Корейцы из SsangYong всегда стояли особняком – в отличие от своих соотечественников, они сохраняли верность внедорожному жанру, из года в год продолжая делать рамных мастодонтов с устрашающим дизайном. Подобный подход едва не стёр фирму с лица земли, но руку помощи в кризисное время протянула индийская компания Mahindra & Mahindra. И это помогло SsangYong не только остаться на плаву, но и довести до производства новинку, которая должна стать спасителем. Это кроссовер New Actyon, и для нас он представляет особенный интерес.
Да-да, мы не оговорились – отныне Actyon действительно потерял статус внедорожника и переквалифицировался в модные нынче кроссоверы с увеличенным дорожным просветом. Для SsangYong он и вовсе тянет на революцию: вместо рамы – несущий кузов, о понижающем ряде можно даже не заикаться, есть и переднеприводная версия. А, главное, это первый SsangYong, который не попадёт в автомобильную кунсткамеру в качестве обладателя, скажем мягко, необычных форм. Облик, опробованный ещё на концепт-каре C200 2008 года, почти без изменений перекочевал на серийную версию.
Кстати, «рисовала» New Actyon известная студия ItalDesign. И получился пусть и не шедевр, но ладный экстерьер. Обычный. Без эмоций. Хотя с «мордашки» Actyon выглядит привлекательно – хромированная решётка, массивный бампер с «клыками» противотуманок, интересная головная оптика. И цвет хорош! А в целом – среднестатистический образ. Как раз то, что нужно большинству покупателей автомобилей подобного класса.
То же самое и внутри. Строгая, если не сказать консервативная, передняя панель, простой и информативный щиток приборов с приятной подсветкой, большие рукоятки управления климат-контролем. Скучно, скажете? Но к удобству пользования – никаких претензий! Разве что подрулевые переключатели расположены слишком высоко, к ним нужно привыкать. И часы с 12-часовым форматом вызывают недоумение. Зато в салоне «Актикона» огромное количество мест, куда можно положить мелкие вещи – помимо «бардачка», это бокс в подлокотнике, отделения во всех дверях, небольшой ящичек под блоком «климата», открывающийся «тайник» на передней панели. А на спинках передних кресел есть не только карманы, но и крючки для лёгких сумок. Неожиданно.
Что порадовало – отсутствие «сверчков» и неряшливо пригнанных деталей. К чему мы это, чай не продукция «АвтоВАЗа»? Дело в том, что New Actyon отныне – наш соотечественник! Он производится на дальневосточном заводе компании «Соллерс». Почему же не на предприятии в Набережных Челнах, где уже производится Rexton II? Оказалось, что восточная «прописка» позволяет снизить цену примерно на 5% – меньше расходы на логистику. К тому же, для жителей Приморья действует скидка на новые «Актионы» – от 30 до 50 тысяч рублей. Попытка пересадить их на леворульные автомобили?
Кстати, о ценах – они начинаются с рубежа 799 тысяч рублей (для жителей ДФО – 749 тысяч). Это будет Actyon со 149-сильным двухлитровым турбодизелем, шестиступенчатой «механикой» и передним приводом в комплектации Original, которая включает в себя ABS, фронтальные подушки безопасности, 16-дюймовые легкосплавные диски, регулировку рулевой колонки по углу наклона, кондиционер, электропривод и обогрев зеркал и даже круиз-контроль. Аналогично оснащённый полноприводный Actyon обойдётся на 80 тысяч дороже. Неплохое предложение!
«Наша» же машина стоит 999 тысяч. Комплектация – Elegance+, привод – полный, а вот коробка тоже механическая. Правда, под капотом – уже 175 «лошадок», снятых с того же двухлитрового дизеля. Крутящий момент – 360 Н∙м. Пожалуй, это сулит неплохую динамику! Но на деле оказалось, что реализовать все возможности тяговитого мотора в сочетании с «механикой» не так-то просто.
В городских условиях любая мало-мальски шустрая езда быстро раздражает. До 2 тысяч оборотов дизель спит крепким сном, будить его педалью газа абсолютно бесполезно, а стоит стрелке тахометра зайти за отметку «2», как Actyon буквально бросается вперёд. Но только успеваешь подумать: «Ух, вот это он тянет!», а за «Актионом» будто раскрывается парашют – пассажиры и водитель кивают головами. Оказывается, после 3 тысяч мотор сильно скисает. То есть стрелку надо держать между «двойкой» и «тройкой». Жутко неудобно! Получается прямо-таки «ралли тысячи переключений» – правая рука обращается к рычагу коробки каждые несколько секунд.
