Subaru BRZ. Атипичная эйфория

Тестируем самую необычную Subaru на Дороге Наполеона

Дорога Наполеона. Своим названием популярный нынче туристический маршрут обязан французскому императору и полководцу, который в 1815 году бежал с острова Эльба и возвращался в Париж через горные перевалы сумасшедшей красоты. «Козьи тропы» закатали в асфальт спустя более сотни лет, но шоссе пользуется «спросом» не только из-за восхитительных пейзажей. В ту часть, что поднимается от Лазурного берега через парфюмерную столицу, городок Грасс, невозможно не влюбиться человеку с бензином в крови. И как же мне повезло оказаться на этом отрезке за рулём Subaru BRZ!

content image for: 36765

BRZ расшифровывается просто – Boxer Rear-Wheel Drive Zenith. То есть, оппозитный двигатель, задний привод и... зенит. Российский футбольный клуб тут совершенно ни при чём, хотя купе Subaru и роднит с ним похожий цвет. Зенит – это астрономический термин, означающий, что наблюдаемый объект находится в высшей точке сферы. Не зря же эмблемой Subaru является звёздное скопление Плеяды. Но на вопрос, почему всё-таки Zenith, на презентации однозначно ответить никто не смог. Так что вряд ли кто-то бы удивился, если бы новую Subaru нарекли BRC (Coupe) или BRS (Sport).

content image for: 36765

Но некоторое логическое объяснение названию есть. Subaru в текущем году выводит на рынок сразу три новых модели – помимо BRZ, это кроссовер XV и очередное поколение «Импрезы». Тройной удар призван увеличить европейские продажи марки с 52 до 70 тысяч автомобилей, а мировые – с 617 до 700 тысяч. А к 2015 году в Subaru надеются выйти на уровень 900 тысяч машин. И именно BRZ должна стать главным имиджмейкером, привлекающим под знамёна Плеяд новых покупателей. Ещё субаровцы хотят за три года добиться 30% снижения расхода топлива по всему модельному ряду. Но разве об этих числах хочется думать, глядя на машину? И пусть за дизайн отвечали партнёры из Toyota, благодаря финансовому могуществу которой и появилась на свет «сладкая парочка» GT 86/BRZ. Нас волнует совсем другое! То, что под низким и длинным капотом скрывается двухлитровый 200-сильный оппозит, благодаря которому BRZ разгоняется до «сотни» за 7,6 секунды. Забегая вперёд, скажу, что Subaru оказалась честнее, ибо Toyota заявляет для GT 86 6,9 секунды при той же максимальной скорости 230 км/ч.

content image for: 36765

Внутри все знакомо по «86-й», на которой мне в феврале довелось проехать несколько кругов по испанскому автодрому Харама. Посадка низкая, спортивная, с вытянутыми ногами, а тело обхватывает кресло, с цепкой алькантарой по центру. Удобный руль стоит практически вертикально, а высокий центральный тоннель венчает коротенькая ручка КПП. Боевой дух! Потому Subaru легко прощаешь аскетичность интерьера – большие серебристые вставки на передней панели сделаны из дешёвого пластика, а магнитола и электронные часы отсылают нас к «японцам» 20-летней давности. Ностальгия?

content image for: 36765

«Тойоте» и впрямь есть что вспомнить – GT 86, по сути, возрождает кучу утраченных спорткаров марки. А BRZ для Subaru – машина совсем атипичная. Да, в гамме уже были купе SVX и Impreza, но они оснащались полноприводной трансмиссией. Впрочем, язык не поворачивается назвать BRZ первой Subaru с приводом на задние колёса. Если покопаться в истории, то можно обнаружить, что два ведущих сзади было и у Subaru 1500, самого первого автомобиля Subaru! Хотя его и выпустили крохотным тиражом.

content image for: 36765

Японцы продают BRZ под смелым слоганом «Pure Handling Delight», то есть сулят водителю истинное наслаждение. Что ж, машина и впрямь сделана по классической «формуле удовольствия» – небольшие габариты (4240 мм в длину, 1775 мм в ширину), скромная по современным меркам масса (1202 кг), задний привод и отзывчивый атмосферный двигатель. А Subaru добавила в этот «рецепт» ещё один беспроигрышный ингредиент – низкий центр тяжести. Осталось лишь понять, смогли ли «повара» правильно приготовить это «блюдо». Жму кнопку пуска двигателя, рычаг КПП – в положение D.

