Виталий Кабышев, Авто@Mail.Ru: Паш, весна в полном разгаре, самое начало мотосезона, какие основные рекомендации тем, кто сейчас выезжает на дороги?
Павел Курлапов: Нам всем (это касается и мотоциклистов, и автомобилистов) сейчас стоит ездить медленнее и размереннее. Окружающие участники движения от нас — мотоциклистов — отвыкли. Если к концу лета автомобилисты, в массе своей, привыкают к тому, что между их авто и соседней машиной может быть что-то еще, кроме воздуха, то за долгие месяцы зимы они об этом напрочь забыли. Перестраиваясь и поворачивая (вправо/влево, неважно), водители машин просто не ожидают обнаружить в двадцати сантиметрах от себя мотоциклиста.
Хочу напомнить всем, что «новички», получившие «права» прошедшей осенью и зимой, вообще не в курсе того, что мы — есть. Для них мотоцикл на дороге сродни Челябинскому метеориту — чудо чудное. Возникаем неизвестно откуда, пугаем скоростью и звуком, вызываем адреналиновый выброс и тут же исчезаем... А основные рекомендации такие:
— мотоциклисты, как правило, движутся ощутимо быстрее автомобильного потока (возьмите это за аксиому), при движении в потоке они прилетают с высокой скоростью как раз-таки из-за спины;
— пространство позади вас по зеркалам старайтесь контролировать как можно дальше. Чем раньше вы обнаружите мотоциклиста, тем лучше. Единственная горящая фара и характерный силуэт — вам в помощь, это отличный идентификатор, хотя далеко не факт, что светотехника у всех исправна;
— выцепили в зеркало взглядом мотоцикл, отлично, — не спешите перестраиваться. Часто по кратковременному броску взгляда сложно либо вовсе невозможно определить скорость сближения. Имея существенно более высокую скорость, нежели у вас, мотоциклист уже в следующий момент может оказаться рядом!
— мотоциклисты могут «теряться» в мёртвых зонах, поэтому контролируйте обстановку сзади не только по зеркалам, но и оглядываясь назад перед манёврами;
— даже если нужно сделать небольшое перестроение на несколько сантиметров в пределах своей полосы, делайте это максимально осторожно (боковое зеркало, поворот головы, взгляд в мёртвую зону), среди мотоциклистов есть «миллиметровщики», которые выстраивают свою траекторию практически без запаса;
— всегда будьте готовы, что вас напугает «наше неожиданное появление сзади». Если дёрнулись, постарайтесь не рвать руль резко в сторону (знаю, сложно) — чревато дестабилизацией машины, потерей управляемости и аварией. Кстати, испуг так же могут вызывать «гонщики» на спорт-карах и разного рода «заряженных» «зажигалках»;
— «дабл-эффект». Мотоциклисты часто ездят «в связках», по двое, трое (иногда более) человек. Они лавируют в плотном потоке, перестраиваются, «шахматят». Если вы заметили-таки приближающийся сзади мотоцикл перед перестроением, задержались в своей полосе чтобы его пропустить, не факт, что он окажется единственным. Водители часто, «встретив», «обработав» и «отдав всё внимание «первому», провожая его взглядом, расcлабляются — «ага, ну нормально, вон он уже впереди, можно перестраиваться», и тут бах(!) второй (или третий). Будьте готовы к этому всегда, размеренное движение и тотальный контроль обстановки — ваши главные помощники. Кстати, «дабл-эффект» и при встречном разъезде с мотоциклистами тоже может сыграть злую шутку, именно по этой причине не советую «резать» траектории в слепых поворотах на извилистых дорогах;
— а вообще, если во время движения вы увидели в зеркале несущегося мотоциклиста и хотите, чтобы разъезд с ним произошёл безопасно, — не предпринимайте никаких действий. Водитель мотоцикла уже «прочитал» всё на много ходов вперёд и уже спланировал, как вас можно объехать. Любой ваш маневр может «смешать» карты и привести к ДТП. Мотоциклисты могут двигаться в двух параллельных «междурядиях». Подвинетесь, чтобы пропустить одного, — зажмете второго (похожая ситуация на видео выше). В общем, главное, чтобы ваши действия были «прозрачными» и прогнозируемыми. Ну а если пришлось встретиться в пробке, — аккуратно подвиньтесь, позвольте байкеру проехать. И вам обязательно будут благодарны. Кстати, далеко не всегда «спасибо» — это кивок головой или взмах рукой. Голова нужна, чтобы смотреть вперед, а руки часто некогда отрывать от руля, ведь на нем и газ, и тормоз, и сцепление. Многие мотоциклисты в знак благодарности отдёргивают в сторону ногу.
