Ласьков