Млада-Болеслав – город-завод. Центр чешской автомобильной промышленности. Штаб-квартира империи Skoda. Её сердце и голова, если хотите. Я не ёрничаю. Skoda за годы сотрудничества с VAG сильно ушла вперёд. Передовые технологии. Фольксвагеновская начинка. Заводы в четырёх часовых поясах. Собственный дизайнерский центр... Его-то я и посетил намедни.
У входа в дизайн-центр нас встречает Йозеф Кабан – новый шеф-дизайнер Шкоды. Первое, что слышим из уст его приспешников, – камеры сдать, телефоны – тоже. Боятся утечки информации.
– Ёлки-палки! А как же снимать «процесс»? Как интервью записывать? Мы же не на секретную базу приехали.
– Ничего-ничего! После того, как покажем офис, всё отдадим. В студии фотографировать можно будет.
Офис – это старый отреставрированный трёхэтажный особняк среди административных зданий завода. К нему примыкает огороженная глухим высоким забором площадка и большой ангар, в котором, собственно, и располагается студия. На закрытой площадке дизайнеры устраивают «показы» под открытым небом – смотрят как «играют» поверхности при естественном освещении, «колдуют» над оттенками лаков. Тут же показывают «секретные» разработки фокус-группам и проводят соцопросы...
Ангар-студия – святая святых. Здесь и творится основное действо. Это место, где рождаются, вынашиваются и материализуются идеи. Чего тут только нет. Карандашные наброски, красочные компьютерные эскизы, распечатанные на плоттере. Самые разнообразные макеты интерьеров и экстерьеров... Фломастеры, карандаши, пластилин, шпатели. Планшеты, компьютеры. Разноцветные «пробники» с лакокрасочным покрытием. В общем, весёленько. Всё для работы. Разве что кубиков не хватает и игрушек.
В углу стоит «половинчатая» пластилиновая Октавия в масштабе один к одному. Лепи – не хочу. А вот и «черновой» макет концепта VisionD, его Шкода показала во время Женевского Автосалона.
– Не смотрите, что он так грубо сделан, – говорит Кабан. Это концепция в одном из первых приближений. Этот макет даже несимметричный!.. В Женеве был представлен совершенно другой VisionD – из металла и пластика.
– Работа дизайнера весьма нестандартна. Его задача не просто нарисовать интерьер и экстерьер – его работа многозадачна. И заключается она в том, чтобы увязать в едином многие взаимоисключающие вещи. Дизайнеры работают в связке со всеми. Они учитывают требования компоновщиков, эргономистов, аэродинамиков, технологов. В общем, всё «железо» нужно уложить в концепцию.
– Восприятие марки – один из ключевых моментов, – продолжает Йозеф. На Женевском автосалоне с VisionD и новым логотипом мы представили новый корпоративный стиль компании. Более чистый, более понятный, более открытый. И нам кажется, что мы нашли ту самую жилку самобытности, которой компания будет придерживаться в ближайшем будущем.
Сейчас в жизни Skoda важнейший момент. Фольксвагеновские технологии – это замечательно, но сегодня рынок перенасыщен, покупатели разборчивы. А по сему, им нужны не просто четыре колеса, нужна эмоциональная составляющая. Сильная эмоциональная составляющая, которая побуждала бы покупателя вновь и вновь возвращаться к марке.
– Мы считаем, что наш успех в том, что коллектив, который работает над обликом, многонациональный, продолжает Йозеф Кабан. У нас более 20 национальностей. Это сделано для того, чтобы получить наиболее универсальный антураж. Шкода рассчитывает на улучшение результатов продаж в России, Индии и Китае. И для нас очень важно найти дизайнеров из этих географических областей. Но мы всё равно хотим, чтобы наше «звучание» было уникальным.
Нам важно, чтобы было понятно, что Шкода – это Шкода. Что это как минимум европейский дизайн. Но ещё лучше, чтобы у автомобилистов возникала ассоциация и с географией. Что Шкода = Чехия. Мы всегда стараемся понять всех наших потенциальных пользователей. В этом нам помогает именно обмен, профессиональный обмен. И мы предоставляем возможность работать у нас людям из всех географических регионов. И нам важно сформировать глобальное видение продукта.
