Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 июня 2010 22:24, Новости

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит!

Редактор Авто Mail.Ru наблюдал за ходом одного из самых драматичных марафонов в Ле-Мане
5 декабря
Toyota RAV4 2.2 TD AT
1500000 в ценах мая 14 года думаю стоит своих денег.
4.2
5 декабря
ГАЗ «Волга» 31105 2.3 MT
Прекрасный автомобиль! На все случаи жизни. Прошла 350000.
4.2
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Прошлогодний репортаж о легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» я завершал с надеждой на то, что в 2010-м борьба на кольце Ле-Сартэ будет куда более интригующей. Мол, немцы из Audi захотят отыграться, в Peugeot надеются повторить успех, а Дэвид Ричардс сможет заставить прототипы Lola Aston Martin ехать быстрее. Увы, острой схватки не получилось. Но «Ле-Ман» 2010 года оказался одним из самых драматичных!

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 1
Сначала было ощущение, что всё решено ещё до старта. В тренировках дизельные прототипы Peugeot 908 HDi оказались на голову сильнее модернизированных Audi R15+ TDI. А когда после финальной квалификационной сессии немецкие машины остались позади не только трёх заводских Peugeot, но и частного прошлогоднего 908 HDi команды Oreca Matmut, стало ясно – по чистой скорости соперничать со «львами» не может никто. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 2
Шутка ли – обладатель поула, Себастьен Бурдэ (между прочим, уроженец Ле-Мана), привёз лучшему из экипажей Audi под управлением Тимо Бернхарда почти четыре секунды с круга! Так что, несмотря на все ухищрения, направленные на «замедление» дизельных машин, время прошлогодней «поул-позишн» на кольце длиной 13,629 километра перекрыли сразу шесть прототипов, в баках которых плескалась солярка.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 3
Что уж говорить про Lola Aston Martin – они стали лучшими среди бензиновых машин, но дизелям уступали безнадёжные шести секунд. Ещё ниже – Audi R10 TDI образца 2008 года, которые доживают свой век в команде Колина Коллеса. Кстати, он сейчас также возглавляет коллектив HRT в Формуле-1. А ещё этот «Ле-Ман» запомнится отсутствием на старте машин опытнейшего ветерана, настоящего символа марафона и любимца местных болельщиков – француза Анри Пескароло. Увы, Pescarolo Sport сменила владельца, после чего Пескароло… попросту уволили.  Что послужило поводом для этого неприятного инцидента, неизвестно. В итоге впервые с 1966 года (!) фамилия Пескароло отсутствовала в списке пилотов и названий команд.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 4
Но не в списках автомобилей! Да, два прототипа Pescarolo-Judd использовала команда OAK Racing. Правда, это уже машины младшей категории LMP2, и они не пробились даже в тройку лидеров класса по итогам квалификации. Тут правили бал баркетты HPD ARX.01 (Acura серии ALMS) с двигателями Honda. Два экипажа не только утёрли нос всем в LMP2, но и смогли объехать даже несколько машин топовой категории LMP1!

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 5
Японский экипаж на Lamborghini Murcielago в прошлом году сошёл на первом же круге. Но в этом марафоне чёрная машина с номером «69» смогла проехать 138. Правда, плетясь в хвосте и постоянно мешая более быстрым соперникам

Зато в классе GT1 было настоящее рубилово. Три лучших машины уложились в полсекунды! И впереди в итоге оказался Aston Martin DBR9, которому на пятки наседали два Ford GT. Вообще, в свой последний «ле-мановский» год (с 2011 года этот класс будет упразднён) зачёт GT1 не мог похвастать насыщенностью. Три Форда, два Корвета команды Люка Альфана (обладателя Кубка мира по горнолыжному спорту и победителя Ралли Париж-Дакар), один Aston Martin, ветеран Saleen S7R и экзотичная Lamborghini Murcielago. Не густо.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 6
Почти всю гонку экипаж Highcroft Racing под номером «26» был впереди своих коллег по технике HPD ARX.01, и лишь проблемы на финальной стадии марафона отбросили их назад, выпустив к победе в классе LMP2 пилотов Strakka Racing на прототипе с номером «42»

