Олимпийский автопробег Skoda. Может ли Олимпиада стать гордостью нации?

Зачем России нужна сочинская Олимпиада? Задавшись этим вопросом, мы решили принять участие в автопробеге по олимпийским столицам Европы, чтобы своими глазами увидеть, как сейчас выглядят эти города. И вот, что мы увидели...
Алексей Кованов

Для тех, кто пропустил начало нашего рассказа, коротко повторим: почти месяц назад стартовал автопробег на кроссоверах Skoda Yeti, цель которого — соединить самую южную из европейских столиц зимних Олимпиад, Сочи, с самой северной — норвежским Лиллехаммером, посещая и другие города, где проводились зимние Игры. Мы, Авто Mail.Ru, присоединились к олимпийской экспедиции в середине маршрута, в итальянском Турине.

Жаль, что нам не удалось увидеть предолимпийский Сочи. Участники «первой смены» автопробега говорят, что сейчас столица следующей зимней Олимпиады больше напоминает гигантскую стройплощадку, нежели город, готовый через 12 месяцев принять главное спортивное событие планеты... Впрочем, в других городах, которые принимали Игры, тоже вспоминают, как многие спортивные объекты доделывались в самый последний момент, — это, можно сказать, для олимпийских столиц традиция. Так, по рассказам местных жителей, было в Турине, в Альбервиле, в Лиллехаммере...

Только судьбы этих столиц сложились по-разному: если крохотный французский Альбервиль после Олимпиады 1992 года стал известным горнолыжным курортом, то Турин (здесь проходили Игры-2006) никаких дивидендов не извлёк — олимпийская деревня и спортивные сооружения попросту пустуют. В двух других городах, где побывал автопробег, Гренобле и Шамони (в этом городке состоялась самая первая зимняя Олимпиада), вообще не помнят, что здесь проходило главное спортивное событие планеты... И вот, наконец, мы добрались до норвежского Осло — города, который принимал белые Игры 1952 года. Помнят ли норвежцы об Играх, где их национальная сборная заняла второе место?

Помнят! Если спросить, где находится олимпийский стадион, каждый горожанин покажет верную дорогу, а ещё посоветует посетить знаменитый Холменколлен (самая высокая точка Осло, на вершине которой находится спортивный комплекс, сочетающий лыжный трамплин, лыжную и биатлонную трассы) и расскажет программу спортивных мероприятий... В зимних видах спорта здесь, похоже, разбирается каждый. Подтверждение этому — огромное количество магазинов, торгующих спортивной одеждой, а также множество лыжных гонок самого разного уровня.

Вообще, любые спортивные состязания для норвежцев — это семейный праздник. На стадион идут всем семейством, включая маленьких детей и собак. Притом попасть на мероприятие по местным меркам стоит сущие копейки: один взрослый билет обойдётся примерно в 500 рублей, а дети вообще проходят бесплатно. И это при средней по стране зарплате в 37 тысяч крон, что составляет около 200 тысяч российских рублей! За комплект фанатской атрибутики (шарф, шапка и болельщицкий колокольчик) придётся отдать не больше 1000 рублей (здесь и далее — цены в российской валюте), кружка сытного рыбного супа (включая, собственно, сувенирную кружку на память) — 150 рублей, стакан кофе — 50 рублей...

А как болеют норвежцы! От грохота колокольчиков закладывает уши, над головами летают сотни флагов, люди скандируют кричалки и поют песни... И неважно, из какой страны лыжник пробегает мимо — внимания хватает всем. А это что за представительный мужчина, с которым здоровается едва ли не каждый болельщик? Король Норвегии! С парой охранников, без напускного пафоса. Харальд V, между прочим, большой поклонник спорта — смотрит соревнования, всем видом показывая, что искренне болеет за норвежских спортсменов.

Салон Skoda Yeti демократичен как король Норвегии. Простые контуры передней панели, никакой вычурности и напыщенности — только голый функционал без дизайнерских изысков. Скучно? Зато удобно. И войти сюда может каждый, независимо от классовой принадлежности: в Yeti гармонию обретут и офисный работник в деловом костюме, и простой работяга в дешёвых джинсах — строгий стиль интерьера поистине универсален. По части телосложения водителей и пассажиров тоже никакой дискриминации — дверь распахивается широко, проём большой и не заужен сверху. Заходи кто хочешь! И запас пространства внутри немалый. Крыша не давит на макушку даже рослым водителям, есть запас по регулировкам.

