19 марта
Mazda BT-50 2.5 TD MT
Машина куплена в 2007 году в салоне. На данный момент накатано 360 тыс. км . О покупке машины другой марки даже речи не идет. Настоящая рабочая ло...
4.2
29 ноября
Mazda BT-50 2.5 TD MT
Покупалась новой у дилера в самой скромной комплектации. За 7 лет эксплуатации только хорошие впечатления и минимум затрат. А повозила и тяжёлое и...
4
Другие отзывы о Mazda BT-50Все отзывы
20 апреля 2011 17:50, Транспорт

Экспедиция «Брест — Певек». Финиш!

Экспедиции «Брест — Певек» осталось преодолеть последние километры дистанции. Напомним, что группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока

Экспедиции «Брест — Певек» осталось преодолеть последние километры дистанции. Напомним, что группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока. Три экипажа на серийных Mazda BT-50 отправились из Бреста, Белоруссия, на самый восток России – город Певек, Чукотский край. Общая протяженность маршрута составила 14 000 км, проехать которые нужно было на обычных пикапах Mazda BT-50, обутых в обычную резину, не оснащенных никаким специальным оборудованием.

День 23 

Черский – Билибино

Чем дальше от «цивилизации», тем интереснее оказывался наш быт, особенно та его часть, которая относится к ночевке. Более-менее приличные отели остались далеко позади, а к советской обстановке в гостиницах небольших городов и поселков мы уже давно привыкли. Даже к ночевке в автомобиле мы были морально и физически готовы, но вот чтобы в актовом зале или в Колледже народов Севера… Очень забавно наутро выходить из совсем уж спартанской комнаты и видеть удивленные лица северных студентов, полные любопытства. Впрочем, утро в Черском началось не с выхода в свет, а наоборот: у нас в «номере» появились гости. 

Дело в том, что поселок городского типа Черский является частью приграничной зоны РФ, в которой действуют свои правила и законы. И гражданин страны, оказывается, не может беспрепятственно оказаться в такой вот зоне, несмотря на прописанное в Конституции «право на свободу передвижения». Организаторы экспедиции «Брест – Певек» догадывались, что мы будем находиться в не самых обычных районах нашей страны, и, например, для города Певек у всех участников экспедиции еще месяц назад были заказаны спецпропуска. Процедура эта несложная, надо лишь выслать местным пограничникам по факсу определенный пакет документов и ходатайство. Но местным пограничникам было все равно до пропусков в Певек – они стояли у наших коек и требовали документы… Началась нелепая волокита с попыткой выписать штраф в размере 500 рублей с человека за «нарушение пограничного режима». Потом, правда, по «звонку сверху» штраф был изменен на предупреждение, но полдня уже было не вернуть.

Получив по предупреждению в письменном виде и массу приятных воспоминаний, выдвинулись в сторону заправки. Официальная цена солярки в этих местах – 43 рубля за литр. Если поспрашивать и поискать, то местные жители найдут способ заправить ваш автомобиль по 25 рублей. 

Дорога по зимнику в сторону Билибино очень скоро вышла в русло небольшой извилистой речки Лесоковка. Снега оказалось тут не очень много, а расчищенная поверхность была достаточно ровная для того, чтобы «прохватить» с огоньком. В какой-то момент я даже умудрился прокатиться на сноуборде, прицепившись за фал к автомобилю. Дорожка действительно зажигательная – на 70 км можно насчитать больше 100 поворотов, большинство из которых закрытые. Но, несмотря на общую пустынность зимника, приходится быть осторожным – встречные машины все же попадаются. Приезжает дорога в село Анюйск, незадолго до которого мы, собственно, пересекли границу Чукотского автономного округа. Мы – на Чукотке!

Почти сразу зимник закончился, и началась свежая насыпная дорога отменного качества. Нет, конечно, не асфальт и не автобан, но ровная, укатанная и прямая. Встречных и попутных нет совсем. Зато пейзаж постепенно вновь раскрашивается холмами и сопками, а местные ели, покрытые реликтовым мхом, – словно растения с другой планеты. Проскочив этот отрезок, подобрались к не очень высоким, но красивым горам. У подножья уже в сумерках нас встретил поселок Встречный. Брошенная техника, скрученные временем стальные конструкции, развалившиеся пустые дома. В каких-то окошках вдалеке еще теплится свет, но видно, что из последних сил. Апокалиптическая картина на фоне завораживающего перевала «Крутой». Даже в темноте двигаясь по которому, понимаешь, что он прекрасен. Решение вернуться сюда наутро для съемок принято практически единогласно.

На подъездах к Билибино выясняется, что нас ждут новые друзья, с которыми мы вместе переправлялись через речку Мома. Тогда они поехали дальше, а мы остались чинить радиатор. Выяснилось, что по пути ребята тоже сломались и добрались до дома лишь полтора часа назад. Но уже готовы встретить и поселить. Они умудрились предоставить нам квартиру и устроили наши Mazda BT-50 на охраняемый ночлег. Вот и думай, откуда у людей здесь такое нереальное по московским меркам чувство взаимовыручки. Все просто – по-другому просто нельзя в этих широтах.

Дни 24-25

Билибино – Певек

Билибино – как опорная точка для заключительного рывка. Кажется, что дорога уже почти пройдена, и впереди остается чуть меньше 400 км до финиша. В головах начинает искриться предательское ощущение того, что «уже почти». А пока не уехали – выясняется, что этот город является рекордсменом по ценам в магазине. Местные жители покупают яблоки за 320 рублей за килограмм, колбасу за 1000 с лишним и бутылку газировки по 150 рублей, попутно гордясь званием «самого дорогого города России». В то же время говорят, что тут однокомнатную квартиру можно поменять на билет до Москвы. Грустно? На самом деле все не так мрачно: те люди, что здесь живут, неплохо одеты, ездят часто на хороших автомобилях, а отпуск проводят в столице, удивляясь приветливым ценам «Азбуки вкуса». Да и улицы не выглядят уныло – ночью изобилие иллюминации (сказывается наличие собственной АЭС, работающей нынче в треть мощности). Для пущего веселья неподалеку есть даже горнолыжный склон. 

Отличная солнечная погода – к ней уже привыкли. Как по заказу – ни метели, ни снегопада на нашем пути. Единственное – это постоянное снижение температуры и бдительности, потому как к хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Мы вот даже уже и под капот не смотрим, чтобы проверить уровень тосола в системе охлаждения поврежденного автомобиля – наша машина работает как часы. Предстоящий путь – 380 км, из которых 220 по зимнику, а потом по некой «канадской дороге», которая по легенде работает круглый год, а зимой специально заливается водой, для того, чтобы «держалась крепче». Там и поток транспорта уже присутствует (там должна кипеть работа на месторождении, разрабатываемом канадской компанией, отсюда и дорога, и название), так что доберемся до нее – считай приехали.

Зимник «Билибино – Певек» начинается прямо в городе, чуть ли не с центрального перекрестка, дорожка кокетливо извивается и спускается к руслу небольшой речки. Ровная, чистая и извилистая. Местами снега и вовсе нет: под колесами чистый и прозрачный лед. Такую дорогу водители-дальнобойщики называют «рельсами», потому что ее не расчищают грейдером, а укатывают специальными волокушами. Потом тропинка уплотняется машинами и становится весьма крепкой. Видимо, так дешевле и удобнее, но есть и минус. Там, где зимник идет не по льду, а по снежной целине, даже шагнув в сторону с накатанной тропы, можно глубоко провалиться в хрустящий, как пенопласт, сугроб. При этом сама дорога совсем не очевидна. Да, сейчас светло и отчетливо видно, где ехали автомобили, но понятно, что стоит начаться пурге и трасса просто исчезнет. Придется ориентироваться только по вешкам, сделанным из бочек и палок. Да и сейчас ехать надо очень осторожно – то и дело по пути попадаются глубокие борозды от грузовиков, скатившихся с этих «рельс».

Вскоре пейзаж сменился окончательно: мы въехали на территорию Арктики и попали на другую планету. Полное ощущение того, что ты покинул Землю и преодолел несколько световых лет одним мигом, попав на бескрайние прерии какой-то далекой планеты. Снежная, сверкающая миллиардом разбросанных алмазов равнина уходит в горизонт с причудливыми искажениями пространства, а где-то там свет близкой звезды отражают плавные линии небольших холмов и сопок.

Чем красивее, тем опаснее. Магия арктического пейзажа и общая расслабленность сыграли свою роль. Север не прощает пренебрежительного к себе отношения. Очередной пригорок – и одна из машин сходит с «рельс». Небольшого заноса задней оси оказалось достаточно для того, чтобы колеса провалились в снег и пикап по инерции аккуратно улегся на бок: минус форточка кунга, зеркало заднего вида и треснутое лобовое стекло. Потери минимальны, но для надежности решили облегчить груз автомобиля: разлили солярку из почти полной запасной бочки, лежащей именно в этом кузове, и по возможности разобрали вещички по другим кунгам. Продолжаем движение: надо во что бы то ни стало доехать. Правда, теперь уже с несколько охлажденным незапланированной остановкой рассудком.

Через три километра «удачливый» автомобиль сообщает о перебоях в работе двигателя, а уже через 5 минут глохнет окончательно. Без долгих раздумий достали трос и продолжили движение в режиме буксировки. Еще через 5 км замирает и буксирующий автомобиль...

Солнце подогревало оставшиеся угольки оптимизма в сердцах, но постепенно становилось понятно, что сегодня Арктика не особенно ждет нас в гости. Сняли топливный фильтр из обеих машин: похоже, что проблема с подачей топлива. Первая версия – замерзшая солярка. Или грязная. В любом случае, проблема в температуре и топливе. Хорошо еще, что третья машина работает без перебоев, оставляя нам шанс не замерзнуть, если наши приключения посреди снежной пустыни затянутся.

Поменять фильтры в поле невозможно. Отсутствуют необходимые инструменты. Поэтому греем фильтры на открытом огне (смочили полотенце соляркой и подожгли). На том же костре, разведенном на лопате, отогреваем и солярку, разлитую по канистрам.

Но тут на дороге появляется МАЗ, который едет в Билибино. Водитель Женя интересуется, чем может помочь. Предлагает дотащить обратно в Билибино или до подстанции, в которой живет какой-то мужичок. Предлагает даже поделиться топливом из МАЗа, горячим и гарантированно качественным. Мы от мороза долго не можем принять верное решение. Тем временем подъезжает еще один автомобиль, на этот раз не грузовой: на платформу УАЗа установлены колеса с шинами низкого давления и кузов от Нивы. Отличное транспортное средство для этих мест, не поспоришь. Люди, выбравшиеся из него, предлагают другую помощь, духовную. Они – сектанты и считают, что чтение «правильной» литературы нас непременно спасет в том или ином виде. Будь я в другой ситуации – без раздумий слал бы эту братию огородами. Но сейчас не тот момент, поэтому мы лишь по возможности вежливо отказываемся. Вообще, конечно, ситуация, больше подходящая для ремейка советского киношедевра «Кин-Дза-Дза»: ледяная пустыня другой планеты, потерянные земляне и помешанные на собственной религии инопланетяне с гравицапой.

Богословы уезжают, а мы остаемся с нашими «баранами» и водителем МАЗа Женей. Встреча с сектантами определенно пошла на пользу: мысли выстроились в ряд, и мы приняли решение отступить. Едем назад, в Билибино. Но только для того, чтобы, собравшись с силами и мыслями, предпринять новую попытку.

Обратно на «галстуке», двумя машинами за МАЗом. 100 км – как вечность, тяжелый грузовик идет не быстрее 30 км/ч, моторы впавших в анабиоз Mazda BT-50 не работают, оттого в машинах примерно та же температура, что и на улице. По внутренним ощущениям приближается к –40. Меняемся каждые 20-30 минут, чтобы не озябнуть совсем.

Звонок друзьям в Билибино (еще раз нижайший поклон Андрею и Жене) дает надежды на то, что справимся: ребята уже ждут и готовят теплые боксы для машин. Измотанные, добрались до города, где нас уже действительно ждали теплый гараж и горячий чай...

Билибино – Певек (попытка номер 2)

Работа в гараже кипела всю ночь. Необходимо было подготовить машины к штурму заключительных четырех сотен километров как можно быстрее: прогноз погоды обещал пургу. Наши билибинские друзья остались помогать до конца, а мы выделили трех человек, которые отправились отсыпаться. Должен же утром кто-то вести автомобиль!

За ночь были заменены топливные фильтры, продута система, слито содержимое баков и залито топливо, качество которого гарантируют поставщики военных баз. В наших баках действительно оказалась некая субстанция, даже цветом не напоминающая дизельное топливо. Но понять, где именно мы «цепанули» грязи, оказалось почти невозможно. Да к тому же одна машина продолжала двигаться без проблем... Так или иначе, но в 7 утра три машины были готовы ко второму вторжению в Арктику. Старт наметили на 9 часов утра.

Уже через 40 км в рации прозвучало сообщение о том, что «мотор работает с перебоями». Мгновенное решение: если заглохнет, то на трос и обратно, пока далеко уехать не успели. Заглох через 5 минут. Посмотрели, прицепились и поехали. Беглый осмотр обнаружил наличие пузырьков воздуха в системе подачи топлива для подогревателя Webasto, поставленного на машины перед выездом. Опять «косяк» установщиков в Москве? Пока только разогнались в обратную сторону, светлые головы посетила мысль - CommonRail наших дизелей сосет воздух из Webasto, значит, надо отключить систему. Короткая остановка, и вот уже запасная свеча накаливания для дизельного двигателя исполняет роль заглушки в системе подачи топлива. Мотор заводится и работает стабильно. Причина поломки – случайно отломанная накануне трубка «обратки» Webasto, на этот раз установщики, похоже, ни при чем, сами виноваты.

Дальше мы ехали достаточно долго и уже без всяких шуток-прибауток. По пути – все та же пустыня и природное величие Севера. Он постепенно пускал нас к себе в самое сердце. Лишь однажды встретили следы былой цивилизации – зимник прошел через почти брошенную деревню Бараниха. Когда-то здесь кипела жизнь и даже был свой большой аэропорт, от которого сейчас осталось лишь заброшенное здание с кучей тематического хлама внутри.

Когда счетчик дневного пробега показал нам, что до «канадской» дороги осталось каких-то 80 км, а на экране навигатора появилось синее пятно Северного Ледовитого океана, о проблемах сообщил автомобиль номер один. Те же симптомы с перебоями в работе мотора, только вот заглох окончательно он не совсем сразу. Оперативное отключение Webasto не помогло. Проблема в другом. Замена воздушного фильтра, который успел набрать снега и льда, помогла ненадолго. Вскоре машина начала глохнуть и заводиться лишь после минуты покоя. Так, с паузами мы проехали еще порядка 20-30 км, после чего вновь уснувший пикап был взят на буксир. Схема уже отработана – по 30 минут за рулем заглохшего автомобиля, чтобы не замерзнуть. Похоже, что на входе в бензонасос замерзла та самая грязь, которую мы подцепили из бочек. Но точка невозврата пройдена давно, поэтому следующий пункт назначения – Певек. И никак иначе.


В таком вот подраненном виде экспедиция «Брест – Певек» и выбралась к побережью залива Северно-Восточного моря, скованного льдами. Добрались и до «канадской», действительно залитой дороги, по которой то и дело мимо нас пролетали грузовики с цистернами на скорости 100 км/ч...

Даже понимая то, что мы теперь уже никуда не денемся и приедем к финишу, выдохнули только у дорожного знака «Певек». Кто-то даже позволил себе скупую слезу, но все без исключения вышли, пожали друг другу руки и обнялись. Цель достигнута. И теперь уже плевать, какими методами и какой ценой. Все живы, все здоровы. И все в Певеке!

Текст и фото Дмитрий Макаров

 

Подпишитесь на новую рассылку Mail.ru Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
33
sm7@mail.ru
... а как же народ на советской классике теми же дорогами ездит? ну простой, русский, у которого на нету на мазду...
СсылкаПожаловаться
Марина Дыченко
молодцы ребята!!! отличная экспедиция и интересная статья! как вам в Певеке? я сама родилась там и жила долгое время,,прекрасно понимаю что вам пришлось преодолеть! вы можете гордится собой!
СсылкаПожаловаться
Руслан Магеррамов
Если бы вы Читали внимательно то Авто пострадали по вине Установщиков в Москве, собственной самоуверенности и грязного топлива из бочек.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Возможно, вам будет интересно
Подпишитесь на нас
Новости от Mail.ru Авто