«24 часа Ле-Мана»: один в поле воин!

79-й марафон «24 часа Ле-Мана» и впрямь стал, пожалуй, самым интересным за последнее десятилетие. Мы наблюдали за всеми перипетиями этой невероятно напряжённой и драматичной гонки
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Девять утра, воскресенье, шесть часов до финиша марафона «24 часа Ле-Мана». В гостевом павильоне Peugeot Sport – «жара». Если в предыдущие два года в это время люди только открывали глаза, пытаясь проснуться после почти бессонной ночи, то на сей раз все уже сидели перед большими экранами с прямой трансляцией гонки. Заполнены и трибуны (кстати, в этом году собралось 250 тысяч зрителей!), хотя обычно в это время болельщики слоняются по территории и наводняют лавки с «сувениркой» и уличные кафе. Все привыкли, что в «Ле-Мане» лидеров к утру разделяют даже не минуты, а целые круги. Но сценарий 79-го «издания» легендарного марафона как будто писали зубры Голливуда!

«Ле-Ман» 2011 года и впрямь стал, пожалуй, самым интересным за последнее десятилетие. В программе этого «блокбастера» было практически всё, что может надолго увлечь зрителя: чудовищные аварии (лишь по счастливой случайности обошлось без жертв и серьёзных травм), скандальные манёвры, капризы погоды, и совершенно непредсказуемая борьба до самого финиша. Есть что вспомнить!

Интрига закрутилась ещё в квалификации. В межсезонье автомобильный клуб ACO, организующий «24 часа Ле-Мана», основательно перекроил технический регламент. И новые прототипы Audi R18 TDI и Peugeot 908 оказались настолько близки по скорости, что устроили между собой соревнования похлеще Формулы-1. Шутка ли, все шесть заводских экипажей топ-команд уместились в стартовом протоколе в... 0,534 секунды. И это на кольце длиной 13 629 метров! Для «Ле-Мана» просто неслыханная плотность. В чехарде результатов удача была на стороне Audi – «кольца» в итоге отбили первый ряд у «львов».

Не обошлось без сюрпризов и здесь. «Поул» взял далеко не самый опытный и титулованный экипаж Audi под номером «2» – Марсель Фесслер, Бенуа Трелюйе и Андре Лоттерер. Главные «забойщики» Peugeot – экс-формулисты Алек Вурц, Марк Жене и Энтони Дэвидсон и вовсе смогли квалифицироваться лишь на шестом месте. Неожиданный поворот сюжета! Но это ещё цветочки по сравнению со злоключениями Aston Martin.

Британцы всерьёз грозили кулаком Audi и Peugeot, намереваясь ввязаться в борьбу если не за победу, то хотя бы за подиум, и построили прототип с бензиновым турбомотором объёмом... 2 литра! Почему Prodrive во главе с Дэвидом Ричардсом (он же попутно является и совладельцем Aston Martin) остановилась на столь экзотичном варианте? Это всё тоже выдумки ACO. Хотите больший объём? Выбирайте атмосферный двигатель!

Так вот, чудным прототипам под названием Aston Martin AMR-One были отведены эпизодические роли. Запомнились «Астоны» только тем, что лучший из них «слил» в квалификации лидеру целых 20 секунд! Более того, с временем 3 минуты 45 секунд даже в классе LMP2 пришлось бы довольствоваться лишь восьмым местом. Однако мучения длились недолго – AMR-One сошли уже на первом и третьем кругах гонки из-за отказов двигателей! «Фееричное» выступление, иначе и не скажешь.

Главным героем следующего яркого эпизода стал Алан МакНиш. Опытнейший экипаж МакНиш/Кристенсен/Капелло, на счету которых в сумме аж 13 побед в «Ле-Мане» квалифицировался только пятым. Поэтому шотландец бросился отыгрываться. Разозлённый долгим сопротивлением Peugeot МакНиш всё же смог пройти «908-й» и быстро догнал лидирующую Audi R18 TDI под номером «2». А потом все схватились за головы. Алан немыслимым манёвром обошёл напарника в скоростном повороте Dunlop и... тут же столкнулся с отстающей на круг Ferrari. Ужасающая авария лишь каким-то чудом обошлась без жертв – Audi едва не перелетела через рельс безопасности, за которым стояли фотографы и маршалы.