content image for: 36765
Так, стоп! Какое положение D? Спортивное купе для фанатов и с «автоматом»? Да, первую BRZ я выбрал именно с такой коробкой. Дело в том, что первый маршрут до смены машин был достаточно коротким. А раз так, то почему бы не оставить «механику» на десерт? Хотя даже с АКПП Subaru BRZ не разочарует любителей быстрой езды. Нужно лишь привыкнуть к резким откликам на газ. Такое ощущение, будто на BRZ поставили «ускоритель» правой педали. Вроде и нажал слегка, а BRZ уже рвётся вперёд. В городских условиях педаль акселератора приходится буквально гладить ногой.


content image for: 36765

Но в остальном – никаких нареканий. BRZ с «автоматом» разгоняется до «сотни» медленнее, чем машина с «ручкой» (8,2 с против 7,6 с), но на практике эта разница не так заметна. Стоит освоиться со строптивой педалью, и вот ты уже не спеша катишься по Каннам, собирая удивлённые взгляды. Машина-то в новинку! А ещё через несколько минут отмечаешь – BRZ вполне удобна в городе. Обзорность хорошая, двигатель наполняет салон рёвом только при разгоне «в пол», а подвеска не напрягает жёсткостью, хотя и чересчур подробно повторяет профиль дороги на малых скоростях. Даже «музыка» при столь простецком дизайне головного устройства звучит напористо и мощно.

content image for: 36765

Понравилась работа «автомата» и на горном серпантине. Конечно, там надо сразу же переводить коробку в спортивный режим – в D она подтыкает пониженные только когда нажимаешь на педаль газа при выходе из поворота. Получается рвано и медленно. Зато как хорош S! Подлетаешь к «шпильке», тормозишь, и шестидиапазонный «автомат» производства Aisin без тени сомнений тут же переходит «вниз» с сочными перегазовками. Класс! Подрулевые «лепестки» здесь лишь для «мебели», необходимости в них фактически нет. Жаль, что мотор не обременён излишком тяги (205 Н∙м), в горку BRZ едет не столь охотно, как в обратном направлении.

А на Дорогу Наполеона я, разумеется, поехал на купе с «механикой». Здесь тоже есть нюанс при трогании с места – свободный ход сцепления слишком длинный, а рабочий, наоборот, весьма короткий. Чтобы избежать рывков, приходится ювелирно дозировать усилие на левой педали. Впрочем, дело привычки. Сам же механизм переключения хорош – рычаг фиксируется чётко, передачи выбираются безошибочно. Хочется пожелать лишь одного – чтобы вместо пластмассовой «верхушки» рукоятки был металл...

content image for: 36765

Удивила эластичность двигателя – на шестой передаче можно ускоряться с 1000 об/мин, а в районе 2,5 тысяч заметен приятный подхват. Но, конечно, для динамичной езды лучше не опускать стрелку тахометра ниже 4 тысяч. Тогда BRZ радует не только впечатляющим звуком, но и дерзким ускорением. Мотор, кстати, охотно выкручивается до 7400 об/мин, а незадолго до «отсечки» загорается сигнальная лампа – пора включать следующую передачу.

Асфальтовая лента, тем временем, продолжала подниматься в гору и становилась всё уже и уже. Стараюсь не терять набранный темп. Влево-вправо-влево-вправо, справа – скала, слева – скромный каменный отбойник высотой в колесо и... обрыв. Дух захватывает! Нечто подобное я испытывал разве что на знаменитом перевале Коль-де-Турини, где проходит один из спецучастков Ралли Монте-Карло. Впрочем, он расположен не так и далеко от этих мест. Вырубленные в горной породе тоннели, коварнейшие узкие и слепые повороты. Страшно, но чертовски захватывающе!

content image for: 36765


Subaru BRZ здесь, как рыба в воде. Купе охотно меняет направление движения, точно следует за рулём, будто я отдаю команды, минуя электроусилитель (блестящая настройка!). И никаких кренов! Не меньше меня удивило и очень цепкое шасси – BRZ буквально вгрызается в асфальт, не отпуская его ни в ровных поворотах, ни на «гребёнке». С ростом скорости машина словно напрягает все мускулы, становясь плотной, крепко сбитой. Кажется, ничто не может столкнуть её с намеченной траектории. И лишь иногда просыпается жёлтый «глаз» системы стабилизации, стоит задней оси чуть разгрузиться на волне покрытия. Можно, кстати, чуть ослабить хватку VSC, переключив её в спортивный алгоритм – иначе она слишком рьяно осаживает BRZ в крутых поворотах.

