«24 часа Дубая»: верблюды, танцы и русские на подиуме

Мы отправились в Эмираты, чтобы поболеть за первого российского победителя GT Academy, Марка Шульжицкого, которому в экипаже с Романом Русиновым предстояло вкусить все прелести суточного марафона

Что такое Дубай? Нефтяные деньги, шейхи, позолоченные Bugatti, небоскрёбы и самые роскошные отели. Настоящая арабская сказка! Но есть ещё в этом эмирате непокорённые вершины — к примеру, суточный марафон «24 часа Дубая», которому до легендарного «Ле-Мана» расти, как «хрущёвке» до башни Бурдж Халифа. В 2013-м гонка отпраздновала лишь своё восьмилетие, но мы отправлялись туда с нескрываемым энтузиазмом. Зачем? Поболеть за первого российского победителя GT Academy, Марка Шульжицкого, который в экипаже с другими «академиками» и опытным Романом Русиновым должен был вкусить все прелести суточного марафона.

content image for: 40175

Напомним, GT Academy учреждена компаниями Nissan и Sony — победители отборочных соревнований в автосимуляторе Gran Turismo 5, получали шанс оказаться за рулём настоящей гоночной машины. И GT Academy уже доказала свою состоятельность — первый выпускник «Академии», испанец Лукас Ордонес, в 2011 году финишировал в «24 часах Ле-Мана» на втором месте в категории LMP2. А в 2012-м GT Academy пришла и в Россию — выиграл её 23-летний Марк Шульжицкий из Владивостока, став лучшим из 32 тысяч участников.

content image for: 40175


Конечно, новичком в автоспорте Марка назвать было сложно — за его плечами выступления в соревнованиях по картингу в родном Приморье, не брезговал он и любительскими трек-днями. Как рассказал нам Марк, он принимал участие в «покатушках» на своём стареньком родстере Mazda MX-5. Но для серьёзных гонок ему не хватало средств — стандартная ситуация для нашей страны. А на участие в GT Academy Марка натолкнул его друг. Шульжицкий и раньше знал об этой программе, но признался, что не верил в такую возможность.

Путь к победе был тернистым — Марк попал в российский финал отнюдь не с лидирующих позиций, но раскрылся уже в Сильверстоуне, где проходило окончательное выяснение отношений под надзором британских инструкторов и Романа Русинова, пилота команды G-Drive Signatech Nissan в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC). По словам Марка, ему было сложно сразу быстро поехать на гоночном «Ниссане» категории GT4, но день за днём он наращивал темп и в итоге... выиграл GT Academy! А после трёх месяцев интенсивной подготовки и участия в региональных гонках в Туманном Альбионе он оказался в Эмиратах в одном экипаже с Русиновым, Ордонесом и ещё одним выпускником 2012 года — бельгийцем Вольфгангом Райпом. Это ли не успех?

content image for: 40175

Но дубайский марафон должен был стать первой в карьере Марка суточной гонкой, поэтому прессинг был колоссальным — по его итогам решалась судьба его дальнейшего участия в программе GT Academy. И гонка эта может показаться лёгкой только на первый взгляд — несмотря на скромный статус, техника и состав пилотов, прямо скажем, удивляли. Как вам Mercedes-Benz SLS AMG GT3 с Берндом Шнайдером, шестикратным чемпионом DTM, и Еруном Блекемоленом, двукратным триумфатором Суперкубка Porsche?

content image for: 40175

В числе фаворитов была и Ferrari 458 Italia GT3 под управлением Мики Сало — да-да, того самого финна, который в 1999 году заменял самого Михаэля Шумахера в Формуле-1, пока немец восстанавливался после травм. На победу рассчитывал и экипаж BMW Z4 GT3 в составе с Йоргом Мюллером (победителем серии ALMS и вице-чемпионом WTCC) и опытной Клаудией Хюртген. А экипаж второго «академического» Nissan 370Z GT4 команды RJN Motorsport был усилен «королевой Нюрбургринга» — известной Сабиной Шмитц!

content image for: 40175

Наши парни не стушевались — по итогам квалификации чёрно-красный Nissan под номером «127» завоевал «поул-позишн» в своём классе (SP3)! На второй строчке оказались их напарники по команде. Но до чего ж колоритной выдалась стартовая решётка! Выяснилось, что пресс-аккредитация не даёт ровным счётом ничего — простая формальность. По прямой меж разукрашенных машин гуляли все, кому не лень — представители команд и СМИ, болельщики и просто любопытные туристы с детьми. Забегая вперёд, свободно перемещались мы и в ходе гонки. Разве можно представить такое в Ле-Мане, где без огнеупорного комбинезона и близко к пит-лейн не подпустят. А как вам пелотон, растянувшийся чуть на несколько сотен метров? Шутка ли, на старт вышло 80 экипажей!