Куда так спешил МакНиш, не понял, кажется, никто – на тот момент прошло лишь 52 минуты 24-часовой гонки. На трассу, конечно же, выехали машины безопасности (так как кольцо длинное, на круг выезжают сразу три Audi с мигалками), целый час возившие за собой пелотон. А дальше «Ле-Ман» вошёл в привычное состояние: пилоты постепенно растягивались, к концу третьего часа лишь первая шестёрка не уступала лидеру круг – к заводским экипажам «прилепился» прошлогодний Peugeot 908 HDi-FAP команды Oreca Matmut.

В гоночном темпе Peugeot 908 явно не могли держаться за Audi. Видимо, французы сделали выводы из прошлогоднего фиаско и ударились в надёжность и экономичность. Поэтому вся эта чехарда, когда «908-й» под номером «7» сменял в роли лидера Audi номер «2», была обусловлена исключительно меньшим числом пит-стопов. Однако спокойному ритму гонки снова помешало столкновение на трассе.

Едва зашло солнце, как грянула очередная сенсация – Майк Рокенфеллер (Audi номер «1») в скоростном «изломе» перед поворотом Indianapolis на полном ходу «сцепился»... с круговой Ferrari 458 Italia! Непонятно, как можно было не увидеть в зеркалах летящую на всех парах и моргающую дальним светом Audi, но Роберт Кауфманн уверенно повёл свою Ferrari на апекс и ударил R18 TDI в левое заднее колесо. Неуправляемый прототип Рокенфеллера на полном ходу врезался в рельс безопасности, а затем отскочил в противоположную сторону. Майк самостоятельно покинул болид, но с трассы уехал в машине «скорой помощи». К счастью, «Рокки» отделался лишь ушибами, но всё же пропустил этап DTM в прошедшие выходные Рокенфеллера на Лаузитцринге подменил Том Кристенсен.

После схода второй Audi казалось, что в Peugeot сейчас дадут команду атаковать. У французов оставалось три экипажа, одним из которых вполне можно было пожертвовать, дабы догнать и «подогреть» единственную Audi на трассе. И «львы» действительно бросились вперёд! Утром началась эпическая битва – разрывы в первой тройке были минимальны. Но всё перечеркнул досадный вылет Александра Вурца, когда до финиша оставалось чуть больше 5 часов. Австриец не удержал машину в Indianapolis и отправился в боксы менять повреждённый передний обтекатель и элементы подвески.

Авария Вурца, штраф «стоп-энд-гоу» для Peugeot номер «8» – теперь бремя лидера команды был вынужден тащить Peugeot с девяткой на борту. Но напарники смогли тоже ввязаться в борьбу! После того, как механики починили пострадавший «908-й» Вурца, за руль сел Энтони Дэвидсон. А уж что он творил утром в прошлогоднем «Ле-Мане», догоняя лидирующие Audi, помнят многие. Отличился британец и на этот раз – он выехал с пит-стопа ненамного впереди R18 TDI под управлением обладателя «поула» Бенуа Трелюйе. Но когда француз догнал его, Дэвидсон не только не подвинулся, а, наоборот, начал сопротивляться!

Доктор Вольфганг Ульрих (шеф Audi Sport) был в ярости! Дэвидсон «крылся» так, как будто оборонял свою позицию, но он уступал 4 круга. Причём у Peugeot была больше скорость на прямых, поэтому Трелюйе никак не удавалось обойти Дэвидсона. Дошло до того, что Audi пожаловались на действия Peugeot судьям, но никакой реакции в итоге не последовало – Трелюйе помучился несколько кругов и принял мудрое решение немного приотпустить провокатора, чтобы не рисковать. Ведь обоюдный сход вполне устраивал Peugeot.

Но не спешите обвинять Дэвидсона в грязной игре – скорее всего, британец получил приказ из боксов и всеми силами держал Audi, чтобы помочь напарнику отыграть нужные для пит-стопа секунды. Тем более, к полудню пошёл дождь и многое могла решить своевременная остановка для замены шин. Однако асфальт так и не намок до такой степени. Но старания Дэвидсона помогли – «908-й» под номером «9» выехал впереди Audi! Но вскоре Бенуа Трелюйе сменил на финальном отрезке Андре Лоттерер, и при обгонах немец действовал куда решительнее, почти не теряя на этом время.