А можно и вовсе отключить все «ошейники» – и противобуксовочную систему, и VSC. Но не надейтесь проходить каждый поворот в эффектном дрифте! BRZ нужно постоянно провоцировать на такое хулиганство – где-то качнуть, где-то резче бросить сцепление при переходе «вниз». А просто газом – увы, не выйдет. Даже откровенно «гражданские» шины Michelin Primacy HP размерности 215/45 R17 способны полностью реализовать 205 Н∙м крутящего момента. На это трудятся не только широкая колея, низкий центр тяжести и хорошая развесовка, но и самоблокирующийся дифференциал между задних колёс.

content image for: 36765


Шасси эффективно настолько, что хочется более мощный мотор. Турбо? Японцы говорят, что компоновка подкапотного пространства оптимизирована до такой степени, будто нагнетатель с интеркулером туда просто не влезут. Да и тормоза тогда быстро скуксятся, придётся ставить «блины» большего диаметра. А это всё масса, масса, масса... В итоге получится... WRX, только без привода на обе оси. И в чём тогда прелесть BRZ?

Да в том, что она не пытается отправить вас в стену при каждом неосторожном нажатии на газ, не брыкается, как необъезженная лошадь. В BRZ нет места страху, а есть полное взаимопонимание с водителем. И пусть в крутых поворотах она всё-таки выскальзывает передком наружу, если переборщить со скоростью (физику не обманешь), но зато чудо как хороша в S-образных связках и на скоростных дугах. А эта лёгкость, радость, звон атмосферного «оппозита» с быстрыми откликами? BRZ – как Mazda MX-5, только «позврослевшая» лет на пять! Верю, что точкой отсчёта, главным ориентиром проекта был Porsche Cayman, который по праву можно назвать лучшим компактным спорткаром.

content image for: 36765


Как верю и в то, что BRZ, самая нетипичная Subaru, привлечёт немало покупателей, прежде никогда не интересовавшихся их продукцией. Маркетологи рассчитывают, что таких в случае с BRZ будет не меньше 70%! Ценителей купе классической компоновки по всему миру хватает. А для практичных европейцев Subaru приводят данные выбросов углекислого газа – 159 г/км в смешанном цикле – самый низкий показатель среди атмосферных моторов, выдающих около 100 «лошадей» с литра рабочего объёма. Хотя эта цифра едва ли волнует российских поклонников спорткаров.

content image for: 36765


Subaru рассчитывает на энтузиастов. С июня (когда у нас появятся первые BRZ) и до конца года планируется продать 60-70 машин, и все они будут с «механикой». А как же столь популярный в России «автомат»? Оказалось, что WRX STI с АКПП не пользуется особым спросом, большинство выбирает их с механической КПП. Цена, увы, привлекательной не будет – японских производителей по-прежнему подводит высокий курс национальной валюты. В России BRZ будет стоить около 1,6 миллиона рублей – хорошо хоть, что за самую дорогую модификацию с 17-дюймовыми колёсами, ксеноновыми фарами, раздельным «климатом» и обивкой кожа-алькантара. Базовые версии BRZ поставлять к нам пока не собираются.

content image for: 36765


Альтернатива? 160-сильная Mazda MX-5 стоит 1,3 миллиона, а BMW 125i (218 л.с.) можно приобрести минимум за 1 364 000 рублей, правда в очень скромной комплектации. Есть мощное купе и у Hyundai – Genesis с двухлитровым турбомотором (213 л.с.) стоит и вовсе 1 279 900 рублей. Но BMW и Hyundai тянут весы на 1480 и 1570 кг, соответственно. Получается, что главный конкурент BRZ – это... Toyota GT 86, которая также появится в России летом. Японцы нашли выход из скользкой ситуации – до 70% GT 86 планируется продавать с «автоматом». И на этом фоне планы продаж BRZ уже не кажутся фантастическими. У нас пока ещё хватает любителей «честных» спорткаров. Тех, кто в состоянии понять слоган Pure Handling Delight.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Subaru
Subaru BRZ
Вадим Гагарин