Виталий Кабышев: Я, в свою очередь, добавлю: всё, о чём сейчас говорил Павел, как раз те случаи, когда здорово выручает система мониторинга «мёртвых» зон. Полностью, конечно, на неё лучше не полагаться. Система-то сработает и предупредит, но скорость приближающегося сзади байкера может быть настолько высока, что он может поравняться с вашим автомобилем буквально через пару мгновений после первых сигналов системы.
Паш, что скажешь по поводу пешеходов?
Павел Курлапов: Пешеходы — это самые уязвимые, самые неподготовленные и самые невнимательные участники движения.
За зиму они также отвыкли от того, что мотоцикл появляется очень неожиданно. Важный момент — насколько быстро приближается маленький объект, определить сложнее, особенно, когда тот вдалеке. Этот эффект, опять же, усугубляется тем, что скорости мотоциклов высокие. Сколько было случаев, когда пешеход, после того, как ступил наперерез мотоциклисту, восклицал: «Я его не видел!» (ага, с прямотоком, включенной фарой и в оранжевой жилетке), «Я думал, что он едет не так быстро!».
Так что смотрите в оба, особенно, когда выходите из-за «укрытий», перепроверяйте обстановку, никуда не спешите, а при переходе по пешеходному переходу не лезьте под колёса и ни в коем случае не «настаивайте на своей правоте», вас попросту могут не заметить! Мотоцикл ли, автомобиль — всё едино, они имеют скорость, инерцию и не могут остановиться мгновенно. Наедут, переломают, покалечат и фамилию не спросят. Переходим дорогу, только убедившись в отсутствии опасностей или видя, что вас действительно пропускают. Дети вообще отдельная тема — они подвижны, и их действия часто вовсе непредсказуемы...
Мотоциклистам здесь скажу вот что: не гоняйте, как сумасшедшие, включайте на максимум внимание перед «зебрами», автобусными остановками и вообще везде, где есть или могут появиться люди в непосредственной близости от проезжей части и на ней. Осторожнее в жилых зонах, близ детских площадок, и просто помните, что пешеходы вас могут не видеть вовсе. Думайте за них!
Ну и, наконец, послание мотоциклистам:
Сейчас, даже если солнышко яростно греет нос сквозь визор шлема, асфальт ещё очень холодный. Дорожное полотно прогревается очень медленно, и, соответственно, если ночью был минус, а днём припекло, температура полотна наверняка все ещё минусовая. Мотоциклетная резина не рассчитана на работу в таких условиях, и «держак» будет в разы слабее, чем летний. Никаких резких маневров, открытия «дырки» и попыток изобразить стоппи!
Всю зиму дороги поливали и посыпали песком, гранитной крошкой, солью и жидкими реагентами. Жидкие смеси даже после высыхания оставляют на асфальте плёнку, которая заметно снижает сцепление резины с дорогой. Её не видно, и асфальт кажется абсолютно сухим и чистым, но это не так. Пока по улицам не пройдут поливальные машины и не вымоют асфальт с шампунем, слой засохшей «пАдливы имени Лужкова» никуда с него не денется. В мойке дорог помогут и пара хороших ливней, но они, как правило, случаются только в мае, а кататься-то хочется уже сейчас. Просто помните, что весенний держак по крайней мере вполовину хуже летнего и даже осеннего.
Песок и крошка — тоже не шутки. Огромное количество «сыпучки» осталось лежать на дорогах. Как правило, колёсами автомобилей песок и гравий раскидывает с колей, но он остаётся в середине полосы и по её краям. Особенно много «сыпучих продуктов» скапливается у обочин и разделительных ограждений магистралей. Чем чревато торможение или резкое открытие газа на песке, думаю, рассказывать не нужно даже новичкам. Это не совсем удобно и характерно для мотоцикла, но стараемся ехать по автомобильным траекториям.
Особое внимание лужам. Лучше всего вообще по ним не ездить. Зачастую, утреннее и дневное солнце растапливает лужу только частично, и под слоем воды остается корка льда. Чтобы «убраться» на таком сюрпризе, даже газовать не нужно. Достаточно просто моргнуть. Луж — сторонимся.
К влаге на дороге стоит внимательно относиться и по вечерам (об этом в статье «Весна в опасности! Внимание на дорогу»). Как мы уже выяснили, плюсовая температура воздуха не гарантирует плюсовую температуру асфальта. Если на солнце дорога была просто мокрой, то с его заходом отрицательная температура дороги мгновенно замораживает тонкий слой воды. Более того, подобные ледяные сюрпризы могут встречаться даже в тени деревьев, заборов и прочих сооружений, препятствующих попаданию прямого солнечного света на асфальт. Остерегаемся затененных участков дороги и сумерек.
Помним, что, помимо всего выше перечисленного, — нашими врагами (для автомобилистов, кстати, тоже актуально) являются мокрые люки, рельсы и резиновые уплотнения между ними, полимерная разметка. Кошки, собаки (они сейчас отвыкли от жёсткого трафика), любой кирпич или бетонный блок, упавший с самосвала, ямы (коих по весне становится несчётное количество), открытые колодцы, да мало ли чего ещё...