content image for: 40175


Неудивительно, что к моменту старта после двух прогревочных кругов вся эта пёстрая компания занимала уже добрую половину трассы, а первые обгоны отстающих начались спустя несколько минут. Ордонес ушёл в бой не слишком успешно, потеряв ряд позиций, но вскоре смог отыграться и выйти на второе место в классе, вслед за напарниками из RJN Motorsport. Тут-то и стало ясно, что ключом к успеху станет внимательность и стабильность — за круг нужно опередить несколько экипажей из медленных классов и не забывать пропускать лидеров! А сделать это не так и легко, как может показаться — ветер нагоняет кучу песка, поэтому, оказавшись вне траектории, можно запросто лишиться сцепления с асфальтом и вылететь с трассы.

content image for: 40175


К тому же, для всех категорий, кроме GT Pro, есть правило, ограничивающее минимальное время круга — для SP3 это 2 минуты и 12 секунд. Проехал быстрее? Лови предупреждение. На третий раз будет штраф — проезд по пит-лейн. Опытный Ордонес без труда справился с этой задачей, неплохо прошла смена и Вольфганга Райпа, и мы спустились в боксы RJN Motorsport к тому моменту, когда за руль Nissan 370Z GT4 должен был впервые сесть Марк. Все замерли — механики на пит-лейн с колёсами наготове, Шульжицкий в полной экипировке и мы у командного мостика команды. Купе заруливает к гаражу и вот он — исторический момент! Марк садится за руль, а из-под капота начинает... валить пар и машину закатывают внутрь!

content image for: 40175


Что случилось, неужели Вольфганг «убрался» на круге возвращения в боксы? На Марке лица не было — он вылез из кокпита, снял шлём и с абсолютно растерянным видом схватил тряпку и принялся натирать лобовое стекло, словно надеясь, что сейчас он вновь сядет за руль. Но стало ясно — дело пахнет серьёзным ремонтом. Райп был не виноват — вмешался случай. Бельгиец обгонял кругового буквально за поворот до въезда на пит-лейн, а в этот момент у экипажа на BMW, который был чуть впереди, отвалилось колесо. И попало оно аккурат в передний бампер «Ниссана»! Невероятное совпадение!

Ремонт с заменой радиатора занял почти час, за который рухнули все надежды не то что на победу, а на любые высокие места. Какая досада! Повезло лишь в том, что почти всё это время на трассе действовал «код 60» из-за аварий — при его активации никто не имеет права на обгоны, скорость лимитируется 60 км/ч. Задумка в том, чтобы пелотон сохранял разрывы, так как при таком числе разномастных автомобилей на столь короткой трассе неизбежен хаос во время рестарта гонки. Идея, в принципе, неплохая, но по факту мы не раз становились свидетелями, как мимо зазевавшихся пилотов из числа аутсайдеров на полном ходу проносились лидеры, раньше среагировавшие на возобновление заезда.

content image for: 40175

Но механики RJN Motorsport не остались без работы — стоило им выпустить на трассу Шульжицкого с отставанием от лидера класса уже в 12 (!) кругов, как пришлось ремонтировать второй Nissan 370Z GT4. Сабина Шмитц угодила в аварию и едва добралась до боксов. В любой спринтерской гонке это означало бы сход, но до финиша оставалось ещё 16 часов. И лишь невероятными усилиями удалось привести японское купе «в чувство» — ему натурально «вытягивали» кузов, подвесив машину к потолку гаража! Казалось, Nissan под номером «147» обратно уже не вернётся, но специалисты RJN Motorsport сотворили маленькое чудо, управившись за пару часов.

content image for: 40175

Усилия RJN Motorsport не остались в стороне — по итогам голосования слушателями Radio Le Mans, которое вело прямую трансляцию гонки, их наградили призом «Дух Ле-Мана» за волю к победе. Не опустили руки и пилоты — Марк и Роман мчались по трассе в невероятном темпе, отыгрывая по 4-5 секунд с круга (а иногда и больше), и к середине гонки поднялись уже на четвёртое место в классе. Правда, пришлось поволноваться — один из пилотов Ginetta G50 едва не вынес Романа Русинова в повороте. Лишь чудом Рома успел отвернуть от пролетающего мимо оранжевого купе! Какие тут надежды на подиум — доехать бы. Но аппетит приходит во время еды. Четвёртое место утром за шесть часов до финиша превратилось в «бронзу» после того, как BMW M3, идущая впереди, свернула в боксы на ремонт. И почти всё это время я сидел, уткнувшись в экран системы хронометража, и следил за временами кругов. Отставание от второго места таяло на глазах...

