Езда по бездорожью: уроки вождения

Если хозяин серьезного внедорожника уверенно чувствует себя вне асфальта, то владелец «паркетника» должен быть готов к тому, что машину несложно засадить и в относительно безобидных ситуациях
Ёлшин Павел

Если хозяин серьезного внедорожника уверенно чувствует себя вне асфальта, то владелец «паркетника» должен быть готов к тому, что машину несложно засадить и в относительно безобидных ситуациях. Но многих проблем можно избежать, понимая истинные возможности кроссовера и зная основные приемы езды по бездорожью. В этой статье мы постараемся рассказать обо всем, что следует знать до того, как наступит время идти за трактором.

Секретный клиренс

Кроссоверы разных моделей очень сильно отличаются по своим внедорожным «талантам», и это надо учитывать в самую первую очередь, когда съезжаешь с асфальта. У некоторых моделей клиренс лишь чуть больше, чем у легковушки, причем сами автопроизводители порой предпочитают не афишировать эти данные. На официальных сайтах многих марок вообще не приводятся сведения о величине дорожного просвета их кроссоверов.

Например, на сайте Opel вы не узнаете, что днище модели Antara отделяет от дороги всего 175 мм, а на сайте Hyundai не указано, что у ix35 этот показатель составляет 185 мм. Эти цифры нам удалось получить в ходе тест-драйвов данных моделей, но на официальных сайтах они не размещены. Это объяснимо, ведь у многих конкурентов подготовка посерьезнее: Volkswagen Tiguan — 200 мм, Renault Koleos — 206 мм, Mazda CX-5, которая у нас сейчас на длительном тесте, — 210 мм. Чтобы наглядно показать, сколь велика разница между параметрами различных кроссоверов, мы составили рейтинг «паркетников» по дорожному просвету (производители, постеснявшиеся указать на своих официальных сайтах клиренс поставляющихся в Россию моделей, в данный рейтинг не включены).

25 компактных и среднеразмерных кроссоверов с полноприводной трансмиссией

* 215 мм — у модификаций с 2-литровым мотором. У Forester 2.5 XS — 220 мм, у Forester 2.5 XT — 225 мм.
** 210 мм — у полноприводной версии Renault Duster. У переднеприводной — 205 мм.
*** 210 мм — у полноприводной версии Mazda CX-5. У переднеприводной — 215 мм.
**** 190 мм у полноприводной версии Suzuki SX4. У переднеприводной — 175 мм.
***** 180 мм — у модификации с 16-дюймовыми колесами. У версии с 18-дюймовыми дисками — 190 мм.
****** 170 мм — у полноприводной версии Nissan Juke. У переднеприводной — 180 мм.
******* 147 мм — у Infiniti EX25. У Infiniti EX37 — 148 мм.

О чем надо помнить, съезжая с асфальта

В первую очередь, о том, что любой кроссовер — гораздо более «нежное существо», чем внедорожник. Если джип рассчитан на то, чтобы проходить крупные кочки «ходом», то у «паркетника» тонкие рычаги подвески не вынесут столь грубого обращения. Прибавим к этому низко опущенные крашеные бамперы и кучу уязвимых мест под днищем. Лишь некоторые модели могут похвастать тем, что уже с завода поддон двигателя прикрыт металлической защитой. Она есть, скажем, у BMW X1, а у прямого конкурента — Audi Q3 — защита отсутствует. У многих кроссоверов снизу торчат элементы выхлопной системы, порой выпирает бензобак, иногда уязвим задний редуктор. В общем, грубая езда по бездорожью грозит тем, что впоследствии машине потребуется дорогостоящий ремонт.

Единственно правильный стиль езды на кроссовере за пределами дорог — это так называемая «экспедиционная манера». Перед нами ведь не стоит задача выиграть у воображаемого соперника или проверить предельные возможности своего автомобиля. Задача — добраться до цели наиболее эффективным способом, не повредив машину и не создав проблем для экипажа.