Кстати, один из Ford GT вёл в бой исключительно женский экипаж. Причём Наташа Гашнан до последнего не знала, сможет ли она поехать в Ле-Ман – пилотесса из Швейцарии весной заработала двойной перелом ноги во время аварии на автодроме в Абу-Даби. Последний раз трио женщин выходило на старт в составе одного экипажа в 1991 году. Жарко было и в GT2. Джанмария Бруни (Ferrari F430 GT) всё-таки смог удержать лидирующую позицию в классе, и несмотря на все усилия, два заводских Chevrolet Corvette C6.R догнать его не смогли.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 7
Несмотря на слабый темп (на фото  Ford GT не может сдержать натиск двух Ferrari младшей группы GT2), девушки на Ford GT мужественно держались на трассе, пока не сгорел двигатель

В общем, накануне старта в Peugeot царило приподнятое настроение. Разве что ночной дождик, заставивший пилотов ехать во время утренней разминки по влажной трассе, позволил Audi впервые возглавить протокол. Но к гонке всё просохло. Помог и ветер, и гонка Porsche Matmut Carrera Cup, и ещё одно интересное зрелище – заезд исторических спортпрототипов группы C. Его выиграл Jaguar XJR-9 – такая же машина выиграла «24 часов Ле-Мана» в 1988 году. Примечательно, что тогда эта машина прошла за сутки всего на 2,4 километра меньше рекордных 5335,3 км, установленных в 1971-м. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 8
И вот долгожданные 15:00! Проносятся вдоль боксов Peugeot и Audi, чьи турбодизели совсем не слышно в формульном вое двигателей Aston Martin и, особенно, в зловещем и очень громком рёве больших V8 Chevrolet Corvette и Ford GT. Марафон «24 часа Ле-Мана» 2010 года стартовал! И проблемы начались на первом же круге – в боксы свернул прототип Lola AER из-за поломки коробки передач. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 9
А ещё через два круга закончилась гонка для Найджела Мэнселла. Чемпион мира Формулы-1 1992 года не удержал свою Ginetta-Zytek на участке между поворотами Mulsanne и Indianapolis, и на скорости порядка 200 км/ч она по касательной ударилась в отбойник (предварительно из-за прокола левой передней шины). 56-летний британец не смог самостоятельно покинуть болид, и пелотон возглавили машины безопасности. В «Ле-Мане» их используют несколько, чтобы остальным не пришлось сломя голову догонять лидеров на длинной трассе. К счастью, с Найджелом всё в порядке. Кстати, всего в 2010-м «Ле-Мане» приняло участие аж 24 бывших пилота Формулы-1!

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 10
Заминка оказалась на пользу Peugeot – от французских машин экипажи Audi отрезал как раз «сэйфти-кар», поэтому по итогам первого часа (а проехать успели лишь 13 кругов) отрыв «львов» от «клыкастых» прототипов Audi составлял минуту! А к концу второго часа это преимущество увеличилось уже до полутора. Казалось, что судьба победы решена…

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 11
Возвращение BMW Motorsport в Ле-Ман триумфальным пока назвать сложно. «Арт-кар» под номером «77» сошёл, а Йорг Мюллер, Аугусто Фарфус и Уве Альцен довели вторую «Эмку» к финишу лишь на 19- м месте в абсолюте и на шестом в классе

Но на третьем часу «Ле-Ман» напомнил, что это гонка на выносливость. Точнее, пока слегка намекнул. 908 HDi под номером «3» свернул в боксы. И оттуда уже не выехал – поломка крепления подвески к монококу. Экипаж, выигравший квалификацию, продержался на трассе лишь 38 кругов. Обидный сход и первая ничья в споре с Audi. 3-3.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 12