Для нас мало быть успешными на чешском рынке. Мы делаем наш проект глобальным. Поэтому нам важно нащупать общий язык со всеми национальностями. Мы хотим их понять, хотим стать более близкими им. При этом не хотим создавать продукты, которые станут полной неожиданностью для всех в негативном смысле этого слова. Зачем нам это?
И в рамках нашей команды царит совершенно фантастическая атмосфера, поскольку люди не фокусируются на своих «огородах» и своих национальных или личных предпочтениях, а сводят своё видение и работу в единое целое. Которое обретает глобальные размеры. Мы намного более терпимы и намного более открыты к новым вещам, чем, скажем, мононациональные команды.
Костяк дизайнерской команды состоит из чешских, словацких и немецких дизайнеров. И это, в общем-то, логично, поскольку Чехия и Словакия ранее были одним государством. После объединения с Фольксвагеном к нам пришли немецкие дизайнеры, а сейчас мы открываем двери работникам из регионов, где потенциально могут продаваться наши автомобили.
Методы, которые мы используем при проектировании, используют все автопроизводители. Так что мы не оригинальны. Эскизы могут выполняться как вручную, карандашами-фломастерами, так и с использованием технологий компьютерного моделирования... Естественно в итоге всё приходит к цифровой модели. У нас над каждым из проектов параллельно трудится сразу по несколько дизайнерских групп. Каждая из групп работает в рамках своей, предложенной ей, концепции. Таким образом, мы синтезируем сразу несколько вариаций видения проекта. По ходу работы менее удачные концепции и проекты отсеиваются, а освобождённые дизайнеры присоединяются к другим группам и продолжают трудиться, привнося свои мысли и видение в другие проекты. Так выкристаллизовывается и шлифуется наш дизайн. Всё просто.
Чтобы добиться успехов на дизайнерском поприще, в концерне нужно проработать как минимум лет пять, а лучше все десять. Раньше дизайнерам уходить нет смысла. И если у дизайнера ничего не получится в течение этого срока – от пяти до десяти лет работы, тогда, он, скорее всего, уйдёт работать в другую компанию. Но чаще всего после первого проигранного проекта люди не уходят. Интерьер и экстерьер готовятся одновременно. От постановки задачи на разработку до окончательного утверждения проекта, который в итоге идёт в серию, проходит около трёх лет.
Кажется, коллективу Кабана не так-то легко работать. Все-таки сказываются слабые корни марки. Это не Audi и не BMW. Именно сейчас компания куёт концепцию, от которой будет зависеть успех в будущем. Принадлежность Чехословакии к социалистическому лагерю на автоиндустрии страны сказалась не лучшим образом. История марки далеко не тривиальна, у Skoda были и интереснейшие разработки, и спортивное прошлое. Но на излёте социализма Skoda с западноевропейскими конкурентами соперничать была просто не в состоянии. Тенденция для глобальных перемен наметилась в начале девяностых годов с распадом Чехословакии и переходом Шкоды под крыло Фольксвагена.
– Мы возлагаем большие надежды на самые разные рынки, – говорит Йозеф. Для этого необходимо удовлетворять двум важным условиям. Первое, быть узнаваемыми. Второе, быть близкими по духу как можно большему количеству потенциальных покупателей. Так что лицо – это дело серьёзное. Skoda движется вперёд и готова с новыми силами выступить на международной арене. К 2018 году компания ставит перед собой задачу увеличить объём продаж как минимум вдвое!
Ну что же, пожелаем успеха. Со своей стороны замечу, Шкода почти всех конкурентов по функциональности и качеству исполнения кладёт на лопатки. Yeti и Roomster отличаются беспрецедентными способностями трансформации салона. Superb берёт количеством предоставляемого пространства. Кстати, вспомните двойную пятую дверь на версии хэтчбек, запатентованную Шкодой! Аналогичная задумка есть только у BMW GT. Тем не менее, нужно отдать должное, дизайн последних моделей весьма спорен. Революционный облик Roomster помешал его коммерческому успеху. А машина-то прекрасная, концептуальная и практичная. Яркая внешность Yeti не оставляет равнодушных – он либо слишком нравится, либо слишком не нравится. О чём это говорит? О характере. А раз он есть, значит дизайнеры постарались не зря.
Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и Skoda