Ситуация осложняется неинформативным и жёстким сцеплением – быстро переключаться без рывков абсолютно невозможно. В общем, тем, кто прежде не ездил на дизельных машинах с «механикой», придётся адаптироваться и пристально следить за тахометром. Зато крупные зеркала и высокая посадка за рулём облегчают маневрирование в потоке, да и к характеру двигателя привыкнуть реально. А вот ужасающая вибрация на педали сцепления на холостых оборотах – серьёзный прокол. Кстати, не исключено, что менее мощный дизель будет более «покладистым» и не таким вибронагруженным. А можно и вовсе избавиться от проблемы, заказав Actyon с «автоматом» – шестиступенчатая коробка доступна для любого мотора за доплату от 40 до 67 тысяч (в зависимости от исполнения).
Истинная стихия New Actyon – это, конечно, шоссе и магистрали. Выбрал шестую передачу и катишься на крейсерской скорости. Внутри тихо – двигателя почти не слышно, да и шум ветра не напрягает, несмотря на высокий кузов и «лопухи» боковых зеркал. Расход топлива при этом падает с «пробочно-городских» 9-10 литров до 7 с копейками. А если придерживаться спокойного и размеренного стиля вождения, то аппетит «Актиона» будет ещё скромнее.
К неспешному передвижению склоняет не только узкий диапазон работы дизеля. Мягкая подвеска отбивает всю охоту зажигать – кренится корейский кроссовер изрядно. А стоит немного превысить скорость в повороте, как запищит пухлыми шинами и заскользит передней осью наружу. Не добавляет оптимизма и рулевое управление – крутить «баранкой» приходится на большие углы, да и информативности с гулькин нос. До европейских конкурентов «Актиону» ещё расти и расти. Впрочем, можете ли вы себе представить, как отец семейства по пути на дачу устраивает из дороги раллийный спецучасток?
А вот это запросто! Конечно, при условии, что повороты будут достаточно пологими. На разбитых дорогах Actyon отыгрывается за средненькие «асфальтовые» показатели. Благодаря мягкой, но энергоёмкой подвеске кузов прямо-таки парит над землёй. «Актиону», кажется, всё равно, каких размеров рытвины. Прыгать изволите? Да пожалуйста! Разве что на достаточно высоких скоростях появляется раскачка – возникает ощущение расхлябанности. А на жёсткие стыки подвеска жалуется «буханьем». Но в целом плавность хода приятно радует. Особенно на фоне некоторых «табуреточных» одноклассников.
Несмотря на то, что New Actyon уже навострил лыжи на асфальт, мы всё же не смогли отказаться от внедорожных упражнений. Если не устраивать трофи-рейд и принимать грязевые ванны без фанатизма, то в пользу «Актиона» говорит геометрическая проходимость. Короткие свесы и приемлемый дорожный просвет позволяют совершенно не задумываться о рельефе. Захотел – съехал с автострады, захотел – заехал, обочины и придорожные канавы для «Актиона» не преграда. Кроссоверу по плечу препятствия и покруче. Только не надо забывать, что двигатель ничем не защищён – внизу лишь пластиковый фартук...
Но то на жёстких покрытиях, а вот на слабых грунтах Actyon пасует. По умолчанию он переднеприводный, задняя ось подключается при помощи фрикционной муфты автоматически или принудительно блокируется «с кнопки». Диагональное вывешивание для кроссовера серьёзное испытание – стоит чуть разгрузить колёса, и они тут же срываются в букс... К тому же, как мы уже знаем, на «низах» мотор крепко спит, а потом разом обрушивает на трансмиссию весь нехилый крутящий момент. Фонтаны из песка – это, конечно, весело, однако пробуксовка только глубже закапывает колесо.
Противобуксовочная система старается имитировать блокировки дифференциала, но всё тщетно. Да и шины тут шоссейные, застрять в песке или грязи – пара пустяков, протектор забивается моментально. Мы в итоге доигрались. Засели так, что нас едва вытащил 80-й «Крузак». Рвали трос, копали, «домкратили», подкладывали доски. В общем, не стоит полагаться только лишь на неплохие геометрические показатели и на то, что дизель с «механикой» – сочетание для прожжённых «джиперов». Мотор имеет чересчур взрывной темперамент для подобных упражнений.
Но корейцы осознанно отказались и от «понижайки», и от рамы. Сколько владельцев кроссоверов регулярно съезжают на бездорожье? Наверняка меньше десяти процентов. Основная среда обитания – городские улицы да загородные просёлки, а полный привод нужен разве что для штурма сугробов во дворах. Горожанам куда важнее более «легковые» повадки и сниженный расход топлива. Любителям помесить грязь стоит присмотреться к другим автомобилям, а New Actyon скроен по всем правилам современного кроссовера. Неплохое оснащение, хорошая шумоизоляция и плавность хода, привлекательная цена – что ещё нужно для рыночного успеха? Так что, похоже, новинка имеет все шансы закрепиться в этом сегменте и превзойти продажи своего оригинального предшественника.
Вадим Гагарин
Фото: Виталий Кабышев
Дмитрий Гайдукевич