Во-вторых, надо понимать, что проходимость кроссовера чаще всего ограничена не тем, как работает система полного привода, и не величиной клиренса, а возможностями шин. Сложно представить себе человека, который в здравом уме станет обувать «паркетник» в профессиональную грязевую резину класса MT («грязь-грунт»). Предназначенные для кроссоверов покрышки часто мало чем отличаются от обычной легковой резины, а она настолько легко забивается грязью, что даже на участках легкого бездорожья автомобиль может быстро засесть.

Ну а в-третьих, стоит помнить, что внедорожный арсенал автомобиля представляет собой усеченный набор того, что есть у внедорожников. Причем у разных кроссоверов этот арсенал несколько различается. И стоит заранее разобраться в специфике своей модели.

Внедорожный арсенал

Когда подъезжаешь к сложному участку на таком автомобиле, как Volkswagen Tiguan, Renault Koleos, Mazda CX-5 или Subaru XV, порой от тебя мало что зависит. Электроника сама будет решать, когда подключать привод на вторую ось при возникновении пробкусовки, а когда его отключать — водитель на этот процесс повлиять не может. Впрочем, все больше «паркетников» позволяют все-таки вручную задействовать тот или иной арсенал.

Принудительная блокировка межосевой муфты — такая функция есть у Renault Duster, Kia Sportage, Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander и некоторых других моделей. Нажатием клавиши на передней панели или поворотом ручки на центральной консоли водитель подключает вторую ось принудительно. При подъезде к любому сложному участку бездорожья это надо сделать в первую очередь. А преодолев препятствие, не забыть вновь перейти в режим «Auto». Дело в том, что у многих моделей муфта очень быстро перегревается, после чего система временно отключит ее и автомобиль останется моноприводным. Разумеется, произойти это может в самый неподходящий момент. Желательно заранее выяснить, сколько выдерживает муфта вашей модели. Как показала практика, Renault Duster превращается в переднеприводную машину буквально за десять минут езды даже без особых пробуксовок и нагрузок. А вот Land Rover Freelander усердно гребет обеими осями гораздо дольше без признаков перегрева. Наверняка, и его муфта рано или поздно сдастся, но в ходе наших тестов этого не случалось.

Система контроля спуска с горы. Этим оборудованием могут похвастать многие кроссоверы, и порой только оно может помочь в очень опасной ситуации: крутой и скользкий спуск с горы. Пытаясь поддерживать безопасную скорость тормозами, легко заблокировать колеса и потерять управление. А вот электроника способна подтормаживать каждое из колес индивидуально, поддерживая безопасную скорость движения. Такое оборудование есть, например, у Renault Koleos, Volkswagen Tiguan, Land Rover Freelander и Toyota RAV4.

Система помощи при старте в гору. Как ясно из названия, у этой электроники задача — не дать кроссоверу откатываться назад при троганьи на подъеме. На моделях с механической коробкой передач она очень полезна: с ее помощью удается тронуться максимально плавно, избежав пробуксовки, сберегая сцепление и нервы. Впрочем, большинство российских покупателей кроссоверов предпочитают «автоматы», так что для них тронуться в гору плавно — не проблема.

«Особые таланты». У некоторых моделей есть кое-что экзотичное. Систему, позволяющую «подстроить» поведение автомобиля под разные типы бездорожья, компания Land Rover разработала много лет назад для серьезных внедорожников, и впоследствии нечто подобное стали использовать и другие производители «вездеходов». Среди кроссоверов данная электроника под названием Terrain Response есть только у Land Rover Freelander и Range Rover Evoque. Правда, надо понимать, что в «паркетном» исполнении система обладает крайне ограниченным набором возможностей. Ведь тут она не способна блокировать дифференциалы и увеличивать клиренс с помощью пневмоподвески. У кроссоверов Terrain Response отвечает за то, чтобы, например, ESP не «душила» двигатель при пробуксовках, там, где они необходимы, а педаль газа становилась бы более или менее чувствительной в зависимости от того, какой режим движения выбран. Их тут четыре: «асфальт», «трава/гравий/снег», «грязь и колея» и «песок».