Пришлось понервничать и Вольфгангу Ульриху, главе Audi Sport. На 70-м круге Том Кристенсен (восьмикратный победитель «Ле-Мана»!) в связке Porsche догнал медленно едущий с проколом колеса «арт-кар» BMW M3 GT2. Как ни странно, но опытный марафонец и трёхкратный чемпион WTCC Энди Приоль не поняли друг друга, и в результате R15+ TDI застряла в гравийной ловушке! Машину, конечно, вытащили, но Кристенсен в этом эпизоде потерял почти пять минут и откатился седьмое место, пропустив вперёд одну Lola Aston Martin.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 13
Потом всё утихло. Мы сходили на картодром имени Алена Проста, с удивлением обнаружив, что там не работает электронный хронометраж, а карты через одного находятся в упадочном состоянии, а чуть позже затыкали уши от рёва проносящихся машин, стоя в двух метрах от стартовой прямой. И, в общем, рассчитывали, что падёж в стане лидеров на этом закончился. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 14
Но как только стемнело, Peugeot номер «1» заехал на ремонт! Замена стартера заняла три круга. На выезде – печальное седьмое место. А к 2 часам ночи картина была уже следующая – впереди два Peugeot, в круге отставания – две Audi. Чтобы не пропустить утренние события, я решил вздремнуть, проклиная в глубине души слишком громкие Корветы и единственный оставшийся к тому моменту Ford GT. Женский экипаж сошёл днём – загорелся двигатель, а ещё один Ford проехал всего 26 кругов.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 15
В семь утра разбудило SMS: «Не везёт Peugeot в этом году!». Вскакиваю и бегу в пресс-центр. Оказалось, что ночью четыре круга потерял «частный» 908 HDi из-за замены приводного вала, но главное случилось утром – испустил дух двигатель лидирующего в гонке экипажа! До финиша оставалось восемь часов. Что творилось в боксах Peugeot, словами не описать. В паддоке я столкнулся с Алексом Вурцом (победителем прошлогоднего «Ле-Мана»!), так на обычно позитивном австрийце лица не было. Кстати, кроссовки у Вурца теперь одного цвета (в своих первых сезонах в Формуле-1 он ездил в разных). 3-2 в пользу Audi.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 16
Огоньки на борту машины сделаны для удобства зрителей. Три горящих лампы означают третье место в классе, две – второе, а единственная, соответственно, указывает на лидера

Шокированному Оливье Кенелю, шефу спортивных программ концерна PSA, ничего не оставалось делать, кроме как пойти ва-банк и дать команду единственному оставшемуся в гонке заводскому Peugeot: «Фас!». И началось. Энтони Дэвидсон, дебютант команды и бывший пилот Формулы-1, прекрасно освоился за рулём дизельного Peugeot в этом сезоне и принялся штамповать быстрейшие круги, зародив надежду в штабе французов. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 17

Иной раз британец вёз Audi по пять секунд с круга. Правда, его прорыв дорого стоил коллективу Люка Альфана – пропуская Дэвидсона на круг, Эммануэль Коллар не удержал свой Corvette и крепко приложился задней частью машины об отбойник. А это был лидер в классе GT2! И хотя Коллару удалось добраться до боксов, ремонт занял много времени, а позже Corvette под номером «64» и вовсе сошёл.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 18
В длинных гонка даже такие повреждения отнюдь не означают финиш у разбитого корыта. Corvette починили и выпустили на трассу. Правда, позже он сошёл из-за отказа двигателя  в аварии пострадала система охлаждения

Гонка за лидером набирала обороты. Дэвидсон мчался, как сумасшедший. Сменивший его Алекс Вурц, смог поддержать темп напарника по команде. И вот уже Peugeot под номером «1» вернулся в круг с лидером, вот Вурц уже видит перед собой Audi, занимающую второе место, вот их разделяют всего несколько секунд… Казалось бы, хоть «серебро» Peugeot да возьмёт. Но за 2 часа и 15 минут до финиша всё было кончено – за быстрым «львом» появилась дымовая завеса. Сход! И снова двигатель! Немая сцена… 3-1.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 19
Подкинул работёнки своим механикам и Джанкарло Физикелла, бывший пилот Формулы-1, а ныне «тестер» Ferrari. Итальянец выступал вместе с Жаном Алези и Тони Виландером, но утром ошибся на торможении перед поворотом Indianapolis и уехал прямо в стопку покрышек. Впрочем, даже несмотря на долгий ремонт, экипажу удалось финишировать четвёртыми в классе

Но Фортуне и этого было мало. 3:19.241 – лучшее время гонки, установленное Вурцом в безнадёжной погоне на 339-м круге. Круг 369-й, Peugeot команды Oreca – 3:19.074! Быстрее заводских прототипов и аж на 2,5 секунды быстрее лучшего из Audi. До финиша оставалось меньше 30 кругов. Но спустя всего 13 минут – «контрольный в голову». Последний Peugeot на трассе точно так же сошёл из-за поломки двигателя! Это разгром со счётом 3-0. Юг де Шонак, шеф команды Oreca, не смог сдержать слёз.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 20
А вот эта ошибка оказалась фатальной для прототипа Lola Aston Martin. До финиша оставалось 4,5 часа...