content image for: 40175


В том, что Русинов и Ордонес справятся с прессингом, едва ли кто-то сомневался. Но как после такой нервной ночи проявят себя Шульжицкий и Райп, которым нужно было пилотировать на грани? Справились! Марк поддерживал отличный и, главное, очень стабильный темп, за что его наградили дополнительной финишной сменой — всё-таки, гонка «24 часа Дубая» были призом за победу в GT Academy. И выезжал он с пит-лейн уже на втором месте! Ребята дожали-таки ещё одну BMW M3 и сократили отставание от лидера до четырёх кругов. Эх, а ведь случись даже небольшая проблема у «Лотуса», и быть им на верхней ступени пьедестала почёта.

content image for: 40175


Но даже это «серебро» заслуживает восхищения — кто бы мог подумать, что после часа, потерянного в боксах, экипаж под номером «127» закончит марафон на второй позиции? Тем приятнее, что этого очередного успеха достигли именно Русинов, Шульжицкий, Ордонес и Райп — в прошлом году выпускники GT Academy довольствовались «бронзой». Молодцы! А что до борьбы в абсолютном зачёте, то она сошла на нет ближе к финишу. После схода Porsche 911 997 GT3 R из-за пожара и технических проблем у BMW Z4 GT3 в лидеры окончательно вышел Mercedes SLS AMG GT3 под управлением Бернда Шнайдера, Йеруна Блекемолена и Шона Эдвардса и местного пилота Халида Аль-Кубаиси. С арабом-то и связаны все курьёзы.

content image for: 40175

Началось всё с того, что ещё на тестах Халид так сильно приложил Mercedes, что под вопросом оказалась дальнейшее участие — восстановлению машина не подлежала. Но Аль-Кубаиси не растерялся, пошёл гулять по боксам и выкупил у другой команды аналогичный SLS AMG GT3! Механики Black Falcon смогли придать ему чемпионские кондиции — квалификацию Mercedes с «единичкой» на борту уверенно выиграл. Но Халида отправили в экипаж под номером «2», где в числе прочих числился и россиянин Сергей Афанасьев. Второй SLS AMG GT3, к слову, уверенно держался в тройке в дебюте гонки, но потом откатился вниз после ремонта в боксах. И лишь ближе к финишу Афанасьев сотоварищи вновь прорвались на четвёртую позицию. Но разве место вне подиума могло устроить Аль-Кубаиси?

content image for: 40175


На его счастье, коллеги по цеху уверенно лидировали с отрывом 4 круга, так что на финальный отрезок арабу вновь дали «порулить» чемпионским SLS AMG GT3. Местный герой не только проигрывал догоняющему Мике Сало по 5-7 секунд, но и незадолго до финиша заехал в боксы... попить воды (у него сломалась «поилка»)! В итоге за час Халид растерял половину преимущества, но всё же первым получил отмашку клетчатым флагом. А разве могло быть иначе? На церемонии награждения нас ждало целое представление. Аль-Кубаиси, закутанный в национальный флаг, охотно позировал перед фотокамерами и принимал поздравления под напевы танцующих арабов с хлыстами для верблюдов в руках. Разумеется, не обошлось и без «кораблей пустыни» — тройка финишёров вернулась к подиуму, восседая на горбатых спинах этих парнокопытных. Кстати, в прошлом году Халид Аль-Кубаиси тоже праздновал победу. А на будущее ему, наверное, стоило предложить записаться сразу во всех классы — чтобы уж наверняка...

content image for: 40175


Но наше отличное настроение было связано не только с яркими событиями на трассе и спектаклем возле пьедестала почёта. Успешное выступление Марка Шульжицкого весьма впечатлило Даррена Кокса, директора спортивного отделения Nissan. И хотя программа на предстоящий сезон будет объявлена только осенью, Марк успел оговориться, что Даррен попросил его поспешить с оформлением британской визы. Это хороший знак! А сейчас уже известно, что Академия Gran Turismo продолжит работу в России. Кто же станет следующим счастливчиком?

content image for: 40175
Результаты гонки «24 часа Дубая» 2013:

В скобках указана позиция в классе. В таблице результаты гонки в четырёх из десяти классов

Вадим Гагарин
Фото автора, компании Nissan и организаторов

Вадим Гагарин