«Заквашен» в Бразилии, «испечен» в Узбекистане. Героем нашего нынешнего видеоролика стал новенький седан так называемого «бюджетного сегмента» Chevrolet Cobalt. Только не стоит его путать с тем «Кобальтом», что производился в США на платформе Delta и служил заменой Chevrolet Cavalier и Chevrolet Prism. Наш экземпляр будет моложе, и он был разработан силами бразильского отделения компании General Motors как глобальная недорогая модель, нацеленная, прежде всего, на рынки стран с развивающейся экономикой. Бразильцы изначально предусмотрели возможность выпуска этого седана в разных странах с разной линейкой силовых агрегатов. Так, например, в Южной Америке он оснащается бензиновыми моторами объемом 1,3-1,8 литра, кроме того, имеется и модификация, работающая на биоэтаноле.
Российская премьера «Кобальта» состоялась на Московском автосалоне в 2012 году, а первый тест-драйв прошел в апреле нынешнего года в Узбекистане. Эта среднеазиатская республика не случайно была выбрана в качестве места для первой поездки, ведь именно здесь на заводе в Асаке собираются «Кобальты», предназначенные для России. Здесь же в Ташкенте производят для этого авто двигатель и здесь же производят и будут производить комплектующие для нового седана.
На российском рынке Chevrolet Cobalt предлагается с единственным бензиновым четырехцилиндровым мотором мощностью 105 л.с. при 5800 об/мин и максимальным крутящим моментом 134 Н∙м при 4000 об/мин. Двигатель может агрегатироваться как с пятиступенчатой «механикой», так и с шестиступенчатым «автоматом». Базовая версия LT на «механике» стоит 444 тысячи рублей. За эти деньги покупатель получит седан с одной подушкой безопасности, электроприводами передних стекол и зеркал, подогревом передних сидений и зеркал, полноразмерным запасным колесом, аудиоподготовкой с 4 динамиками, а также центральным замком с иммобилайзером. За доплату в 20 тысяч рублей предлагается пакет, включающий в себя пассажирскую подушку безопасности и ABS. Кондиционер прибавит к этой сумме еще 26 тысяч рублей, а за окраску «металлик» готовьтесь выложить 8 тысяч рублей.
Самая доступная версия с «автоматом», которая тоже несет индекс LT, стоит 503 тысячи рублей, но в стандартный список оборудования, помимо всего вышеперечисленного, уже включен кондиционер. Однако удивительно другое: ABS для этой версии отсутствует даже в списке опций. Венчает модельную гамму автомобиль с АКПП в комплектации LTZ за 530 тысяч рублей. Здесь уже есть и ABS, и вторая подушка безопасности, полный электропакет, аудиосистема с линейным выходом AUX и гнездом USB и противотуманные фары — именно такая версия и была представлена журналистам в Узбекистане.
Узбекистан, где проходил тест-драйв Chevrolet Cobalt, в некоторой степени повторяет российскую модель «бытия», когда шансы на достойную жизнь имеются лишь у тех, кто живет в крупных центрах, за той лишь разницей, что живут здесь беднее и скромнее. Ташкент разительно отличается от остальных городов — здесь смешались воедино Европа и Азия, старое и новое. Тот же архитектурный комплекс «Хазрати Имам», являющийся религиозным центром Ташкента, расположенный в старой части города на площади Хаст Имам, сочетает в себе постройки как XVI века, так и нашего, «двадцать первого».
Самое удивительное заключается в том, что «на глаз» возраст сооружений определить сложно — они все выполнены в едином стиле. А буквально в пяти минутах езды отсюда, с другой стороны центральной части города, располагаются Свято-Успенский кафедральный собор, католический храм Собор Святейшего Сердца Иисуса и Евангелическо-Лютеранская Церковь. История Узбекистана и Ташкента в частности таким удивительным образом сложилась, что люди разной национальности и вероисповедания жили по соседству друг с другом, например, во время Великой Отечественной войны узбекская столица была одним из центров эвакуации.
Стоит пройти на восток от медресе Кукалдош и базара Чорсу, который знаменит своим огромным куполом, как попадаешь в царство стекла и бетона, чего стоит один только Дворец международных форумов «Узбекистан» возле сквера Амира Темура. Центр Ташкента перестроили заново. Широкие улицы, ровный асфальт, светодиодные светофоры, но самое главное — поразительная чистота на дорогах и тротуарах! Нам бы поучиться у наших бывших соотечественников. В общем, красивая и современная столица. После посещения Ташкента даже в голове как-то не укладывается, что десятки, а скорее даже сотни тысяч людей едут из этой страны на заработки, пополняя армию трудовых мигрантов.
В Узбекистане мне уже довелось побывать — в конце 2011 года мы ездили на новеньком Renault Duster из Ташкента в Самарканд, заезжали в Заамин и штурмовали отроги Туркестанского хребта. Поэтому отчетливо представляю себе «оборотную сторону медали». Стоит отъехать несколько десятков километров от столицы, как видишь совсем другую картину: разруха, безработица, нищета, перебои с электроэнергией, отсутствие коммунальных услуг. А если отдалиться еще на сотни полторы километров куда-нибудь в горную часть ближе к Таджикистану, так быт тамошних жителей, видимо, вообще не изменился за последние несколько веков.
С одной стороны, узбеки — народ трудолюбивый, вкалывают, пашут за троих, но с другой, часто в тех же деревнях доводилось наблюдать необычную картину: немало взрослых мужчин в самый разгар рабочего дня только и делали, что сидели на корточках и вдумчиво глядели куда-то вдаль, посасывая насвай. И они так сидят часами, провожая умиротворенным взглядом проезжающие мимо машины. Эдакая созерцательная медитация. Насвай — бич современного Узбекистана — специфическая табачная смесь, уже в некоторых странах приравненая к наркотическим веществам. Легко определить человека, употребляющего насвай, — он постоянно что-то «цедит во рту», сплевывая слюну. В селах дети пристращаются к этому занятию, еще не успев слезть с горшка. Беда заключается в том, что, помимо сильнейшей никотиновой зависимости, насвай приводит к заболеваниям полости рта, гортани, ЖКТ, в частности, к раковым опухолям.
Недавно один из коллег по цеху пожаловался, что читатели обрушили в его адрес шквал критики, когда он написал, что дороги в Узбекистане аховые, дескать, «эти горе-журналисты берутся судить о том, чего не видели, и ситуация с качеством асфальта на трассах там куда лучше, чем в России». Не знаю, как обстоят дела в северной части этой среднеазиатской республики, но на юге с дорогами просто беда. Два года назад мы чертыхались, когда ездили по шоссе из Ташкента в Самарканд. В этот раз мы недоумевали от состояния региональных дорог между Самаркандом и Шахризабсом. Пропороть в асфальтовых «кратерах» колеса, загнуть диски, разбить картер двигателя и «юбку» бампера — проще пареной репы.
Стоит ли говорить о таких мелочах, как отсутствие разметки, хорошо хоть на многих шоссе отбойник установлен. Бетонный, как на МКАДе! И это правильно, потому что вторая беда после дорог — это водители. Уровень автомобильной культуры узбекских водителей — это каменный век. Какие ремни, какое соблюдение рядности на дороге? Забудьте. Вдумайтесь — местные «гаишники» лишь недавно перестали останавливать за включенный ближний свет в дневное время! Ладно, днем, но многие забывают включать его, даже когда стемнеет. Вот так мы чуть не «поймали» за пригорком трактор с прицепом без освещения, который зачем-то ехал по «встречке». А сколько «летучих голландцев» пришлось встретить по пути из Китаба в Самарканд... Зато ночью, если уж включают свет, то сразу дальний, причем его не удосуживаются переключать при виде встречных. К сожалению, те же бетонные отбойники посередине шоссе не всегда спасают от автомобилистов, двигающихся «против шерсти» — обычное явление, когда местный житель, желая сократить путь до дома, пересекает магистраль в местах технологического разрыва и дальше проезжает с полкилометра по встречной полосе. Но самое поразительное: при таком бардаке мы ни разу не увидели ни одной аварии.
Еще одна примечательная особенность любой азиатской страны — это использование автомобильного клаксона по любому поводу. Здесь он является инструментом общения между людьми. В первую очередь, узбеки таким образом приветствуют друг друга. На Китабском перевале, где проходили съемки ездовой части, каждый проезжающий мимо водитель нажимал на гудок, завидев нас: новая машина, приезжие с непонятной техникой в руках — все в диковинку. Подростки, которые зарабатывают на хлеб тем, что продают растущие здесь вдоль дороги горные тюльпаны, даже подарили нам два цветка со словами «подарок». А в Самарканде в районе Регистана каждый встречный считал своим долгом подойти, поздороваться за руку и сказать: «Салам!». Узбеки — приветливая и гостеприимная нация, дружелюбный народ, но увы, очень бедный. Приличная зарплата в переводе на наши деньги — это около семи-восьми тысяч рублей — даже в Ташкенте водитель автобуса получает в два раза меньше. Что уж говорить о регионах.