Дальше оставалось только наблюдать за триумфом Audi. Все три R15+ TDI добрались до финиша на первых трёх местах. Как тут не вспомнить известную поговорку: «Чтобы приехать первым, надо сначала доехать». Именно проблемы с надёжностью стали отличительной чертой этого «Ле-Мана». Последние шесть сходов – на счету топовой категории LMP1! Причём четвёртое вакантное место после трёх Audi сначала занял прототип Lola-Aston Martin. Но лишь для того, чтобы через… 22 минуты сойти из-за отказа двигателя! В итоговый протокол вошли лишь 27 экипажей из 55 стартовавших. 

 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 21
А для Audi эта победа стала уже девятой в Ле-Мане с 2000 года! Столько же побед у Ferrari и лишь Porsche недосягаем со своими 16-ю. Хотя, такими темпами «четыре кольца» вполне способны замахнуться и на рекорд. Тем более, что другой рекорд они уже побили – за сутки Майк Рокенфеллер, Тимо Бернхард и Ромэн Дюма не только выиграли свой первый в карьере «Ле-Ман», но и проехали 5410,713 км. А значит, результат 1971 года пал.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 22
В классе LMP2 ожидаемо выиграл прототип HPD ARX.01 номер «42» под управлением Ника Левентиса, Дэнни Уоттса и Джонни Кейна, причём он добрался аж до пятого места в абсолюте! В немногочисленной категории GT1 (доехало всего три машины) надёжнее всех оказался Saleen S7R (Габриэль Гардель/Роланд Бервилль/Жюльен Каналь). Ну а в GT2 победе радовались Марк Либ, Ричард Литц и Вольф Хенцлер на Porsche 911 GT3 RSR.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 23
Буквально сразу после аварий Физикеллы и Lola с номером «008» в связке последних поворотов перестарался и лидирующий в классе GT1 пилот Saleen S7R. Но ничего страшного не произошло  машину вытащили из гравия, и экипаж смог продолжить гонку

После финиша в Audi раскрыли секрет – в двигателях R15+ TDI впервые для «ле-мановских» дизельных машин были установлены турбины с изменяемой геометрией крыльчатки. Но вряд ли это сыграло ключевую роль в успехе немцев – скорее всего, они просто сделали оправданную ставку на надёжность, а новые турбокомпрессоры позволили не потерять мощность из-за уменьшенного рестриктора (в прошлом году на Peugeot и Audi стояли одинаковые турбины Garrett TR30R). Но следующий «Ле-Ман» будет интереснее – у марафона меняется технический регламент. И если в плане шасси метаморфозы минимальны, то в плане моторов правила перекроят основательно. Рабочий объём дизелей сократят с 5,5 до 3,7 литров и разрешат использование систем рекуперации и даже гибридных силовых установок.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 24
Не зря же перед гонкой зрители наблюдали за коротеньким, длиной в один круг, заездом «Ле-Мана будущего» – по треку проехали гибридный Porsche 911 GT3 R Hybrid (который едва не выиграл «24 часа Нюрбургринга» в этом году!), электромобиль Audi e-Tron, Ferrari 599XX HPDC, а также машины на водородном топливе. У французов есть уже фактический готовый гибридный прототип Peugeot 908 HY, активно обкатывает подобные технологии и Audi (пусть и в шкуре Porsche). 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 25
Так что в 2011-м Peugeot и Audi с закрытым купе R18, которое придёт на смену баркетте R15+ TDI, будут бороться по новым правилам. И ведь ещё не так давно дизель был новинкой в автогонках, а теперь к нему усиленно «прикручивают» высокие технологии. Что ж, остаётся лишь пожелать, чтобы интрига в гонке всё-таки свелась ещё и к скорости машин, а не только к соревнованию, у кого турбина крепче.

Результаты гонки «24 часа Ле-Мана»:
Место Машина Класс Экипаж Круги
1
Audi R15+ TDI
LMP1
Бернхард/Дюма/Рокенфеллер
397
2
Audi R15+ TDI
LMP1
Фасслер/Лоттерер/Трелюйе
396
3
Audi R15+ TDI
LMP1
Капелло/Кристенсен/МакНиш
394
4
Oreca 01-AIM
LMP1
Айяри/Андрэ/Мэйрик
369
5 (1)
HPD ARX.01
LMP2
Левентис/Уоттс/Кейн
367
6
Lola Aston Martin
LMP1
Прима/Фернандес/Мюкке
365
7 (2)
Pescarolo-Judd
LMP2
Хароуз/Лайе/Моро
361
8 (3)
Lola HPD Coupe
LMP2
Ньютон/Эрдуш/Уоллес
358

…11 (1)