Постоянный полный привод, блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача. Казалось бы, этот серьезный внедорожный арсенал по определению недоступен покупателям кроссоверов, но есть несколько исключений. Suzuki Grand Vitara, например, может похвастать всем этим. Mercedes-Benz GLK, имея постоянный полный привод, обладает блокируемым электроникой межосевым дифференциалом. У Audi Q5 центральный дифференциал самоблокирующийся (torsen), а у Subaru Forester (правда, только с механической коробкой передач) постоянный полный привод с дифференциалом, который блокируется при помощи вискомуфты.

Грязь и колея

Раскисший после дождя или таянья снега проселок — это именно тот непростой тип бездорожья, с которым чаще всего приходится сталкиваться. Если есть колея — можно сесть на брюхо, а если ее нет, по скользкому грунту машину может стащить в глубокую обочину или к ближайшему дереву. Когда речь идет о серьезном джипе, инструкторы по внедорожному вождению рекомендуют не бояться колеи: мол, раз кто-то тут уже проехал, значит, есть неплохие шансы, что и вы сможете. Но в случае с кроссоверами это вовсе не так: у машины, которая тут двигалась до вас, клиренс, возможно, был гораздо выше.

По возможности лучше ехать «в полколеи» или вовсе поверху — пропуская один из «желобов» между колесами. Если пришлось все же двигаться по колее, самое главное — не спешить. При медленной езде скрежет под днищем укажет вам на то, что есть еще шанс вернуться задним ходом. Лучше всего так и сделать, а вот разворачиваться — опасно! Велика вероятность, что машину «расклинит» по диагонали, ведь ходы подвесок «паркетника» не очень велики. Ну а диагональное вывешивание колес (когда, допустим, правое переднее и левое заднее теряют надежный контакт с поверхностью) — одна из самых сложных ловушек для любого кроссовера. Электроника будет подтормаживать буксующие колеса, стараясь имитировать блокировки межколесных дифференциалов, но на деле это помогает далеко не всегда.

При движении по колее задним ходом, инструкторы внедорожного вождения советуют пользоваться таким приемом: одновременно с добавлением газа выворачивать колеса. Таким образом, машину «выбрасывает» из колеи. Не стоит спешить, напротив, нужно двигаться как можно медленнее, не допуская сильной пробуксовки. Не получается? Пробуйте еще раз, двигаясь вперед. Покачайте рулем влево-вправо, раскачивая машину между бровками колеи, пока она не поймает резонанс и сама не выскочит наверх. Чтобы вытащить задние колеса, иногда, необходимо резко ускориться, придав инерцию, но делать это надо осмотрительно. И, конечно, периодически оглядывайтесь. Быть может, есть возможность проехать рядом, иногда прямо через лес или по нетронутому полю, а не соваться в потенциально гиблое место.

Крутые подъемы и спуски

На кроссовере лучше всегда придерживаться хоть каких-нибудь дорог и не штурмовать холмы, на покорение которых паркетник явно не рассчитан. Тем не менее, даже грунтовка, круто поднимающаяся вверх, таит в себе опасности. После дождя подъем может оказаться очень скользким, и на полпути к вершине автомобиль беспомощно забуксует. А если сцепление колес с поверхностью хорошее, при въезде на очень крутой склон есть опасность заглохнуть. Тут надо немедленно нажать на тормоз, чтобы автомобиль не начал скатываться назад. Не удался подъем — медленно спускаемся обратно.

При движении в гору требуется соблюсти баланс инерции и сцепления колес с дорогой. Если под колесами сухо, лучше не спешить: не всегда известно же, что ждет за перегибом. Но если подъем скользкий или рыхлый, без запаса скорости — никуда. То есть потребуется небольшой разгон.

Спуски опасны тем, что автомобиль способен сорваться в неуправляемое скольжение. Если ваша машина оборудована системой помощи при спуске — не забудьте ее включить, и тогда риск потери управления будет минимальным. А вот на всех прочих кроссоверах придется использовать специфические приемы. Когда машина начинает скользить, неподготовленный водитель будет отчаянно жать тормоз, но это бесполезно. На заблокированных колесах «паркетник» продолжит съезжать вниз под действием гравитации. АБС тут не поможет: на скоростях менее 5 км/ч она не включается, а при медленном соскальзывании, когда все четыре колеса заблокированы, она вообще «думает», что машина стоит на месте. Правильнее всего в этой ситуации вопреки инстинктам добавить газу! Колеса должны начать крутиться с той скоростью, с которой движется машина — только так автомобиль снова будет управляемым. А после того, как над автомобилем восстановился контроль, можно попробовать вновь плавно замедлиться.