Автомобиль в Узбекистане — по-прежнему роскошь. Драконовские таможенные пошлины и «закручивание гаек» по части техосмотра, которые правительство Узбекистана ввело для поддержки собственного автопрома, поставили крест на ввозе и эксплуатации подержанных иномарок — купить здесь Mercedes-Benz какого-нибудь 2000 года выпуска может только очень и очень богатый человек. Если увидите на дороге свежий экземпляр Toyota Land Cruiser Prado — перед вами небожитель. Простым смертным остается лишь уповать на государственную корпорацию «Узавтосаноат», которая совместно с General Motors производит автомобили Daewoo и Chevrolet. Самая что ни на есть монополия со всеми вытекающими последствиями. Автопарк страны однообразен, он представлен техникой, выпущенной в советские времена и горсточкой наше- и иномарок, ввезенных до «взвинчивания» пошлин, а львиная доля легкового транспорта — это машины, выпускаемые под вышеуказанными марками. Daewoo Nexia, Matiz и Damas — вот настоящие «народные автомобили» в Узбекистане! Следом идут Chevrolet Lacetti, Spark, Cobalt и Cruze. А «крутышам» адресованы Chevrolet Malibu и Captiva.
Цены на эти машины ниже, чем в России, тот же самый доступный «Матиз» стоит на 40 тысяч дешевле, чем у нас, однако вспомните про узбекские зарплаты. Но самая большая беда — это даже не отсутствие денег, а дефицит автомобилей и гигантские очереди. Здесь все как в советские времена — только по записи! Сначала нужно заключить с салоном договор, оплатив 85 процентов стоимости машины и ждать около полутора лет. За это время цена машины вырастает и покупателям приходится доплачивать разницу между старым и новым «прайсом». В дни, когда дилерские центры объявляют подписку на заключение договоров, у автосалонов образуется гигантская давка. Все это порождает необъятные возможности для коррупции, начиная от взяток за место в очереди, заканчивая взятками за выбор цвета и комплектации, а также срока ожидания нового авто.
И так во всем. С обменом валюты здесь вообще цирк. Узбекистан — единственная страна СНГ, где существует «черный рынок» валюты. Дело в том, что государство испытывает нехватку валюты, именно поэтому все операции с конвертацией валюты жестко контролируются «сверху». Обменивать валюту через официальные органы невыгодно, более того очень накладно — это и бумажная волокита, а также ограничения по сумме и срокам совершения данной операции: грубо говоря, раз в квартал житель Узбекистана может обменять не более двух тысяч долларов, которые будут зачислены на дебетовую карточку. Пользоваться вышеуказанной суммой он сможет только за пределами страны. В сложившейся ситуации местные привыкли обращаться к «менялам» на рынке. Естественно, «черные брокеры» регулярно «платят дань» сотрудникам милиции, чтобы те их не трогали.
Вся эта канитель отчасти затрагивает и туристов. Нередко банки отказывают иностранцам в обмене, например, ввиду невозможности принимать иную валюту, кроме долларов и евро, а обменять обратно узбекские сумы на те же российские рубли реально лишь на черном рынке. Пластиковыми карточками можно пользоваться только в столице, да и то не везде. Так как вывозить валюту из страны, естественно, запрещено, то при въезде в Узбекистан иностранцам необходимо заполнить таможенную декларацию, в которой прописывается точная сумма валюты, которую человек везет с собой. Более того, в ней же указывается, какие ценные товары, вплоть до таких мелочей, как карта памяти и диктофон. Естественно, при выезде, у него должна остаться либо та же сумма денег, либо меньшая, но никак не большая. Если в случае проверки у туриста окажется больше средств и товаров, чем было задекларировано, излишки могут быть конфискованы.
Но хватит страшилок, мы вовсе не пытались показать эту страну в худшем свете, очернить ее, мы просто рассказали о том, что увидели, услышали. Несмотря на нищету, экономические, бытовые и социальные проблемы, несмотря на все те трудности, которые испытывает местное население, Узбекистан — очень интересная страна. Самобытная, с богатой историей и традициями. Сюда обязательно стоит съездить всем, кто неравнодушен к Востоку. Одни откроют для себя Самарканд с его потрясающей древней архитектурой, другие — настоящий восточный базар, где продают знаменитые ковры, халаты, платки, керамику, ножи «пчаки», вкуснейшие лепешки, сладости, специи, овощи и фрукты, третьи — кухню, а четвертые просто приедут, чтобы вкусить восточной экзотики. В общем, если представится возможность поехать в Узбекистан, непременно воспользуйтесь ею, чтобы своими глазами увидеть, как и чем живет сегодня Средняя Азия. Немножко тепла, красоты и колорита этой страны постарались передать и мы в нашем очередном ролике. Приятного просмотра!