Спортивное отделение Audi явно вытянуло счастливый билет! В мае «кольца» впервые в истории выиграли гонку «24 часа Нюрбургринга», затем отпраздновали победу на этапе DTM в австрийском Шпильберге, а спустя ещё две недели в 11-й раз покорили «Ле-Ман». Сложно придумать более подходящий момент для дебюта очередной «заряженной» Audi. Но кто бы мог подумать, что это окажется... универсал? И вот я сижу в новейшей RS 4 Avant, а под колёсами — шершавый асфальт трассы Red Bull Ring. Той самой, где совсем недавно на высшей ступени подиума пил шампанское пилот A5 DTM Эдоардо Мортара.
А ведь немцы грозились, что RS 4 Avant не появится в модельном ряду компании. Напомним, предыдущее поколение быстрой «четвёрки» сняли с производства ещё в 2008-м, а спустя два года дебютировала RS 5. Но, то ли маркетологи просчитались, то ли это было тщательно спланировано — берите купе, всё равно RS 4 вы не дождётесь — однако в Audi передумали. Спрос на бешеные «сараи» в Европе по-прежнему достаточно велик, а потому весной на автосалоне в Женеве публике представили третью генерацию RS 4 Avant.
К тому же, им не пришлось в очередной раз изобретать велосипед. Снаружи новая «четвёрка» полностью вписывается в концепцию всех остальных Audi с логотипами RS. Большие колёса в раздутых арках, «сотовая» решётка радиатора, алюминиевые накладки на зеркала, крупные воздухозаборники и два овальных патрубка выпускной системы — всё это мы уже видели. Лишь треугольные секции по краям переднего бампера в новинку. И это, пожалуй, самый спорный элемент во внешности новой RS 4 Avant — понравились они отнюдь не всем.
Всё знакомо и внутри. Тело обнимают великолепные опциональные «ковши» с раздельными регулировками боковой поддержки спинки и подушки — можно подобрать идеальную посадку. Руки ложатся на удобный руль небольшого диаметра, а глаз радуют цифры «9» и «320» на приборном щитке. Кстати, в базовом исполнении интерьер щеголяет карбоновыми вставками, но по заказу их заменят алюминиевыми с грубой фактурой или чёрными планками а-ля рояльный лак. Последний вариант нам не понравился, не к месту он в спортивной машине.
Спортивной ли? Немцы явно не сомневались в способностях RS 4 Avant, раз привезли нас на бывшую трассу Формулы-1. Но сначала отправили по 140-километровому маршруту. Оно и верно — познакомимся с машиной, прежде чем «дубасить» по треку. Жму кнопку, и под капотом оживает 450-сильный атмосферный V8 объёмом 4,2 литра, такой же, как и на RS 5. Впрочем, чему удивляться — вся техническая начинка перекочевала сюда как раз с «пятёрки». Двигатель выдаёт пиковые 430 Н∙м, а тяга на четыре ведущих колеса распределяется с помощью 7-ступенчатой КПП S tronic и межосевого дифференциала с коронными шестернями. Кстати, это первая Audi RS 4, которая не предлагается с «механикой», но едва ли стоит горевать по этому поводу.
Потому что работает S tronic превосходно! Выбираем в меню Audi drive select режим dynamic, жмём правую педаль в пол, и RS 4 Avant пулей срывается с места. Передачи меняются быстро, без запинок, сотню км/ч «сарай» массой 1870 кг (с учётом водителя) набирает всего за 4,7 секунды. Казалось бы, чего ещё пожелать? Ощущений! Разгон быстрый, но плавный, впечатляет разве что скорость стрелки спидометра, которая буквально летит в правую часть шкалы. И звука не хватает. От высокооборотного V8 априори ждёшь богатства тембра, заставляющего выкручивать каждую ступень до конца. А тут весь кайф достаётся... окружающим. Сквозь шумоизоляцию «четвёрки» не пробивается даже рык опциональной выпускной системы, где открываются заслонки, «разрешающие» V8 орать в полный голос. Жаль!
Хорошо, что никуда не делась уже ставшая фирменной чертой «RS-ок» эффектная «отрыжка» при переключениях «вверх» с полностью открытым дросселем. Тем временем «навигация» увела нас с автобана на второстепенную дорожку. И становилась она всё закрученнее и уже. Но зря мы думали, что RS 4 Avant здесь окажется слоном в посудной лавке. Ограничение 100? Да вы с ума сошли! Что ж, можно «жечь» легально. Шпилька, торможу, щёлкаю левым подрулевым «лепестком». Рявк, рявк! S tronic умеет делать перегазовки при переходе «вниз». Заводит... Начинаю ехать всё смелее. Тормоза справляются прекрасно, а Pirelli P Zero шириной 265 мм как будто приклеились к асфальту. И чувствуется — работает задний межколёсный дифференциал. Он перебрасывает избыток тяги на внешнее колесо и закручивает машину в поворот. Но при одном условии.
Ехать нужно точно. Даже при небольшом превышении скорости входа в поворот RS 4 Avant всё равно скользит передними колёсами наружу — те 216 кг, о которых с гордостью пишут немцы в графе «масса двигателя», не лучшим образом сказываются на развесовке. Да и снаряжённая масса автомобиля немаленькая. Но если не жадничать и войти чуть медленнее, дождаться апекса и втопить правую педаль, то RS 4 Avant вознаградит водителя мощным выходом из дуги. Хотя до бесшабашности RS 3 Sportback более взрослому универсалу далеко, пусть на «тройке» и стоит обычный Haldex.