Навыки
После долгих зимних месяцев ожидания зачастую первый выезд сопровождается мыслями вроде «Как будто только вчера слез с мотоцикла», а не «ходил пешком полгода». Да, моторная память организма действительно сильна, руки и ноги сами вспоминают, как выжимать сцепление, куда дергать лапку КПП и сколько дать газу, чтобы тронуться. Вот только за мышечную активность, особенно «автоматическую» (вроде ходьбы, езды на велике или плавания) отвечает мозжечок. И всё, что в нём происходит, — вещи подсознательные. Это не вы помните, как надо ездить. Это ваше тело.
В реальности же навыки управления мотоциклом за зиму очень сильно забываются. Проявляется это, чаще всего, в критических ситуациях, когда нужно резко объехать выбоину на асфальте (кто, помогая весне, жрал снег? Зачем и асфальт съели?) или вдруг зазевавшийся автомобилист не пропустил. Зачастую, элементарный, вроде бы, манёвр, оказывается, требует гораздо больше времени на обдумывание, нежели летом, да и воспроизвести его не всегда получается с той же чёткостью и лёгкостью. Как результат — падение и битый пластик, в лучшем случае. Навыки восстанавливаются не сразу. В среднем, если ездить каждый день и хотя бы по несколько десятков километров, на полное восстановление уйдёт две-три недели. В ком-то может взыграть гордость: «да я десять лет за рулем, какие две недели?!». Конечно, всё индивидуально, но общая картина именно такова. Не стоит выпендреж перед самим собой (а перед кем еще?) больничной койки и разбитого мотика в самом начале сезона. Значит, первое время стараемся держать среднюю скорость ниже привычной. Первый же форс-мажор на дороге даст почувствовать, что мозг ещё помнит не всё.
Средний мотоциклист должен соображать и планировать следующие секунды и метры своего движения в два-три раза быстрее автомобилиста. Это обусловлено и скоростью движения, и более высокой маневренностью мотоцикла, и тормозной динамикой. Прогнозировать поведение всех участников движения, находящихся в опасной близости от тебя, — вообще очень полезное умение, а сейчас нужно делать поправку на то, что вашего появления не ждут даже гипотетически.
— главный рецепт (он актуален и для автомобилистов, и для пешеходов тоже) — простой: думать за себя и за каждого окружающего;
— основная установка в голове, которая должна быть по умолчанию: меня никто не видит, я вижу всех — думать за всех тоже должен я;
— золотое правило трех «Д» — «Дай Дорогу Дураку» — работает всегда и безотказно.
Помните, что вам никто ничего не должен. Ни пропускать, ни двигаться в ряду, чтобы дать проехать, и уж тем более — заранее замечать в зеркалах. Возможности заметить вас у человека могло и не быть вовсе! Старайтесь не злиться и не выражать агрессии к окружающим. А вот если кто-то все-таки совершил в ваш адрес добрый жест — пропустил или подвинулся, — обязательно отблагодарите. «Спасибо» на дороге всегда поднимает настроение и запоминается. Тем более, когда оно прилетает от «страшного брутального байкера».
Вот, в общем, и все нехитрые правила, которые нужно соблюдать в первые недели (и не только) мотоциклетного сезона. Внимание, контроль обстановки вокруг, постоянный прогноз развития ситуации, ну и, конечно же, вежливость. И не летайте быстрее вашего ангела-хранителя! У вас (и окружающих) не девять жизней, а всего лишь одна. ПДД написаны кровью, миллион раз говорено. Для того, чтобы «всё закончилось», много не надо...
Виталий Кабышев: Паш, ты сам много падал?
Павел Курлапов: Пару раз было, но без «криминала», слава Богу. Всё обходилось покорябанным пластиком. Среди нашего брата много тех, кто выжимает из своих машин всё, что можно, но я не сторонник запредельных скоростей и агрессивного стиля. Если так посмотреть, по большому счёту, спешить-то некуда! И ещё важный момент. Он простой, но требует озвучания и осмысления — мотоцикл (мопед или скутер, неважно), в отличие от четырёхколёсного собрата, — штука по умолчанию неустойчивая. Состояние неустойчивого равновесия может поддерживаться только при одновременном соблюдении ряда условий — наличия скорости, гироскопического эффекта, управления балансом и это всё при отсутствии дестабилизирующих факторов, коих великое множество (от порыва ветра и пробитой покрышки до летящего наперерез грузовика). Нарушь хоть одно из условий — падения, а часто и трагедии, не избежать. Ровных дорог, интересных километров, быстрых поворотов и гроз, которые видно только в зеркалах заднего вида!
Беседу вёл Виталий Кабышев
Фото: Ольга Харитонова, Виталий Кабышев, Мото@Mail.Ru и Legion-Media.ru
Видео по теме:
Что ещё почитать: