Новый Peugeot 408 — запуск по полному циклу

Вчера на заводе «ПСМА Рус» под Калугой состоялся торжественный запуск полного цикла производства автомобилей
Дмитрий Ласьков

Вчера на заводе «ПСМА Рус» под Калугой состоялся торжественный запуск полного цикла производства автомобилей. Важность события подчёркивает уровень посетивших его лиц: среди таковых были как крупные федеральные чиновники, так и высокие иностранные гости. Мы также присутствовали на презентации и выяснили, что, как и зачем будет собираться на предприятии альянса PSA Peugeot Citroen — Mitsubishi.

В Калужской области за последние годы разместили свои предприятия многие иностранные компании, например Nestle, Samsung, Siemens или L’Oreal. И удивляться этому не надо: развитое и удобное транспортное сообщение с Москвой, благоприятная административно-деловая среда. А в контексте автомобильного производства в последнее время даже активно используется термин «калужский автомобилестроительный кластер» — под ним понимается совокупность заводов Volkswagen, PSA, Volvo Trucks и некоторых других производств автомобильной отрасли.

Сам завод «ПСМА Рус» расположен в Калужской области примерно в 180 км от Москвы. Доли в нём распределены так: 70% у французского концерна PSA Peugeot Citroen и 30% у японской компании Mitsubishi. Первый камень этого предприятия был заложен 10 июня 2008 года, а машины там стали выпускать уже 23 апреля 2010 года. Всего методом крупноузловой сборки на предприятии за прошедшее время было собрано около 99 тысяч хэтчбеков Peugeot 308 и Citroen C4, а также кроссоверов-близнецов Mitsubishi Outlander, Citroen C-Crosser и Peugeot 4007. А теперь, спустя 2 года, завод полностью подготовили к производству машин по полному циклу.


Новое производство представляет собой две линии в кузовном цехе, одну линию покраски и две линии сборки, которые рассчитаны на выпуск автомобилей одной из двух платформ: легковой и внедорожной. Уже сейчас начинается производство седанов Peugeot 408, в ноябре появится новый кроссовер Mitsubishi Outlander, а в начале 2013 года стартует выпуск Citroen C4 L. Peugeot 408 и С4 L представляют собой седаны на платформе хэтчбеков Peugeot 308/Citroen C4, созданные для быстрорастущих рынков России, Латинской Америки и Азии. Ну а что такое Outlander, объяснять, наверное, не нужно (кстати, «Аут» мы недавно протестировали — подробнее об этом автомобиле читайте в материале «Новый Outlander. Кроссовер не мальчика, но мужа»).

Сегодня на заводе уже работают 1700 человек, а вскоре их количество увеличится до 2500. Завод будет выпускать около 125 000 автомобилей в год. Производство компактно расположилось на общей территории в 145 гектаров, а для оптимизации логистических процессов и большей экологичности производства все цеха расположились под единой крышей. Только цех покраски сделан отдельным помещением, что продиктовано требованиями пожарной безопасности. Для сохранения окружающей среды предприятие также использует в основном железную дорогу вместо грузового автомобильного сообщения, предварительную очистку технической воды и иные «зелёные» технологии.


Чтобы производить по 400 машин в день, две кузовные линии будут собирать соответственно 18 легковых и 8 внедорожных кузовов в час. Около каждой такой линии, оснащённой современными роботами, существует специальная логистическая зона с запасом необходимых компонентов. При этом производство построено таким образом, что более двух третей всех сварных точек будет делаться на калужском заводе, и лишь малая часть обеспечиваться другими заводами материнских компаний. Далее кузова поступают в отдельный покрасочный цех длиной около 2 км, в котором покрываются одним из 12 возможных оттенков. Кстати, общая масса краски на кузове — около 6 кг.

После окраски кузов в зависимости от его типа отправляется на одну из двух сборочных линий, вокруг которых расположены логистические зоны, зоны контроля качества и ремонтных работ. Сборочный конвейер для легковых автомобилей состоит из примерно 65 рабочих постов и имеет общую длину 650 метров, а внедорожники собирают на 45 участках общей длиной в 400 метров. При заводе есть также большой и малый испытательный треки для тестирования производимых автомобилей, а также совместно с Правительством Калужской области открыт тренинг-центр для обучения около 2000 сотрудников.

Уровень локализации компонентов в 2012 году — около 30% для модели Peugeot 408. Это панели кузова из Москвы (ААТ) и Калуги (Gestamp), стёкла и борская светотехника из Нижнего Новгорода, кресла, передняя панель, центральная консоль, внутренняя обивка и детали отделки, коврики, шумоизоляция, топливный бак, выхлопная система, бамперы и другие детали с предприятий Калуги и Нижнего Новгорода, проводка из Татарстана, колёса Евродиск из Питера, московские шины Michelin и прочие компоненты с расположенных в России заводов. Уровень локализации деталей Аутлендера пока более скромный, около 10%, но к 2014 году этот показатель увеличат до 30%. Сегодня сюда входят стёкла, детали выхлопа, небольшие кузовные детали, сиденья и некоторые мелочи в салоне.


Что касается альянса PSA Peugeot Citroen — Mitsubishi, то его стремление наладить под Калугой полноценное производство понятно: это позволит упростить логистику и предлагать более конкурентоспособные цены, чем прежде. Сегодня PSA Peugeot Citroen является вторым по величине европейским автопроизводителем, продающим ежегодно по всему миру 3,5 млн автомобилей. При этом Россия, наряду с Азией и Латинской Америкой, являются приоритетным для концерна регионом. В частности, ожидается, что Россия в ближайшее время станет для него крупнейшим европейским рынком, поэтому в течение последних двух лет в рамках компании действует специальный директорат по России, Украине и странам СНГ. Компания Mitsubishi также ценит российский рынок — в прошлом году она продала в России около 74 тысяч машин, что примерно на 2 тысячи больше, чем показатель концерна PSA Peugeot Citroen.

Дмитрий Ласьков
Фотографии автора