«24 часа Ле-Мана»: один в поле воин!

79-й марафон «24 часа Ле-Мана» и впрямь стал, пожалуй, самым интересным за последнее десятилетие. Мы наблюдали за всеми перипетиями этой невероятно напряжённой и драматичной гонки

Девять утра, воскресенье, шесть часов до финиша марафона «24 часа Ле-Мана». В гостевом павильоне Peugeot Sport – «жара». Если в предыдущие два года в это время люди только открывали глаза, пытаясь проснуться после почти бессонной ночи, то на сей раз все уже сидели перед большими экранами с прямой трансляцией гонки. Заполнены и трибуны (кстати, в этом году собралось 250 тысяч зрителей!), хотя обычно в это время болельщики слоняются по территории и наводняют лавки с «сувениркой» и уличные кафе. Все привыкли, что в «Ле-Мане» лидеров к утру разделяют даже не минуты, а целые круги. Но сценарий 79-го «издания» легендарного марафона как будто писали зубры Голливуда!

content image for: 34584

«Ле-Ман» 2011 года и впрямь стал, пожалуй, самым интересным за последнее десятилетие. В программе этого «блокбастера» было практически всё, что может надолго увлечь зрителя: чудовищные аварии (лишь по счастливой случайности обошлось без жертв и серьёзных травм), скандальные манёвры, капризы погоды, и совершенно непредсказуемая борьба до самого финиша. Есть что вспомнить!

content image for: 34584

Интрига закрутилась ещё в квалификации. В межсезонье автомобильный клуб ACO, организующий «24 часа Ле-Мана», основательно перекроил технический регламент. И новые прототипы Audi R18 TDI и Peugeot 908 оказались настолько близки по скорости, что устроили между собой соревнования похлеще Формулы-1. Шутка ли, все шесть заводских экипажей топ-команд уместились в стартовом протоколе в... 0,534 секунды. И это на кольце длиной 13 629 метров! Для «Ле-Мана» просто неслыханная плотность. В чехарде результатов удача была на стороне Audi – «кольца» в итоге отбили первый ряд у «львов».

content image for: 34584

Не обошлось без сюрпризов и здесь. «Поул» взял далеко не самый опытный и титулованный экипаж Audi под номером «2» – Марсель Фесслер, Бенуа Трелюйе и Андре Лоттерер. Главные «забойщики» Peugeot – экс-формулисты Алек Вурц, Марк Жене и Энтони Дэвидсон и вовсе смогли квалифицироваться лишь на шестом месте. Неожиданный поворот сюжета! Но это ещё цветочки по сравнению со злоключениями Aston Martin.

content image for: 34584

Британцы всерьёз грозили кулаком Audi и Peugeot, намереваясь ввязаться в борьбу если не за победу, то хотя бы за подиум, и построили прототип с бензиновым турбомотором объёмом... 2 литра! Почему Prodrive во главе с Дэвидом Ричардсом (он же попутно является и совладельцем Aston Martin) остановилась на столь экзотичном варианте? Это всё тоже выдумки ACO. Хотите больший объём? Выбирайте атмосферный двигатель!

content image for: 34584

Так вот, чудным прототипам под названием Aston Martin AMR-One были отведены эпизодические роли. Запомнились «Астоны» только тем, что лучший из них «слил» в квалификации лидеру целых 20 секунд! Более того, с временем 3 минуты 45 секунд даже в классе LMP2 пришлось бы довольствоваться лишь восьмым местом. Однако мучения длились недолго – AMR-One сошли уже на первом и третьем кругах гонки из-за отказов двигателей! «Фееричное» выступление, иначе и не скажешь.

content image for: 34584

Главным героем следующего яркого эпизода стал Алан МакНиш. Опытнейший экипаж МакНиш/Кристенсен/Капелло, на счету которых в сумме аж 13 побед в «Ле-Мане» квалифицировался только пятым. Поэтому шотландец бросился отыгрываться. Разозлённый долгим сопротивлением Peugeot МакНиш всё же смог пройти «908-й» и быстро догнал лидирующую Audi R18 TDI под номером «2». А потом все схватились за головы. Алан немыслимым манёвром обошёл напарника в скоростном повороте Dunlop и... тут же столкнулся с отстающей на круг Ferrari. Ужасающая авария лишь каким-то чудом обошлась без жертв – Audi едва не перелетела через рельс безопасности, за которым стояли фотографы и маршалы.

Куда так спешил МакНиш, не понял, кажется, никто – на тот момент прошло лишь 52 минуты 24-часовой гонки. На трассу, конечно же, выехали машины безопасности (так как кольцо длинное, на круг выезжают сразу три Audi с мигалками), целый час возившие за собой пелотон. А дальше «Ле-Ман» вошёл в привычное состояние: пилоты постепенно растягивались, к концу третьего часа лишь первая шестёрка не уступала лидеру круг – к заводским экипажам «прилепился» прошлогодний Peugeot 908 HDi-FAP команды Oreca Matmut.

content image for: 34584

В гоночном темпе Peugeot 908 явно не могли держаться за Audi. Видимо, французы сделали выводы из прошлогоднего фиаско и ударились в надёжность и экономичность. Поэтому вся эта чехарда, когда «908-й» под номером «7» сменял в роли лидера Audi номер «2», была обусловлена исключительно меньшим числом пит-стопов. Однако спокойному ритму гонки снова помешало столкновение на трассе.

content image for: 34584

Едва зашло солнце, как грянула очередная сенсация – Майк Рокенфеллер (Audi номер «1») в скоростном «изломе» перед поворотом Indianapolis на полном ходу «сцепился»... с круговой Ferrari 458 Italia! Непонятно, как можно было не увидеть в зеркалах летящую на всех парах и моргающую дальним светом Audi, но Роберт Кауфманн уверенно повёл свою Ferrari на апекс и ударил R18 TDI в левое заднее колесо. Неуправляемый прототип Рокенфеллера на полном ходу врезался в рельс безопасности, а затем отскочил в противоположную сторону. Майк самостоятельно покинул болид, но с трассы уехал в машине «скорой помощи». К счастью, «Рокки» отделался лишь ушибами, но всё же пропустил этап DTM в прошедшие выходные Рокенфеллера на Лаузитцринге подменил Том Кристенсен.

После схода второй Audi казалось, что в Peugeot сейчас дадут команду атаковать. У французов оставалось три экипажа, одним из которых вполне можно было пожертвовать, дабы догнать и «подогреть» единственную Audi на трассе. И «львы» действительно бросились вперёд! Утром началась эпическая битва – разрывы в первой тройке были минимальны. Но всё перечеркнул досадный вылет Александра Вурца, когда до финиша оставалось чуть больше 5 часов. Австриец не удержал машину в Indianapolis и отправился в боксы менять повреждённый передний обтекатель и элементы подвески.

content image for: 34584

Авария Вурца, штраф «стоп-энд-гоу» для Peugeot номер «8» – теперь бремя лидера команды был вынужден тащить Peugeot с девяткой на борту. Но напарники смогли тоже ввязаться в борьбу! После того, как механики починили пострадавший «908-й» Вурца, за руль сел Энтони Дэвидсон. А уж что он творил утром в прошлогоднем «Ле-Мане», догоняя лидирующие Audi, помнят многие. Отличился британец и на этот раз – он выехал с пит-стопа ненамного впереди R18 TDI под управлением обладателя «поула» Бенуа Трелюйе. Но когда француз догнал его, Дэвидсон не только не подвинулся, а, наоборот, начал сопротивляться!

content image for: 34584

Доктор Вольфганг Ульрих (шеф Audi Sport) был в ярости! Дэвидсон «крылся» так, как будто оборонял свою позицию, но он уступал 4 круга. Причём у Peugeot была больше скорость на прямых, поэтому Трелюйе никак не удавалось обойти Дэвидсона. Дошло до того, что Audi пожаловались на действия Peugeot судьям, но никакой реакции в итоге не последовало – Трелюйе помучился несколько кругов и принял мудрое решение немного приотпустить провокатора, чтобы не рисковать. Ведь обоюдный сход вполне устраивал Peugeot.

content image for: 34584

Но не спешите обвинять Дэвидсона в грязной игре – скорее всего, британец получил приказ из боксов и всеми силами держал Audi, чтобы помочь напарнику отыграть нужные для пит-стопа секунды. Тем более, к полудню пошёл дождь и многое могла решить своевременная остановка для замены шин. Однако асфальт так и не намок до такой степени. Но старания Дэвидсона помогли – «908-й» под номером «9» выехал впереди Audi! Но вскоре Бенуа Трелюйе сменил на финальном отрезке Андре Лоттерер, и при обгонах немец действовал куда решительнее, почти не теряя на этом время.

content image for: 34584

Концовка выдалась и вовсе драматичная. На последнюю дозаправку лидеры свернули на одном и том же круге. В Peugeot решили сэкономить время и не менять шины. Это сработало – Симон Пажено сократил отставание от Лоттерера всего до 6 секунд. Но чуда так и не произошло – догнать R18 TDI Пажено уже не смог. Audi на свежих покрышках смогла даже немного оторваться, и на финише дуэлянтов разделило 13,854 секунды! Феноменально для 355 кругов общей протяжённостью 4838 километров! Вот и думай после этого, решает ли что-нибудь десяток-другой секунд в длинном марафоне. Хотя, конечно, свою роль сыграли и длительные ремонты повреждённых барьеров безопасности в общей сложности машины безопасности водили за собой пелотон почти 5 часов!

content image for: 34584

В Peugeot, конечно, были расстроены итогом гонки – три заводских экипажа ничего не смогли сделать с единственной уцелевшей Audi. В 2010-м у прототипов 908 HDi FAP была невероятная скорость, но подвели технические проблемы. Сейчас же новые «908-е» прошли всю дистанцию без видимых проблем, но не хватило капли везения. «Львам» нужно обязательно выигрывать в 2012-м, иначе Peugeot Sport может прикрыть эту программу, признав её неэффективной. А стоит Peugeot покинуть «Ле-Ман», как он снова превратится в театр одного немецкого «актёра». И тогда о таком накале страстей в суточном марафоне можно даже и не мечтать. Будет ли «сиквел» этого июньского «триллера» столь же захватывающим? Узнаем через год!

content image for: 34584
Peugeot 3008 1.6 HDi

Как и в прошлом году, от Парижа до Ле-Мана и обратно мы добирались на Peugeot 3008. Но если тогда нам выдали версию со 156-сильным турбомотором объёмом 1,6 литра, то теперь предстояло оседлать более подходящий к современной ауре «24 часов Ле-Мана» дизельный 3008. Ведь боевой прототип Peugeot 908 тоже питается дизтопливом! Кроме того, французы подумывают о поставках такого 3008 и в Россию. Так что интерес был отнюдь не праздным.


content image for: 34584

Во всех подробностях об автомобиле можно прочитать в нашем тест-драйве Peugeot 3008, поэтому сосредоточимся только на силовом агрегате. Турбодизель объёмом 1,6 литра, оснащённый сажевым фильтром, развивает 109 лошадиных сил и 240 Нм крутящего момента. К двигателю претензий не возникло – он в меру шумный, хорошо тянет и достаточно экономичен (средний расход в нашем случае составил чуть больше 6л/100 км). Но коробка передач – это нечто! Нам достался шестиступенчатый «робот».


«Робот» обычный, с одним сцеплением. По сути, это та же МКПП, где привод сцепления управляется не левой педалью, а электроникой. При неспешном передвижении это не сулит особых проблем, но стоит поднять темп, как водитель и пассажиры начинают кланяться французским конструкторам при каждой смене передач! Довольно быстро эти «клевки» начинают раздражать и благо, что есть ручной режим, – можно менять передачи самому с помощью рычага или удобных подрулевых «лепестках». Но нужно обязательно сбрасывать газ в момент переключения – иначе «клевка» не избежать и в этом случае.


content image for: 34584

Будет ли к нам поставляться Peugeot 3008 с дизельным мотором – пока неизвестно, вопрос находится в стадии рассмотрения. Сложно сказать и о ценах. Напомним, базовый 3008 с бензиновым 120-сильным двигателем у нас стоит 744 тысячи рублей. А версия с наддувным 1.6 мощностью 156 «лошадок» потянет уже на 889 тысяч (цены указаны с учётом скидки 25 тысяч рублей на машины 2010 года выпуска). Дизель, если судить по европейскому рынку, должен оказаться где-то посередине (в Германии такой 3008 на 2050 евро дороже 120-сильного варианта). Доплата за «робот» – 600 евро. И на этой опции смело можно экономить. Результаты гонки «24 часа Ле-Мана» 2011:

В скобках указана позиция в классе

Вадим Гагарин
Фото автора и ACO

Вадим Гагарин