Не обошлось и без ложки дёгтя. Подвеска! Покрытие кажется хорошим? Чёрта с два! В режиме dynamic RS 4 Avant так усердно повторяет профиль дороги, будто едешь на каучуковом мячике. Это не только неприятно, но ещё и небезопасно — на высоких скоростях появляется раскачка, а на жёстких торможениях RS 4 Avant начинает рыскать из стороны в сторону. И это в Австрии. Что же будет в России?
К счастью, есть способ победить сей недуг. Надо зайти в меню individual системы Audi drive select, где можно раздельно настроить режимы работы двигателя, коробки передач, а также опционального динамического рулевого управления, заднего дифференциала, подвески и выпускной системы. Поэтому для быстрой езды по горным дорожкам можно всё оставлять в dynamic, а амортизаторы перевести в auto. А для большинства ситуаций auto вообще предпочтительнее. Руль становится легче, а на стабильных скоростях (например, на шоссе) S tronic забирается на седьмую ступень ради экономии топлива.
Правда, у нас особой экономии не получилось. Европейский цикл измерения расхода топлива настолько далёк от реальности, что RS 4 Avant сертифицировали со средним «аппетитом» в 10,7 л/100 км (в городском цикле — 14,6 л/100 км). Дудки! Всего 30-40 километров извилистых дорожек, где S tronic не поднимался выше третьей-четвёртой передачи, как бортовой компьютер продемонстрировал нам цифры 23,9. Вот это больше похоже на правду. А уж сколько он будет расходовать на треке... Я смотреть не стал, вспомнив наш тест Audi A1 1.4 TFSI в Тушино, где расход вырос с 8,5 до... 22,6 л/100 км.
Вот он, десерт. Нам выдают балаклаву и шлем, а также USB-флэшку, на которую будет записано видео с трёх камер с показаниями спидометра. Сначала — два круга за машиной безопасности, чтобы познакомиться с трассой, затем — свободное плавание. Кольцо длиной 4 326 метра мне было заочно известно по трансляциям Формулы-1 — «королевские гонки» гостили тут вплоть до 2004 года. Затем трассу выкупила компания Red Bull, реконструировала её и открыла в 2011-м, после чего её автодром облюбовала серия DTM. Ту самую памятную гонку, которая принесла Audi первую победу в сезоне DTM 2012 года, я тоже смотрел.
Но что можно запомнить по телевизионной картинке? Только последовательность поворотов, а в реальности Red Bull Ring оказался намного рельефнее! И прямая к повороту Remus — и вовсе не прямая, а с изгибом. Жаль, что мы ехали каждый круг через пит-лейн, то есть засечь время прохождения не представлялось возможным — было бы интересно узнать, насколько RS 4 Avant медленнее Audi A5 DTM. Конечно, с поправкой ещё и на разный уровень водителей. Чтобы мы быстрее «вкатились», на трассе стояли конусы, обозначающие точки торможения, начала входа в поворот и апекс. «Сэйфти-кар» уходит, теперь мы сами по себе.
Вот это тормоза! Если на серпантине они мне просто казались хорошими, то на треке зарекомендовали себя просто блестяще. Перед Remus успеваю разогнаться до 202 км/ч, торможу уже за конусами, и RS 4 Avant спокойно замедляется. На спуске к Schlossgold спидометр рисует цифры «207», но и здесь керамика, армированная углеволокном, не пасует. Жаль, что «собрать» круг не получилось — в лучшей попытке я «мазанул» в связке Lauda. Сценарий схож с серпантином — чуть перебрал со скоростью на входе, и Audi поехала на внешний радиус...
Уже после заездов по треку я успел проехать и на RS 4 Avant с обычными тормозами и штатными креслами. И, знаете ли, не разочаровался! Да, в базовых сиденьях худощавым людям будет недоставать боковой поддержки, но зато более крупные водители оценят удобство входа и выхода из машины. Это проще, чем пытаться выбраться из «ковшей». И новые механизмы с 8-поршневыми суппортами не подводят на дорогах общего пользования, позволяя всё так же ехать в хорошем темпе.
И почему в Audi так долго думали насчёт RS 4 Avant? Вряд ли универсал будет отбивать клиентов у RS 5. Дело и в имидже спортивного купе, да и тяжелее «сарай» на 70 кг. А вот вернуть в стан четырёх колец людей, так и не дождавшихся новую RS 4, он способен. Машина получилась в лучших традициях «заряженных» универсалов Audi — и на горнолыжный курорт съездить, и на гоночный трек. К тому же, RS 4 Avant ещё и немного дешевле, чем RS 5 — 3 644 500 рублей против 3 741 500. А вот от седана RS 4 в Audi открещиваются. И, похоже, на этот раз ждать очередного сюрприза не придётся.
P.S. К сожалению, обещанное организаторами видео так и не записалось — флэшка оказалась пуста. Видимо, какой-то «глюк» с конкретной машиной, ибо я оказался не единственным обделённым. К счастью, я взял с собой видеорегистратор, поэтому желающие смогут посмотреть на Red Bull Ring из Audi RS 4 Avant. Жаль, круг был подпорчен упомянутой ошибкой в связке Lauda.
Вадим Гагарин
Фото компании Audi
Техника
История
Вадим Гагарин
Фото компании Audi