Зачем учиться? Что нужно делать, чтобы не попасть в ДТП? Каковы главные киты, на которых стоит наша безопасность? В этих вопросах сегодня нам помогает разобраться Алексей Колонтай — автор тренировочных методик и ведущий тренер Центра контраварийной подготовки водителей МастерКласс.
Алексей Николаевич Колонтай по образованию физик. До тренинговой деятельности, в которой он уже более 22 лет, занимался анализом человеческого фактора в авиационных происшествиях.
Я и Вадим Гагарин работаем с Алексеем уже более пяти лет, и до сих пор создаётся ощущение его неисчерпаемости. Ответ найдётся на любой вопрос любой сложности — не важно, по физике, «железкам», поведению, психологии... Ездим к нему на тренинги «поддержать форму», консультируемся и обращаемся по многим спорным вопросам, когда что-то нужно прояснить в поведении тестовых автомобилей, работе стабилизирующей электроники или типов приводов.
Начинал свою тренинговую работу Колонтай с заслуженным деятелем науки РФ, Заслуженным тренером РФ, доктором педагогических и кандидатом технических наук, профессором РГУФКСиТ, академиком Эрнестом Сергеевичем Цыганковым
Aвто@Mail.Ru (@): Зачем учиться?
Алексей Колонтай (А. К.): ... Учиться, мне кажется, — это просто интересно. Если пропадает интерес к учебе, то пропадает способность удивляться. А это уже... грустно!
Учиться — чтобы «знать»! Знать, как управлять автомобилем правильно и безопасно. Знать возможности автомобиля. Знать свои возможности как водителя при управлении. Знать и уметь, чтобы не допустить беды!
«Знать и Уметь» — это и есть опыт. «Опыт» — заставляет размышлять и снова... учиться. А учиться (к сожалению или к счастью) можно только на своих ошибках.
@: Чему и как учат на зимних курсах?
А. К.: Зимние подготовки мы проводим, обучая «через ошибку», на асфальтовых или, на жаргоне, «летних подготовках» подводим к границе ошибки, вызывая стойкое нежелание приближаться к этой опасной грани.
Учиться на дороге, совершая ошибки, — неразумно и опасно для жизни. Своей и чужой. Именно это называется «водительский стаж, приобретаемый на дорогах», который у нас считается главным мерилом водительского мастерства! Поэтому мысль «пока поездить по дорогам, а потом, когда-нибудь, поучиться» приводит к наработке собственных ошибочных приемов и ошибок. Часто с повреждением автомобиля или потерей здоровья в авариях. Ошибаться и учиться на ошибках на автодроме — значит, получать опыт и знания без отрицательных эмоций и риска для жизни.
..."Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно».
Конфуций «Беседы и суждения»
Классический пример разгильдяйского поведения на скользкой загородной дороге. Водители (неважно, в городском ли потоке, на шоссе) часто даже не подозревают о том, какое ненадёжное покрытие у них под колесами. И выясняется это, как правило, в тот момент, когда нужно экстренно выполнить какое-либо действие. Люди сами себя загоняют в такие ситуации.
И в данном случае с этой «Шкодой» мы имеем всё в одном флаконе: превышение безопасной скорости для данного типа покрытия, дальнейший сброс газа и торможение, которые дозагрузили переднюю и разгрузили заднюю ось, резкий поворот руля при возврате в правую полосу... Человек сделал всё, чтобы спровоцировать занос и разворот. Были попытки его погасить, но всё тщетно... Мало того, горе-водитель совсем позабыл про тормоз (растерялся? не был пристёгнут? вышибло с водительского места?), иначе автомобиль не вылетел бы на обочину. В общем, этой «Октавии» сильно повезло, не попала ни под встречных, ни под попутных.
Данное видео является учебным материалом. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ. Источник
Хороший пример, когда навыки, приобретённые на ледовых зимних подготовках, сработали летом. Водитель, двигаясь по сухому скоростному автобану, попал на разлитое в повороте масло (такая же ситуация возможна с рассыпанным песком или гравием или когда лопается заднее колесо). Водитель, имея навыки контраварийной подготовки и прекрасную технику руления, быстро изменяя углы поворота колёс, грамотно действует на опережение. Это, собственно, и погасило амплитуду ритмического заноса.
Данное видео является учебным материалом. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ. Источник
@: Как определить новичкам и не новичкам качество покрытия под колёсами?
А. К.: Глазами, и на ощупь — обувью, пока идете к автомобилю. Начав движение, на прямом участке пустой дороги резко и коротко нажмите педаль тормоза или газа. Кивок (или его отсутствие), срабатывание ABS при торможении дадут необходимую информацию о том, чего ждать от автомобиля в сегодняшней поездке. Та же ситуация, если нажали на газ, а автомобиль, что называется, не разгоняется. Пробуксовка сопровождается характерным звуком от ведущих колёс, увеличением оборотов двигателя и показаний спидометра. Чтобы автомобиль не потерял траекторию под действием боковых сил (в повороте или на поперечном уклоне), нужно отпустить газ, тогда сцепление колёс с дорогой восстановится. Автомобиль, оборудованный противобуксовочной системой, тоже не будет эффективно разгоняться, здесь с проскальзываниями будет бороться электроника, в этот момент начнет мигать желтый индикатор с «поскользнувшейся машинкой».
@: Главные киты безопасности? Философия безопасности, которой вы придерживаетесь.
А. К.: Философия безопасности?! Свои принципы никогда так пафосно не называл! Как раньше Земля держалась на трех китах, так и безопасность опирается на них же.
Главный «кит» — ехать со средней скоростью движения потока! Для этого, как я говорил ранее, дистанция между автомобилями должна быть не менее двух-трех секунд движения. Без резких ускорений и резких маневров. Для самопроверки и самоконтроля — чем меньше тормозишь, тем грамотнее управляешь. Самый предельный случай мне попался, когда пришлось переучивать человека, который тормозил каждые... 2-3 секунды. Он утверждал, что так ехать быстрее! Но у любой реки и дорожного потока есть средняя скорость движения, все равно быстрее нее проехать удастся с большим трудом и значительным риском. Движение с превышением скорости потока на 20% увеличивает риск совершения неисправимой ошибки на 80%. Позабыть навсегда слова «успею» и «проскочу».
Второй «кит» — быть предсказуемым и однозначным образом обозначать свои намерения.
Третий «кит» — видеть и быть хорошо видимым. Своим поведением нельзя лишать возможности других водителей успевать реагировать на мои действия. Это основывается на том, что даже хорошо подготовленному водителю требуется, например, для экстренного начала замедления автомобиля не менее 1 секунды! Еще раз повторюсь, что на скорости 60 км/час — это 17 метров, на 80-ти — это уже 22 метра!
@: Как выбрать безопасный автомобиль? На что обращать внимание?
А. К.: Выбирать автомобиль надо по другим критериям: нравится — не нравится, и «для чего» он вам нужен — картошку возить или себя любимого.
@: Хорошо, как выбрать наиболее безопасный из тех, которые нравятся?
А. К.: Чем больше масса, чем больше подушек, стабилизирующих систем и звёзд, тем лучше. Но каким бы современным и безопасным ни был автомобиль, опасным его делает сам водитель. И это зависит в большей степени от его реальных навыков, склонности к агрессии или пассивности, доминированию на дороге за чужой счет и т.д.
@: Система динамической стабилизации (ESP или ESC). Чем полезна, чем вредна?
А. К.: Во время обучения мы отключаем все системы электронной безопасности, которые можно отключить. И добиваемся того, что водитель справляется с нештатными ситуациями (заносы, сносы, ритмические заносы) без них. А после включения этих систем, своими действиями он просто не допускает их срабатывания. Потому что срабатывание любой системы электронной безопасности говорит о том, что водитель совершил грубую ошибку.
Польза этих систем в том, что неподготовленному водителю они незначительно повышают шанс на выживание. Повышают, но все равно отсутствие наработок и физиология стрессовой ситуации не позволит ему что-либо сделать, кроме того, что нажать на тормоз. А вот для подготовленного по контраварийным программам водителя эти системы станут куда более эффективной дополнительной страховкой на случай, если по какой-то причине (усталость, невнимательность, лопнуло колесо на скорости, да мало ли...) начало развиваться негативное поведение автомобиля. Эти системы «подарят» ему дополнительное время для активного вмешательства в процесс возврата автомобиля к безопасному режиму движения. К тому же система динамической стабилизации — это дополнительный инструмент, который задействует иные принципы управления, нежели водитель. Чтобы вернуть поскользнувшийся автомобиль на заданную рулём траекторию, электроника выборочно притормаживает нужные колёса. И в большом количестве ситуаций это очень и очень эффективно! По разным данным разных институтов и ассоциаций безопасности, ESP позволяет снизить количество аварий, возникающих из-за заноса, в диапазоне от 40 до 80%.
Вред? Скорее не вред, а то, что производители умалчивают, что эти системы наиболее действенны на скоростях до 70-80 км/час на асфальте. А дальше все зависит только от навыков водителя и кривых законов физики. Если все происходящее вне пределов сцепных свойств, ESP не поможет, автомобиль будет при заносе продолжать вращение. Как долго? Все зависит от скорости и покрытия, на которых это происходит. Porsche (Cayenne ли, Carrera S4 ли), последние BMW любой серии и Мерседесы с активированной системой стабилизации после двойной переставки на асфальте со скорости 100-110 км/час запросто разворачиваются на 180о. А иногда и на большие углы, если пассивно сидеть и просто держаться за руль. На льду то же самое происходит при куда более скромных скоростях. Пока еще ни один производитель не берет на себя смелость вращать руль с помощью электронных систем безопасности. Машины пока не имеют глаз, чтобы смотреть туда, где нужно оказаться! Но человеку, достаточно позаниматься по базовым программам хотя бы пару дней, чтобы стало ясно, что на высоких скоростях — свыше 70-80 км/ч — ваша жизнь будет зависеть не от электроники, а от понимания происходящего, от точности работы рулём, скорости его вращения, дозирования тяги и замедления.
@: Где учиться? На что обращать внимание при подборе курсов контраварийной подготовки или частного инструктора?
А. К.: Найти из тех немногих тренеров-профи, тренеров-методистов, «своего тренера» очень непросто. Стоимость их индивидуальных услуг высока. Дешевле и не менее эффективны занятия в группе. Местом занятий должен быть обозначен большой автодром, и ни при каких условиях не могут быть городские дороги. Исключение составляют специальные городские программы. Подготовка не должна носить вид — упражнение раз, упражнение два и т.д. В программе должна быть четко прослеживаемая педагогика. Чем начинаем и к чему должны прийти. От простого к сложному, с обязательным повторением в новых упражнениях уже изученных приемов. Это и есть то, что я называю «учиться по правильно построенным методикам, которые учитывают физиологические особенности поведения человека в стрессовых ситуациях».
Беседу вел Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и МастерКласс