Концовка выдалась и вовсе драматичная. На последнюю дозаправку лидеры свернули на одном и том же круге. В Peugeot решили сэкономить время и не менять шины. Это сработало – Симон Пажено сократил отставание от Лоттерера всего до 6 секунд. Но чуда так и не произошло – догнать R18 TDI Пажено уже не смог. Audi на свежих покрышках смогла даже немного оторваться, и на финише дуэлянтов разделило 13,854 секунды! Феноменально для 355 кругов общей протяжённостью 4838 километров! Вот и думай после этого, решает ли что-нибудь десяток-другой секунд в длинном марафоне. Хотя, конечно, свою роль сыграли и длительные ремонты повреждённых барьеров безопасности в общей сложности машины безопасности водили за собой пелотон почти 5 часов!

В Peugeot, конечно, были расстроены итогом гонки – три заводских экипажа ничего не смогли сделать с единственной уцелевшей Audi. В 2010-м у прототипов 908 HDi FAP была невероятная скорость, но подвели технические проблемы. Сейчас же новые «908-е» прошли всю дистанцию без видимых проблем, но не хватило капли везения. «Львам» нужно обязательно выигрывать в 2012-м, иначе Peugeot Sport может прикрыть эту программу, признав её неэффективной. А стоит Peugeot покинуть «Ле-Ман», как он снова превратится в театр одного немецкого «актёра». И тогда о таком накале страстей в суточном марафоне можно даже и не мечтать. Будет ли «сиквел» этого июньского «триллера» столь же захватывающим? Узнаем через год!

Peugeot 3008 1.6 HDi

Как и в прошлом году, от Парижа до Ле-Мана и обратно мы добирались на Peugeot 3008. Но если тогда нам выдали версию со 156-сильным турбомотором объёмом 1,6 литра, то теперь предстояло оседлать более подходящий к современной ауре «24 часов Ле-Мана» дизельный 3008. Ведь боевой прототип Peugeot 908 тоже питается дизтопливом! Кроме того, французы подумывают о поставках такого 3008 и в Россию. Так что интерес был отнюдь не праздным.



Во всех подробностях об автомобиле можно прочитать в нашем тест-драйве Peugeot 3008, поэтому сосредоточимся только на силовом агрегате. Турбодизель объёмом 1,6 литра, оснащённый сажевым фильтром, развивает 109 лошадиных сил и 240 Нм крутящего момента. К двигателю претензий не возникло – он в меру шумный, хорошо тянет и достаточно экономичен (средний расход в нашем случае составил чуть больше 6л/100 км). Но коробка передач – это нечто! Нам достался шестиступенчатый «робот».


«Робот» обычный, с одним сцеплением. По сути, это та же МКПП, где привод сцепления управляется не левой педалью, а электроникой. При неспешном передвижении это не сулит особых проблем, но стоит поднять темп, как водитель и пассажиры начинают кланяться французским конструкторам при каждой смене передач! Довольно быстро эти «клевки» начинают раздражать и благо, что есть ручной режим, – можно менять передачи самому с помощью рычага или удобных подрулевых «лепестках». Но нужно обязательно сбрасывать газ в момент переключения – иначе «клевка» не избежать и в этом случае.



Будет ли к нам поставляться Peugeot 3008 с дизельным мотором – пока неизвестно, вопрос находится в стадии рассмотрения. Сложно сказать и о ценах. Напомним, базовый 3008 с бензиновым 120-сильным двигателем у нас стоит 744 тысячи рублей. А версия с наддувным 1.6 мощностью 156 «лошадок» потянет уже на 889 тысяч (цены указаны с учётом скидки 25 тысяч рублей на машины 2010 года выпуска). Дизель, если судить по европейскому рынку, должен оказаться где-то посередине (в Германии такой 3008 на 2050 евро дороже 120-сильного варианта). Доплата за «робот» – 600 евро. И на этой опции смело можно экономить. Результаты гонки «24 часа Ле-Мана» 2011:

В скобках указана позиция в классе

Вадим Гагарин
Фото автора и ACO