А вот запаса свободного пространства в багажнике маловато: да, сюда без проблем поместятся два больших дорожных чемодана и пара рюкзаков, но хочется-то большего! Впрочем, в «грузовом зачёте» чешский кроссовер держится на уровне одноклассников. У конкурентов Yeti следовало бы поучиться только чистоплотности — даже на европейских дорогах боковые стёкла мгновенно затягивало мутной плёнкой, зеркала предательски «слепли», а ветровое стекло (обратите внимание на малый угол наклона последнего) требовало повышенного расхода «омывайки»... В общем, во время каждой остановки приходилось доставать влажные салфетки и «улучшать обзорность». На звание чистюли Skoda Yeti не претендует...

Что касается претензий Осло, то этот город пытается заполучить зимнюю Олимпиаду 2022 года. В противовес субтропическим Сочи норвежцы поначалу хотели предложить Международному олимпийскому комитету провести соревнования... за Полярным кругом. Но идея оказалась слишком дорогой для экономных скандинавов: «Это будет неоправданной тратой бюджетных денег! Нас попросту не поймут налогоплательщики», — ответили чиновники на упрёки жителей северных районов Норвегии, которым очень хотелось встретить главное спортивное событие планеты.

Не против принять очередные Игры и Лиллехаммер, признанный центр зимних видов спорта, где проходила Олимпиада 1994 года: вся инфраструктура здесь сохранилась, а спортивные объекты активно используются, так что строить новые сооружения не потребуется — сплошная экономия! «На те деньги, что Россия тратит на Сочи-2014, в Лиллехамере можно провести Олимпиаду... 24 раза!», — приводят любопытные данные норвежцы. Мы не берёмся оценивать правдивость этих цифр, но они очень похожи на правду.

Впрочем, и без Олимпиады Лиллехаммеру хватает спортивных событий: в этом маленьком городке (население — 26 тысяч человек) есть трассы для беговых и горных лыж, несколько трамплинов, бобслейная трасса, которые никогда не простаивают, постоянно принимая соревнования разного уровня. И сами горожане ведут спортивный образ жизни, предпочитая ресторанам и кинотеатрам лыжные прогулки. Доказательство последнего — городские законы. Так, одна половина городских улиц зимой никогда не чистится, чтобы можно было передвигаться на лыжах, а возле каждого магазина предусмотрены специальные крепления, к которым можно эти самые лыжи прицепить. Удобно!

Skoda Yeti тоже удобна. Учитывая по-легковому настроенное шасси, можно было ожидать, что официальный автомобиль сочинской Олимпиады будет жёстко потряхивать пассажиров. Но нет, подвеска упруго сглаживает неровности и только на асфальтовых волнах и лежачих полицейских Yeti усерднее, чем требуется, покачивает седоков. В список достоинств, кроме упругой энергоёмкой подвески, также добавим и тишину в салоне — внутри машины не слышно ни звука мотора, ни дорожных шумов. Только на автобанных скоростях начинают зловеще завывать передние стойки кузова...

Но кроссоверы покупают не только (точнее, не столько) для автобанов. И тут каждый, кто захочет приобрести соплатформенный фольксвагеновскому «Тигуану» кроссовер, должен знать: Yeti — не внедорожник! Полный привод здесь организован при помощи муфты в приводе задних колёс, а реальный клиренс — 180 мм. Хотя на припорошенных снегом дорогах Скандинавии полноприводный «Йети» намного предпочтительнее «Октавии», у которой привод организован на передние колёса, — те пригорки, на которые кроссовер уверенно взбирался по свежевыпавшему снегу на нешипованных шинах, легковушке приходилось штурмовать, вначале взяв разгон. Впрочем, и небольшие провокации вроде коротких «прохватов» по неглубокой снежной целине «Шкоде» вполне по силам.

Так стоит ли покупать Skoda Yeti? За те 4000 км, что мы проехали от Турина до Лиллехаммера, мы успели отметить выверенную эргономику, хорошо настроенный «робот» DSG с двумя сцеплениями и легковую, даже азартную, управляемость. Надо брать? Если нужен кроссовер, то Yeti — хороший выбор. Это фактически Tiguan, только более дешёвый. Но по удобству посадки, ездовым повадкам и размеру багажника классические легковушки (та же Octavia, особенно новая) пока превосходят кроссоверы...

А стоит ли странам бороться за проведение Олимпийских игр? Тут всё зависит от целей и задач. При правильном планировании бюджета маленькие городки после проведения соревнований становятся крупными курортами для любителей активных видов спорта — так было и в Альбервиле, и в Лиллехаммере... А попытка вкачать большие деньги в крупные города, как показывает практика европейских олимпийских столиц, заканчивается ничем — Турин тому ярчайший пример. Не хочется верить, что сочинская Олимпиада пройдёт по второму сценарию...

Алексей Кованов
Фото автора