Песок и рыхлый грунт

Это очень коварные места, в которые мы не советуем соваться на кроссовере. Но если вдруг вас занесло в такие места, то тут не обойтись без профессиональных джиперских приемов.

Если впереди сухой и сыпучий песок, стоит заранее снизить давление в шинах до 1 атмосферы. Площадь пятна контакта с поверхностью увеличится: во-первых, это снизит удельное давление на грунт (автомобиль будет попросту меньше проваливаться), а во-вторых, увеличит надёжность сцепления с поверхностью. Начинать движение надо как можно плавнее, держа руль прямо. Ехать следует на «ровном газу», так как любая пробуксовка или замедление будут заставлять машину закапываться.

Брод

Подавляющее большинство производителей не дает для своих кроссоверов официальных данных о том, какова предельная глубина преодолеваемого брода. На деле это означает, что данная модель вообще не предназначена для преодоления водных препятствий. Даже проезд через очень глубокую лужу может ей повредить. Резкое охлаждение дифференциалов (и любых других агрегатов, имеющих клапаны для стравливания избыточного давления) приводит к падению давления в них, и узлы начинают засасывать внутрь себя воду. Даже серьезные внедорожники этому подвержены, поэтому при подготовке джипа для офф-роуда от тех самых клапанов, выравнивающих давление, наверх выводят специальные трубки. Разумеется, подобный тюнинг для кроссовера — ненужная роскошь. Этот автомобиль не для таких целей. Впрочем, есть исключения.

Компания Land Rover уверяет, что на ее кроссоверах допускается преодолевать водные препятствия глубиной до 50 см. Причем это относится не только к строгому на вид «Фрилендеру», но и к гламурному Evoque. Еще один пример — Mercedes GLK. На нем тоже официально разрешено «купаться». Однако нельзя забывать, что лужа подобной глубины может таить в себе примерно те же опасности, какие скрывает река или ручей, а именно — камень, железку или яму. Поэтому главное правило: при любых сомнениях следует измерить глубину палкой подходящей длины. Отправляясь в незнакомую местность, лучше иметь с собой резиновые сапоги, чтобы прощупать дно ногами.

Пересекать водное препятствие следует на низшей передаче, поддерживая постоянную скорость таким образом, чтобы создаваемая передним бампером волна бежала впереди машины. Так она создает впадину перед автомобилем — риск залить двигатель через впускную систему и получить гидроудар будет минимальным.

Что делать, когда застрял

Чем круче джип, тем дальше идти за трактором. Владельцам кроссоверов «повезло»: во-первых, идти за трактором зачастую недалеко, а во-вторых, в силу того, что масса таких моделей значительно меньше, чем у внедорожников, помочь может не только трактор, но и другой кроссовер или внедорожник.

В случае, когда автомобиль застрял в грязи или песке, также поможет домкрат — при его использовании, может, и «тягач» не понадобится. С помощью домкрата следует приподнять кузов, чтобы подложить под буксующие колеса доску или ветки. Под сам домкрат, чтобы он не зарылся в грунт, следует также подложить доску. Ну и очень пригодится лопата. Это инструмент с дружественным интерфейсом: что с ней делать, поймет и новичок. Впрочем, будем реалистами, откуда в кроссовере лопата?

Кроссовер рассчитан не столько на намеренные поездки по бездорожью, сколько на ситуации, когда бездорожье встретилось вам внезапно. Если легковая машина заставит разворачиваться назад, то кроссовер чаще всего выручит. Надо лишь ехать осмотрительно, не забывая о правилах внедорожного вождения. Кстати, о многих из них мы уже рассказывали в нашей видео-«Школе внедорожной езды».


Павел Ёлшин,
Фото Авто Mail.Ru и фирм-производителей