Porsche 911 GT3 RSR
LMGT2
Либ/Литч/Хенцлер
338

…12 (2)

Ferrari F430 GT
LMGT2
Фарнбахер/Симонсен/Кин
336

…13 (1)

Saleen S7R
LMGT1
Бервиль/Каналь/Гардель
331

…14 (3)

Porsche 911 GT3 RSR
LMGT1
Хольцер/Вестбрук/Шайдер
327

…15 (2)

Chevrolet Corvette C6.R
LMGT1
Поликан/Грегуар/Харт
327

…22 (3)

Aston Martin DBR9
LMGT2
Энге/Кокс/Найгард
311

В скобках указана позиция в классе

Peugeot 3008

От Парижа до Ле-Мана – около 200 километров, так что без автомобиля обойтись проблематично. Нашим верным помощником в те дни оказался Peugeot 3008. Машина была предоставлена не случайно – в этом году «3008-й» дебютирует на российском рынке. Значит, можно остановиться на нёй немного подробнее.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 26
Однозначно классифицировать Peugeot 3008 не удастся. Для хэтчбека он слишком большой, обыкновенным компактвэном его не даёт назвать приличный клиренс и грубоватый, «внедорожный» облик. В общем, завис где-то между классов. Да и дизайн, мягко говоря, на любителя. Хотя, во Франции таких любителей много – «3008-х» там колесит уже достаточно много.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 27
Зато что в 3008 несомненно удалось – так это интерьер. Он просто на порядок превосходит доставшееся по наследству от Mitsubishi скромное убранство «4007-го»! И архитектурой, как бы это странно ни звучало в свете «ле-мановских» событий, напоминает о машинах Audi. Да и материалы весьма добротные – нам машина досталась в дорогом исполнении Feline. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 28
Панорамная крыша, ксеноновые фары, кожаный салон (включая переднюю панель и обшивки дверей), система проецирования показаний приборов на экран перед лобовым стеклом, «навигация», 18-дюймовые диски, топовая музыка JBL и 156-сильный бензиновый турбомотор объёмом 1,6 литра – неплохой набор.

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 29
Сначала мы довольно скептически отнеслись к возможностям двигателя, но стоило сесть за руль, как сомнения развеялись. Динамики вполне хватает и при полной загрузке машины, да и на автобане недостатка скорости не ощущалось. К тому же, внутри тихо, что скрадывает ощущение скорости. В итоге мы пополнили казну местной жандармерии на 90 евро – коллега увлёкся и превысил разрешённые 130 км/ч ещё на «тридцатку». Хотя местные там шпарили с такой же скоростью. Видимо, у них «проездной». Позже я заглянул в паспортные данные: 8,9 секунд до «сотни» и 202 км/ч максимальной скорости. А средний расход за всю поездку составил 9 л/100 км. Неплохо для мотора, удовлетворяющего требованиям Euro-5!

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 30
Конечно, есть и некоторые изъяны. Ручка механической шестиступенчатой КПП отнюдь не блещет короткими ходами, хотелось бы покрупнее боковые зеркала. А на 18-дюймовых колёсах Peugeot 3008 довольно жёстко проходит неровности с острыми краями – стыки, мелкие ямки. Но по комфорту «3008-й» всё равно превосходит сводного брата 4007. 

24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит! - Фото 31
Peugeot 3008 дебютирует на нашем рынке на Московском автосалоне уже в августе. Правда, пока нет никакой информации ни о том, когда начнутся продажи, ни о примерных ценах (во Франции 3008 стоит от 21 650 евро). Известно только, что дизельных версий в России не будет. Значит выбор сведётся либо к атмосферному 120-сильному двигателю объёмом 1,6 литра, либо к турбированной «четвёрке» того же объёма и мощностью 156 л.с. А вот привод – только передний.

Вадим Гагарин
Фото автора

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
44
Серёга Шнайдер
Афтор,следующий раз сам борись за честь пежо,что бы так писать тебе душевно не пришлось про них,у многих даже наверное слезу пробило!
СсылкаПожаловаться
V.I.P Classs
Большое спасибо за классный репортаж.Сам посмотрел часов 18! Видел все сходы,болел за Ауди! Так что исходом очень рад, классная гонка!
СсылкаПожаловаться
Alex Mart
9 ЫЙ раз подряд это уже результат бесспорно но есть конкуренты у колец бесспорно это львы будем следить и далее дабы очень интерестно по факту зрелище с накалом.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru