Вчера на заводе «ПСМА Рус» под Калугой состоялся торжественный запуск полного цикла производства автомобилей. Важность события подчёркивает уровень посетивших его лиц: среди таковых были как крупные федеральные чиновники, так и высокие иностранные гости. Мы также присутствовали на презентации и выяснили, что, как и зачем будет собираться на предприятии альянса PSA Peugeot Citroen — Mitsubishi.
В Калужской области за последние годы разместили свои предприятия многие иностранные компании, например Nestle, Samsung, Siemens или L’Oreal. И удивляться этому не надо: развитое и удобное транспортное сообщение с Москвой, благоприятная административно-деловая среда. А в контексте автомобильного производства в последнее время даже активно используется термин «калужский автомобилестроительный кластер» — под ним понимается совокупность заводов Volkswagen, PSA, Volvo Trucks и некоторых других производств автомобильной отрасли.
Сам завод «ПСМА Рус» расположен в Калужской области примерно в 180 км от Москвы. Доли в нём распределены так: 70% у французского концерна PSA Peugeot Citroen и 30% у японской компании Mitsubishi. Первый камень этого предприятия был заложен 10 июня 2008 года, а машины там стали выпускать уже 23 апреля 2010 года. Всего методом крупноузловой сборки на предприятии за прошедшее время было собрано около 99 тысяч хэтчбеков Peugeot 308 и Citroen C4, а также кроссоверов-близнецов Mitsubishi Outlander, Citroen C-Crosser и Peugeot 4007. А теперь, спустя 2 года, завод полностью подготовили к производству машин по полному циклу.
Новое производство представляет собой две линии в кузовном цехе, одну линию покраски и две линии сборки, которые рассчитаны на выпуск автомобилей одной из двух платформ: легковой и внедорожной. Уже сейчас начинается производство седанов Peugeot 408, в ноябре появится новый кроссовер Mitsubishi Outlander, а в начале 2013 года стартует выпуск Citroen C4 L. Peugeot 408 и С4 L представляют собой седаны на платформе хэтчбеков Peugeot 308/Citroen C4, созданные для быстрорастущих рынков России, Латинской Америки и Азии. Ну а что такое Outlander, объяснять, наверное, не нужно (кстати, «Аут» мы недавно протестировали — подробнее об этом автомобиле читайте в материале «Новый Outlander. Кроссовер не мальчика, но мужа»).
Сегодня на заводе уже работают 1700 человек, а вскоре их количество увеличится до 2500. Завод будет выпускать около 125 000 автомобилей в год. Производство компактно расположилось на общей территории в 145 гектаров, а для оптимизации логистических процессов и большей экологичности производства все цеха расположились под единой крышей. Только цех покраски сделан отдельным помещением, что продиктовано требованиями пожарной безопасности. Для сохранения окружающей среды предприятие также использует в основном железную дорогу вместо грузового автомобильного сообщения, предварительную очистку технической воды и иные «зелёные» технологии.
Чтобы производить по 400 машин в день, две кузовные линии будут собирать соответственно 18 легковых и 8 внедорожных кузовов в час. Около каждой такой линии, оснащённой современными роботами, существует специальная логистическая зона с запасом необходимых компонентов. При этом производство построено таким образом, что более двух третей всех сварных точек будет делаться на калужском заводе, и лишь малая часть обеспечиваться другими заводами материнских компаний. Далее кузова поступают в отдельный покрасочный цех длиной около 2 км, в котором покрываются одним из 12 возможных оттенков. Кстати, общая масса краски на кузове — около 6 кг.
После окраски кузов в зависимости от его типа отправляется на одну из двух сборочных линий, вокруг которых расположены логистические зоны, зоны контроля качества и ремонтных работ. Сборочный конвейер для легковых автомобилей состоит из примерно 65 рабочих постов и имеет общую длину 650 метров, а внедорожники собирают на 45 участках общей длиной в 400 метров. При заводе есть также большой и малый испытательный треки для тестирования производимых автомобилей, а также совместно с Правительством Калужской области открыт тренинг-центр для обучения около 2000 сотрудников.
Уровень локализации компонентов в 2012 году — около 30% для модели Peugeot 408. Это панели кузова из Москвы (ААТ) и Калуги (Gestamp), стёкла и борская светотехника из Нижнего Новгорода, кресла, передняя панель, центральная консоль, внутренняя обивка и детали отделки, коврики, шумоизоляция, топливный бак, выхлопная система, бамперы и другие детали с предприятий Калуги и Нижнего Новгорода, проводка из Татарстана, колёса Евродиск из Питера, московские шины Michelin и прочие компоненты с расположенных в России заводов. Уровень локализации деталей Аутлендера пока более скромный, около 10%, но к 2014 году этот показатель увеличат до 30%. Сегодня сюда входят стёкла, детали выхлопа, небольшие кузовные детали, сиденья и некоторые мелочи в салоне.
Что касается альянса PSA Peugeot Citroen — Mitsubishi, то его стремление наладить под Калугой полноценное производство понятно: это позволит упростить логистику и предлагать более конкурентоспособные цены, чем прежде. Сегодня PSA Peugeot Citroen является вторым по величине европейским автопроизводителем, продающим ежегодно по всему миру 3,5 млн автомобилей. При этом Россия, наряду с Азией и Латинской Америкой, являются приоритетным для концерна регионом. В частности, ожидается, что Россия в ближайшее время станет для него крупнейшим европейским рынком, поэтому в течение последних двух лет в рамках компании действует специальный директорат по России, Украине и странам СНГ. Компания Mitsubishi также ценит российский рынок — в прошлом году она продала в России около 74 тысяч машин, что примерно на 2 тысячи больше, чем показатель концерна PSA Peugeot Citroen.
Дмитрий Ласьков
Фотографии автора